Ларионова Оксана
Инклюзивное образование как основа сохранения самоценности детства ребенка с особыми образовательными потребностями
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов в обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями и совершенствованию содержания их обучения и воспитания, в целях повышения коррекционного воздействия. Тенденция сегодняшнего дня – это интеграция и инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду нормально развивающихся сверстников. Инклюзия, согласно Саламанской декларации, предполагает вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая соответствует его возможностям, а также удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей.
Публикация «Инклюзивное образование как основа сохранения самоценности детства ребенка с особыми образовательными потребностями» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Важнейшим условием обеспечения качественного образования является взаимодействие педагогов в процессе организации образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Такое взаимодействие ведется в МБДОУ «Детский сад №117» города Чебоксары.
Содержание практики.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 117 «Белоснежка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей» посещают дети с тяжелыми нарушениями речи в возрасте от 3 до 7 лет, которые имеют различные диагнозы: общее недоразвитие речи I, II, III и IV уровней, дизартрией, фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
В детском саду мы реализуем модель комбинированной инклюзии, в котором предполагается, что главной образовательной средой для детей с ограниченными возможностями здоровья будет обычная группа в массовом детском саду. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требует от педагогов и специалистов МБДОУ деликатного и гибкого подхода. На решение и предупреждение этих проблем должны быть направлены психологические, педагогические и социальные мероприятия по сопровождению воспитанников с проблемами в развитии. Многолетняя практика показывает, что комплексное воздействие всех участников образовательного процесса наиболее эффективно влияет на развитие психических функций воспитанников со статусом ОВЗ.
Психолого – педагогическое сопровождение предполагает комплексное систематическое взаимодействие специалистов учреждения и семьи: психолога, логопеда, воспитателей, родителей, обеспечивающее формирование оптимальных коррекционно-развивающих условий воспитания и образования детей с целью их социальной реабилитации. От своевременной комплексной помощи специалистов в условиях инклюзии будет во многом зависеть дальнейшее обучение детей и их социализация в обществе.
При работе с детьми, имеющими статус ОВЗ, учитывается состояния соматического и нервно-психического здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей, уровня актуального и потенциального развития.
Основу организации такого взаимодействия определяют следующие принципы:
Принцип системности. Развитие ребенка - процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию ребенка.
Принцип комплексности (взаимодополняемость). Развитие ребенка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.
Принцип соответствия возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная программа работы с ребенком должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска.
Принцип адекватности требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе образовательной деятельности, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности и дает опору на функции, не имеющие недостатков, при одновременном “подтягивании” дефицитарных функций.
Принцип постепенности и системности, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
Принцип индивидуализации темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.
Принцип коммуникативности. Обучение организуется в естественных для общения условиях или максимально приближенных к ним.
Принцип коллективизма. Создаются условия для активной работы всех детей группы.
Принцип развивающего обучения. Учет зоны ближайшего развития.
Принцип единства диагностики и коррекции.
Работа специалистов и воспитателей по сопровождению воспитанников с ОВЗ осуществляется в ходе реализации следующих этапов:
1) Диагностико-прогностический:
• комплексная психолого-педагогическая диагностика, которая проводится при поступлении детей в дошкольное образовательное учреждении, во время адаптационного периода.
В своей практической деятельности специалисты (психолог, логопед) используют нейропсихологические методы диагностики, анализ продуктов деятельности, архивный метод, беседы, наблюдение.
• Разработка целей, задач, стратегий коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, осуществляются на дошкольном психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) специалистов и педагогов.
Специалисты и педагоги принимают участие в коллегиальном обсуждении определения комплекса коррекционно-развивающих мероприятий, в выборе индивидуального образовательного маршрута для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. На основе полученных данных углублённого обследования ПМП консилиумом принимается решение об оптимальной форме перехода на новую ступень организации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья.
Результатом работы ПМПк является коллегиальное заключение, в котором отражены рекомендации родителям, педагогам, медикам, специалистам ТПМПК по дальнейшему обучению, коррекции, сопровождению детей.
2) Коррекционно-формирующий этап: включает в себя психолого-педагогическую коррекцию – деятельность, направленную на повышение возможностей ребёнка в обучении, поведении, общении, на раскрытие его потенциальных возможностей, коррекцию речевых недостатков. Решение этих задач осуществляется в процессе всей работы на данном этапе: с детьми, их родителями и педагогами в форме совместной деятельности на занятиях и в свободной деятельности.
Здесь в своей работе мы используем программу «Адаптированная основная образовательная программа для детей дошкольного возраста с ТНР», составленную нами с учетом «Примерной адаптированной основной образовательной программой для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией профессора Л. В. Лопатиной. Наша программа обеспечивает комплексную всестороннюю помощь в развитии и компенсации имеющихся недостатков у каждого воспитанника с ограниченными возможностями здоровья, комплексом диагностических, коррекционных и профилактических мероприятий.
Тесная взаимосвязь логопеда, педагога-дефектолога, педагога-психолога и педагогов стала возможной при условиях:
• совместного планирования работы: выбора темы и разработки занятий, определения последовательности занятий и задач. В результате совместного обсуждения составляются планы фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий;
• одновременного решения коррекционно-образовательных задач учителя - логопеда, педагога-психолога, педагогов (каждый на своем занятии).
• успешное преодоление недостатков развития возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям;
Коррекционный процесс в рамках инклюзии осуществляется на основе взаимодействия педагогических работников МБДОУ (музыкального руководителя, воспитателя, физкультурного инструктора) и специалистов в области коррекционной педагогики (учителя-логопеда, педагога-психолога) по следующим направлениям: речевое развитие (коррекция и развитие связной речи, лексико-грамматических категорий, развитие произносительной стороны речи, артикуляционного аппарата, фонематического слуха, звукопроизношения); познавательное развитие (развитие мышления, внимания, памяти, восприятия); социально-коммуникативное развитие (коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, игровой деятельности); художественно-эстетическое развитие (развитие изобразительной деятельности); физическое развитие (развитие общей и мелкой моторики).
Коррекционно-развивающий процесс невозможен без участия родителей, поэтому у нас функционирует школа для родителей «Мы вместе», где для них проводятся мастер-классы, консультации, на которых специалисты и педагоги рассказывают об особенностях развития ребенка на данный момент, факторах риска и основных направлениях коррекционно-развивающей работы с ними.
3) Аналитический этап: Аналитическая деятельность позволит нам отследить эффективность коррекционно-развивающей работы в условиях инклюзии при тесном сотрудничестве педагогов и специалистов, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, так же отследить динамику развития ребенка в условиях инклюзии. В рамках этого создается портфолио на ребенка, где записываются его достижения и участие в различных мероприятиях учреждения в рамках взаимодействия с нормально развивающимися сверстниками, прикладываются его работы.
Подтверждение результативности реализации практики
Разработанная модель взаимодействия психолога, учителя-логопеда и педагогов в условиях инклюзивного образования способствует эффективным, качественным изменениям в когнитивном, речевом и личностном развитии детей с ОВЗ, росту компетентности родителей. Это видно по следующим результатам: создана система комплексного (психолого-педагогического) сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзии; объединены усилия специалистов и родителей в оказании всесторонней помощи и поддержки детям с особенностями в развитии; обучение выпускников с ОВЗ в общеобразовательных школах
– 94 %.