Наталья Таран
Информационный проект по ознакомлению с родным городом для детей подготовительной к школе группы «Джанкой — частичка Крыма»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационный проект
по ознакомление с родным городом
детей подготовительной к школе группы
«Джанкой – частичка Крыма»
Паспорт проекта :
1. Вид проекта : информационно-познавательный
2. Продолжительность проекта : краткосрочный (13.01-17.01)
3. По составу участников : групповой
Публикация «Информационный проект по ознакомлению с родным городом для детей подготовительной к школе группы „Джанкой — частичка Крыма“» размещена в разделах
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.
4. Актуальность проекта :
Маленькая родина все равно большая,
Ведь она единственная.
Ж. Ренар
Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В. А. Сухомлинский утверждал, что «детство - каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.
Сколько бы ни было нам лет, мы помним какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этот город необязательно должен быть большим. Он может быть тихим городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений.
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок. Необходимо стремиться к тому, чтобы воспитанники увидели красоту родного города, преобразования, происходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной.
Любой край, где бы человек не жил, неповторим. У каждого места на земле есть своя история.
Дети в моей группе с любопытством рассматривают фотографии о родном городе, делятся впечатлениями. Беседуя с ними, я убедилась в том, что у воспитанников неплохие знания о достопримечательностях города, его инфраструктуре. А представления об истории родного города, его жителях поверхностные, ведь большинство родителей также имеют недостаточно знаний о родном городе, очень много семей, недавно поселившихся в нём. А не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Так и появился данный проект.
5. Цель проекта :
Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие:
- развивать у детей эмоционально - ценностное отношение к своей малой Родине;
- предоставить возможность дошкольникам почувствовать себя маленькими горожанами, участниками жизни города.
Познавательное развитие :
- продолжать знакомить с историей родного города и его достопримечательностями, закреплять полученные ранее знания;
- продолжать знакомство детей с традициями, трудом и бытом горожан;
- развивать любознательность, наблюдательность, воображение.
Речевое развитие:
- развивать связную речь детей, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
- обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать.
Художественно-эстетическое развитие:
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с родным краем;
- развивать эстетический вкус, творчество;
- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Физическое развитие:
- способствовать накоплению ребёнком необходимого двигательного опыта;
- формировать личностную культуру здоровья.
6. Задачи по работе с родителями:
- повысить интерес к работе ДОУ;
- повысить заинтересованность родителей в учебно-воспитательном процессе;
- повысить родительскую компетентность по данной теме.
7. Пути реализации:
Подготовительный этап :
- определение проблемы, цели, задач, содержания, участников проекта;
- разработка перспективного планирования по работе с детьми, составление плана взаимодействия с родителями;
- подбор и изучение методической литературы;
- разработка конспектов занятий и других мероприятий;
- разработка и изготовление дидактических игр и пособий;
- подбор иллюстративного и литературного материала для работы с детьми.
Практический этап (работа с детьми) :
Проведение непосредственно-образовательной деятельности
1. Познавательно-исследовательская деятельность : ознакомление с окружающим миром
«Знакомство с родным городом»
Цель: углублять знания о родном городе Джанкое и о его основных достопримечательностях; познакомить с историей города, историческими фактами, названиями улиц, памятниками архитектуры. Развивать интерес к изучению истории родного города, внимание, память, расширять словарный запас. Воспитывать любовь к родному городу, уважительное и бережное отношение к историческим памятникам.
2. Коммуникация: развитие речи
«Моя малая родина»
Цель: раскрыть историческое понятие «город». Продолжать знакомить с родным городом, обогащая и расширяя знания о памятных местах города.
Воспитывать любовь к родному городу. Развивать речь, обучая составлению рассказа.
3. Художественное творчество: рисование
«Путешествие по родному городу»
Цель: воспитывать у детей чувство гордости и уважения за свой родной край, родной город. Закреплять умение рисовать по собственному замыслу, самостоятельно придумывать содержание, композицию рисунка, подбирать материал для рисования, доводить задуманное до конца. Совершенствовать умение работать разными материалами.
«Вечерний город»
Цель: побуждать детей рисовать ночной город, используя тёмные цвета.
