ирина дрозденко
Информационные технологии в методике преподавания речевого развития для детей с умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях расширение внедрения информационных технологий в процессе преподавания речевого развития для детей с умственной отсталостью является одним из приоритетных моментов в сфере специального образования.
Перед современными педагогами стоит важная образовательная задача: поиск и выбор наиболее подходящих и эффективных информационных технологий для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью.
Публикация «Информационные технологии в методике преподавания речевого развития для детей с умственной отсталостью» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2024
Необходимость внедрения информационных технологий в методику преподавания речевого развития детей с умственной отсталостью давно определена многими исследованиями. Отмечаются преимущества развития информационных технологий и широкие возможности их применения в процессе обучения.
Умственная отсталость это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учитывает возрастные, типологические и индивидуальные возможности, особые образовательные потребности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В рамках внедрения ФГОС образовательная программа школы ставит целью общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Психические расстройства у детей с умственной отсталостью отличаются своей сложной структурой. Они могут быть различны по своим проявлениям, механизмам, стойкости, а также требуют разностороннего подхода к их анализу. Многие отечественные педагоги и психологи заинтересованы в изучении проблемы психического развития детей с умственной отсталостью.
Как отмечают исследователи, к основным особенностям психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью относятся: несформированность высших форм познавательной деятельности (анализа, синтеза, обобщения, абстракции); конкретность и поверхностность мышления; замедленное развитие речи; незрелость эмоционально-волевой сферы.
По мнению ученых, к особенностям психического развития детей с нарушениями интеллекта, можно отнести следующие моменты: неполноценность высших форм познавательной деятельности (анализ, синтез, обобщение, абстракция); конкретность и поверхностность мышления; задержка развития речи; несформированность эмоционально-волевой сферы.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учитывает возрастные, типологические и индивидуальные возможности, особые образовательные потребности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В рамках внедрения ФГОС образовательная программа школы ставит целью общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Отличительной особенностью занятий с детьми, имеющими умственную отсталость, является то, что для большей мотивации требуется применение большого количества ярких наглядных пособий. Таким детям необходимо повторять и объяснять новый материал несколько раз. Это усложняет работу педагога. Делая вывод, мы отметили, что применение информационных технологий позволяет сделать занятие автоматизированным, увлекательным и информационно насыщенным, это в свою очередь делает учебный материал более легкий для усвоения детей. А также упрощается работа педагогов.
Деятельность современного дошкольного общеобразовательного учреждения уже невозможно представить без использования средств информационных технологий.
Данный метод образовательной технологии способствует повышению мотивации детей к обучению, стремлению познавать новое. Информационные технологии повышают эффективность в общеобразовательном процессе детей с умственной отсталостью. Использование данной технологии позволяет повысить уровень инициативности среди детей в процессе обучения.
Использование ИКТ при обучении детей с умственной отсталостью позволяет проводить уроки на высоком эмоциональном уровне, что немаловажно для детей с умственной отсталостью; повышает активность на занятиях; приносит больше эффективности в процессе обучения; возможность увеличения усвоения материала на занятиях в 2 раза.
Информационные технологии помогают сочетать традиционные и современные методы обучения.
В работе с детьми имеющие умственную отсталость могут быть использованы как готовые продукты, так и самостоятельно разработанные инструментарии. Готовыми продуктами могут выступать:
1. Различные компьютерные тренажёры;
2. Разработанные обучающие и развивающие компьютерные тесты;
3. Приключенческие квесты и обучающие игры;
4. Книги, учебники и энциклопедии;
5. Электронные рассылки и тематические ресурсы.
Самостоятельно разработанный инструментарий может быть представлен в виде:
1. Составленных с помощью программы Microsoft Office игры и программы-презентации Power Point;
2. Разработанных педагогом веб-страницы и веб-сайты;
3. Подборок компьютерных тестов по интересующим темам;
4. Цифровых видеороликов, аудиозаписей и др.
Применение нетипичных форм проведения занятия помогает развитию мыслительной деятельности детей с умственной отсталостью.
Благодаря информационным технологиям педагог может использовать в своей работе таких средств, как: мультимедийные презентации; проведение разминок с видео демонстрацией; аудиовоспроизведение голосов животных, звуков природы и пр. ; проведение пальчиковой гимнастики с видео сопровождением.
Для определения необходимости использования информационных технологий в процессе преподавания развития речи для детей с умственной отсталостью мы рассмотрим несколько примеров их использования.
Вот несколько игр с использованием мультимедийной презентации.
Игра «Что лишнее?».
Цель: упражнять в умении обобщать предметы, строить сложные предложения, доказывать свою точку зрения.
Ход игры: Ребенку предлагается к вниманию слайд, на котором находятся четыре картинки. Ему необходимо рассмотреть их, сравнить между собой, определить один рисунок, который не подходит к остальным и назвать его. Затем нужно назвать отличия его от других рисунков и обосновать свой выбор.
