Татьяна Буянкина
Информационный экологический проект «Разделяй с нами»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта.
Вид проекта : краткосрочный.
Тип проекта : информационно-познавательный.
Участники проекта : дети 5-6 лет, педагоги, родители.
Срок реализации проекта : 2 недели.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Актуальность выбранной темы.
Публикация «Информационный экологический проект „Разделяй с нами“» размещена в разделах
Потребительское отношение к природе и ухудшение экологической обстановки требует формирование основ экологической культуры у дошкольников. Тема проекта выбрана не случайно. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.
Формирование экологического сознания должно начинаться в раннем детстве. И именно дошкольный возраст – благоприятный этап в формировании экологической культуры человека.
Детский сад сегодня – это образовательное учреждение, обеспечивающее физическое, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие детей. Эколого- ориентированное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных областей, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования – это организация проектной деятельности.
Цель: знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов.
Задачи, поставленные для достижения результата:
Образовательные:
- познакомить детей с понятиями «мусор» и «отходы»;
- дать детям представление о бытовых отходах: виды, свойства, опасности, причиняемые жизни человека;
- формировать у детей представления о проблеме образования и способах утилизации отходов;
- сформировать представления о том, что многим бытовым отходам можно дать «вторую жизнь».
Развивающие:
- развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
- развивать речь, творческие способности детей и актерское мастерство.
Воспитательные:
- воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе;
- воспитывать в детях уверенность в своих силах.
Методы и формы работы:
- Словесные методы, наглядные методы, практические, игровой метод.
- Наблюдение, опрос, анкетирование и тестирование родителей.
Словесные методы: объяснение, рассказы, беседы, разъяснение, устная инструкция.
Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, показ с проговариванием действий, работа со схемами.
Практические: упражнения, моделирование, создание проблемной ситуации, целевые прогулки.
Игровой метод: сюрпризные моменты, театрализованная деятельность.
Гипотеза: Если бытовой мусор сортировать, то его можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающей среды.
Принципы, которые учитывались при отборе содержания проекта :
Научность и доступность – экологическое образование по данной теме осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей возрасту форме.
Гуманистичность – содержание проекта направлено на формирование ребенка-дошкольника с новой системой ценностей, эмоционально положительного отношения к окружающей среде. В проекте данный принцип предполагает личностно-ориентированный подход.
Системность – достижение цели достигается в процессе решения комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что получает получить прогнозируемый результат.
Принцип интеграции образовательных областей.
Принцип сотрудничества определяет построение взаимоотношений участников проекта на основе компетентности, авторитетности и поддержание достоинства в отношении участников проекта.
Этапы реализации проекта :
1 этап: Подготовительный – информационно-накопительный.
2 этап: Основной – организационно-практический.
3 этап: Завершающий – обобщающе-результативный.
1 этап: Подготовительный – информационно-накопительный.
На данном этапе:
- обозначаются проблема и тема будущего проекта, ставится цель и определяются основные задачи;
- подбирается, изучается и анализируется научно-популярная литература и ресурсы интернета по теме: «Защита окружающей среды. Переработка отходов»;
- проводится диагностика знаний детей, с целью выявления уровня сформированности экологических представлений;
- разрабатываются необходимые материалы для проекта : циклы познавательных бесед экологического и природоохранного характера, конспекты образовательной деятельности, сценарии праздников и развлечений по теме проекта анкетирование и консультирование родителей;
- проводится организационная и подготовительная работа с родителями: родительское собрание, одним из пунктов которого является сообщение о разработке и реализации проекта (тема, цель и т. д., анкетирование и обработка его результатов, составление методических рекомендаций по выявленной проблеме;
- составляется план по реализации проекта.
2 этап: Основной – организационно-практический.
Данный этап предусматривает непосредственную реализацию проекта : проведение запланированных мероприятий по составленному плану.
Реализация проекта осуществляется в процессе организации различных видов деятельности: в ходе совместной деятельности педагогов, родителей и детей и в ходе самостоятельной деятельности детей.
3 этап: Завершающий – обобщающе-результативный.
Проведение мониторинга, позволяющего определить степень достижения цели проекта и решения поставленных задач.
Итог реализации данного проекта – познавательное мероприятие с детьми «Экологический КВН».
Прогнозируемые результаты:
В процессе реализации проекта дети поймут, что:
- можно делать из бросового материала оригинальные вещи: различные поделки, подарки, элементы интерьера – дать мусору «вторую жизнь»;
- при покупке продуктов необходимо обращать внимание на упаковку товара и отдавать предпочтение той, которая сделана из вторсырья или может быть впоследствии переработана;
Результатами проектной деятельности дошкольники могут делиться друг с другом, а также с родителями.
Оценка рисков проекта
- неосведомленность родителей в вопросе важности формирования у детей элементов экологического сознания;
- недостаточность знаний родителей о том, как познакомить детей с правилами поведения в природе;
- недостаточная активность родителей при взаимодействии с педагогами, пассивность в выполнении поручений.
Пути минимизации рисков проекта
- способствовать осознанию родителями своей роли в сохранении природы и получения знаний по вопросам природоохранительной деятельности;
- создать условия, способствующие повышению интереса детей к экологическим проблемам и вовлечение их и родителей в проектную деятельность.