Развивать чувство композиции, цвета. Закреплять умение рисовать разные здания, изображать передний и задний план. Вызывать интерес, желание к изобразительной деятельности.
4. Художественное творчество :аппликация
«Строим новый район»
Цель: формировать у детей навыки групповой работы (распределять работу между собой, принимать участие в обсуждении композиции, отражать в аппликации свои знания и представления о зданиях разного назначения (магазины, детские сады и др.). Закреплять умения детей складывать прямоугольную форму пополам и ровно разрезать по сгибу на части, располагать окна на одном уровне. Развивать композиционное мышление; воспитывать уважение к профессии строитель.
5. Художественное творчество: лепка
«Дома в моём городе»
Цель: продолжать учить из пластилина создавать предметы, состоящие из прямоугольных, квадратных, треугольных частей. Развивать представление детей о том, что в нашем городе есть разные дома. Закреплять приемы лепки (вытягивание, сглаживание). Развивать образные представления, воображение. Воспитывать положительное отношение к родному городу, испытывать гордость за свой город.
6. Художественное творчество: конструирование
«Дома будущего»
Цель: содействовать совершенствованию умений в конструктивной деятельности. Формировать умение создавать конструкции в соответствии с конкретными условиями. Развивать образное мышление, воображение, инициативу, творчество. Развивать коллективное творчество, умение работать сообща. Побуждать к поисковой деятельности детей, самостоятельности.
Беседы
1. «Герб родного города»
Цель: рассказать детям о функциональном значении герба, дать представление о его истории. Рассказать о том, что изображено на гербе города.
2. «Что отличает город от деревни»
Цель: формировать элементарные представления об отличиях города от деревни. Прививать любовь к родному краю. Воспитывать чувство гордости за свой город.
3. «Каким был мой город раньше»
Цель: познакомить детей с внешним обликом родного города много лет назад. Развивать умение находить черты сходства и различия.
4. «Транспорт моего города»
Цель: расширять представления о видах транспорта и его назначении. Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.
5. «Что такое улица»
Цель: формировать элементарные представления об улице. Обращать внимание на дома, тротуар, проезжую часть. Продолжать закреплять название улицы, на которой находиться д\с; дом в котором живут дети. Объяснить, как важно знать свой домашний адрес.
Дидактические игры
1. «Какой это магазин?»
Цель: вспомнить с детьми названия магазинов, находящихся в городе. Формировать навык образования сложных слов (слово-признак).
2. «Светофор и регулировщик»
Цель: уточнить знания детей о работе сотрудников ГИБДД (регулировщика); объяснить значение его жестов; учить детей соотносить жесты регулировщика с цветом светофора.
3. «Подбери признак»
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.
4. «Вот предмет, а из чего Люди сделали его?»
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилага-тельных и способов их образования.
5. «Узнай, обведи, назови»
Цель: закреплять знания о символах города. Развивать восприятие, внимание и речь.
6. «Логическая связь»
Цель: закреплять знания об архитектурных памятниках города. Учить анализировать, развивать умение обосновывать свой ответ.
7. «Какой дом»
Цель: развивать внимание, сообразительность, мышление, речевую активность.
8. «Где находится памятник?»
Цель: формировать представления о родном городе. Развивать у детей умение ориентироваться на карте-схеме города. Закреплять знания о памятниках города.
Сюжетно-ролевые игры
1. «На дорогах города»
Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик. Воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.
2. «Столовая-кафе-повар»
Цель: расширять у детей представления о труде работников столовых, кафе. Развивать интерес и уважение к профессиям повара, официанта. Познакомить с правилами поведения в общественных местах.
3. «Почта»
Цель: обучать детей умению реализовывать и развивать сюжет игры. Углублять знания о разных формах почтовой связи: почта, телеграф, теле-фон, радио. Воспитывать чуткое и внимательное отношения к товарищам и близким.
4. «Завод»
Цель: формировать трудовые умения. Развивать творческое воображение детей. Формировать представления дошкольников о том, что такое завод (фабрика) и что он производит. Воспитывать положительное отношение к рядовым будничным профессиям рабочих династий.