Ребенок должен кликнуть правой кнопкой мыши по рисунку, который он посчитал лишним. Если ребенок ответил правильно – рисунок сам зачеркивается, если ответ не правильный – то нет.
Рис. 1 Игра «Что лишнее?»
Игра «Чей детёныш?».
Цель: упражнять в умении называть детёнышей домашних животных.
Ход игры: на экране представлены изображения домашних животных и их детёнышей, ребенку предлагается выбрать одно животное и соединить мышкой с его детенышем и назвать, кто чей детёныш. Например: «У коровы – теленок», «У собаки – щенок», «У свиньи – поросенок» и т. д.
Рис. 2 Домашние животные
Игра «Чей домик?»
Цель: упражнять в представлениях, где обитают животные, птицы, рыбы и насекомые.
Ход игры: на экране в виде мультимедийной презентации представлены картинки, на которых изображены обитатели флоры и фауны и их «домики». Ребенку необходимо кликнуть правой кнопкой мыши на картинку с обитателем, а затем на картинку с его предполагаемым «домиком». При правильном ответе эти две картинки должны исчезнуть с экрана. Ребенок должен проговаривать свои действия (например «Будка-это домик щеночка»).
Рис. 3 Игра «Чей домик?»
При преподавании речевого развития детям с умственной отсталостью возможно использование интерактивной доски.
Игры «Разноцветные коробочки»
Цель: упражнять в умении группировать предметы по одному признаку, формировать длинные предложения
Ход игры: внизу экрана представлены 4 коробочки разных цветов, сверху предметы разных цветов, соответствующие цветам коробочек, ребенку нужно соединить стрелочкой предмет соответствующего цвета, с коробочкой того же цвета. При этом ребенок должен вслух проговорить свои действия (например, «Зеленый виноград положу в зеленую коробочку»).
Рис. 4 Разноцветные коробочки
Игра «Времена года».
Цель: упражнять в умении отличать времена года.
Ход игры: на интерактивной доске поочередно отображаются картинки, на которых изображены времена года (зима, весна, лето, осень). Дети должны назвать соответствующее картинке время года.
Примеры иллюстрации представлены на рис. 5.
Рис. 5 Явления природы
Игра «Явления природы».
Цель: упражнять в умении определять названия явлений природы.
Ход игры: на интерактивной доске поочередно отображаются явления природы (дождь, ветер, снег, дождь, туман, град, гроза, радуга и т. д.). Дети должны произнести явления, изображенные на интерактивной доске.
Рис. 6 Явления природы
Игра «Сочини рассказ».
Цель: упражнять в умении подбирать правильные слова и строить сложные предложения.
Ход игры: на интерактивной доске отображается 4 картинки, на которых происходят конкретные действия. Ребенок должен составить несколько предложений характеризующих действия на иллюстрациях.
Например, рассмотрев иллюстрацию «Мышонок и воздушный шар» ребенок может составить подобное сочинение: «Шел серый мышонок по дорожке и в кустах увидел воздушный шар оранжевого цвета. Он был очень рад найти его. Мышонок решил надуть его и полетать, словно птица в небе. Дул, дул изо всех сил и надул. Его подхватил легкий ветерок и понес по синему-синему небу».
Рис. 7 Мышонок и воздушный шар
Далее рассмотрим использование мультимедийных дисков, выделим несколько примеров, применяемых для развития речи.
В продаже имеется замечательная игра под названием «Веселая азбука». Это обучающая программа для детей дошкольного возраста. Данная программа позволяет изучать звуки и буквы в игровой форме, а потом проверить полученные знания.
В ходе игры ребенок вместе с Зайкой и Мудрым отправится в удивительное путешествие по сказочному лесу. За каждым деревом он найдет множество сюрпризов, шуток и мини-игр. В процессе игры ребенок попадет в гости к Леснику и котенку, черепахе и медведю, волку и обезьянке. Обитатели леса будут рассказывать ребенку о буквах и правилах их чтения. В игре разработана специальная система интерактивных упражнений, которые помогут с легкостью освоить буквы, а голос диктора научит правильному произношению.
Так же на занятиях по развитию речи возможно использование развивающих мультфильмов на мультимедийных дисках. Существуют мультфильмы на тему формирования понятий у детей «Добра и зла», «Хорошо и плохо» и т. д.
Использовать информационные технологии на занятиях с детьми с умственной отсталостью нужно рационально. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, в том числе особенности здоровья.
Многогранность информационных технологий предоставляет педагогу широкий выбор своих ресурсов. Благодаря этому занятия с детьми с умственной отсталостью приобретаю яркие краски, разнообразность. Нельзя не отметить, что наличие данных технологий в дошкольном общеобразовательном учреждении, значительно облегчает работу педагогов.