5. «Железная дорога»
Цель: углубить, расширить и конкретизировать знания детей о труде работников железнодорожного транспорта, о железной дороге. Развивать конструктивные способности детей при работе с крупным строительным материалом. Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.
Подвижные игры
Цель: развивать двигательную активность. Упражнять в беге с увёртыванием, в умении ориентироваться в пространстве. Развивать умение действовать по сигналу. Развивать ритмичность, выразительность речи и координацию движений.
1. «Будь внимательным»
2. «Грузовики»
3. «Повар»
4. «К названному дереву беги»
Пальчиковая гимнастика
Цель: развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений. Совершенствовать зрительно–двигательную координацию. Совершенствовать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи. Совершенствовать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи.
1. «Прогулка по городу»
2. «Профессии»
3. «Транспорт»
4. «Светофор»
5. «Я люблю свой город»
Физкультминутки
Цель: способствовать снятию усталости и напряжения, укреплению здоровья детей. Восстановить работоспособность, успокоить нервную систему. Учить координировать речь с движением, проводить работу над темпом и ритмом речи. Развивать творческое воображение, подражательность.
1. «Мой город»
2. «Лётчик»
3. «Светофор»
4. «Я иду по городу»
Наблюдения
Наблюдение за разными видами транспорта
Цель: расширять знания о наземном транспорте, их классификацию, назначение. Формировать представление о назначении автобусов, их значении в жизни человека.
Наблюдение-рассматривание таблички на здании д/сада с указанием его адреса.
Цель: закреплять знание адреса детского сада, о его месторасположении в городе.
Художественная литература
Цель: формировать интерес к чтению художественной литературы. Способствовать развитию монологической и диалогической речи детей. Развивать память, слуховое и зрительное внимание, усидчивость.
Чтение В. Степанов "Мы живем в России".
Цель: развивать интерес к художественной литературе, воспитывать гордость за свою страну.
Чтение рассказа С. А. Баруздина «Страна, где мы живем»
Цель: учить детей внимательно и заинтересованно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию. Закреплять умение запоминать последовательность развития сюжета. Воспитывать любовь к Родине, своему городу, окружающим людям.
Чтение В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок»
Цель: продолжать знакомить детей с рассказами В. Драгунского, помочь понять характеры и поведение героев, вызвать эмоциональный отклик. Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей.
Дидактический альбом
1. «Люди каких национальностей проживают в моём городе?»
Цель: расширять и систематизировать знания детей о многонациональности родного города.
2. «Фотографии прошлых лет»
Цель: развивать любознательность, поддерживать интерес к прошлому родного города.
3. «Мой город – я тебя знаю»
Цель: формировать знания детей о незнакомых местах в городе, обобщить уже имеющиеся знания.
Практический этап (работа с родителями) :
- фотоальбом «Прошлое моего города»
- папка-передвижка «История родного города»
Завершающий этап:
- фотоальбом «Где я был»
- выставка рисунков «Мой город»
Методы и приёмы проекта :
Наглядные: рассматривание фотографий, иллюстраций, организация тематической выставки, знакомство с творчеством художников.
Словесные: беседы, рассказы, чтение художественной литературы, объяснение.
Практические и игровые: экскурсии, дидактические игры, создание проблемных ситуаций, прогулки.
8. Предполагаемый результат:
- в процессе работы с детьми заложены основы патриотических качеств, чувства гордости;
- дети имеют представления об истории родного города, могут рассказать о
достопримечательностях своей малой родины, заботятся о природных и
культурных ценностях города, уважают традиции города;
- активный словарь детей содержит необходимый запас слов;
- дети умеют выражать собственное мнение, анализировать.
9. Продукт предметной деятельности:
Конспекты занятий и наблюдений, подборка дидактических, сюжетно-ролевых и подвижных игр, детские рисунки, фотоматериалы, методическое оборудование для игр и занятий.
10. Используемая литература
1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М. : ТЦ Сфера, 1999. – 112 с.
2. А. Ершова, Н. А. Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»
3. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М. : ТЦ Сфера, 1999. - 112 с.
4. Интернет - ресурсы