Марина Владимировна Галактионова
Информационные технологии физического развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №266»
Доклад на тему:
Информационные технологии физического развития дошкольников
Выполнила: Инструктор по ФИЗО Галактионова М. В.
2020г.
ВВЕДЕНИЕ
Публикация «Информационные технологии физического развития дошкольников» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Актуальность исследования обусловлена тем, что с рождения до семи лет у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача не только родителей, но и каждой дошкольной образовательной организации.
Важнейшей задачей, определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями, любящего спортивные и физические упражнения, способного к обучению в школе и к активной последующей творческой деятельности.
Совершенствование системы физического воспитания дошкольников во многом определяется уровнем научной обоснованности методов физической подготовки детей дошкольного возраста. До сих пор теория и методика дошкольного воспитания являлась переложением теории и методики физической культуры и приспособлением ее положений к физическому воспитанию дошкольников. Однако, разработка самих методов невозможна без знаний характера развития основных физических качеств ребенка. В то же время в недостаточной мере изучены возрастные особенности развития двигательных способностей детей дошкольного возраста.
Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последнее десятилетие, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных организаций. Именно в период дошкольного детства происходят важные процессы становления личности ребенка, формирование его способностей, стойкого интереса к занятиям физической культурой и спортом, навыков здорового образа жизни и на этой основе – создание прочного фундамента здоровья.
Одним из путей решения этой проблемы является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.
Объект исследования – образовательный процесс в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования – инновационные технологии физического развития детей дошкольного возраста.
Цель исследования – рассмотреть теоретические аспекты физического воспитания старших дошкольников, ориентируясь на современные инновационные технологии, и практически обосновать актуальность использования данных технологий.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть основные подходы к физическому воспитанию детей в ДОО.
3. Раскрыть содержание современных инновационных технологий физического воспитания дошкольников.
4. Обобщить опыт работы по теме исследования.
В работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ и изучение литературы по теме исследования); эмпирические (изучение и анализ рабочих программ, обобщение опыта работы).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух основных разделов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
В первом разделе «Теоретические аспекты физического воспитания детей дошкольного возраста» раскрываются задачи и средства физического воспитания дошкольников. В разделе также рассматриваются педагогические инновации в физическом воспитании, их сущность и содержание.
Второй раздел «Обобщение опыта работы по теме исследования» включает анализ программ по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. В разделе также широко раскрыта проблема применения инновационных технологий физического развития детей на примере работы педагогов МАДОУ «Детский сад №266» Алтайского края, г. Барнаула.
В заключении содержатся выводы, сделанные в ходе исследования.
Физическое воспитание является основой полноценного воспитания детей дошкольного возраста. Главная задача педагогов ДОО – охрана и укрепление здоровья детей, развитие физических качеств.
Следует помнить, что в дошкольный период закладывается фундамент здоровья и полноценного физического развития. В самом общем смысле физическим развитием дошкольника называют процесс изменения естественных морфофункциональных свойств его организма в течение индивидуальной жизни.
Внешними количественными показателями физического развития являются, например, изменения пространственных размеров и массы тела, качественно же физическое развитие характеризуется, прежде всего, существенным изменением функциональных возможностей организма по периодам и этапам его возрастного развития, выраженным в изменении отдельных физических качеств и общего уровня физической работоспособности.
Для того чтобы процесс физического развития проходил благополучно, существует множество различных современных инновационных и традиционных технологий и методик. Главное – правильное и грамотное их распределение, применение и планирование.
В настоящее время в детском саду функционируют 18 группы: младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Педагоги и специалисты детского сада отмечают, что в настоящее время существует проблема общей ослабленности здоровья поступающих в детский сад воспитанников. Это связано с высоким уровнем соматических заболеваний у детей и со снижением иммунитета. Поэтому сохранение и укрепление здоровья – одна из главных стратегических задач МАДОУ «Детский сад «266».
Исходя из важности этой проблемы, педагогами детского сада была поставлена цель: найти пути формирования двигательной активности у детей дошкольного возраста средствами инновационных технологий. Целью работы воспитателей и инструктора по физкультуре детского сада является сохранение и укрепление здоровья детей и оптимальная реализация оздоровительного, воспитательного и образовательного направления физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка. К основным задачам охраны и укрепления здоровья детей в МАДОУ «Детский сад №266» относятся: укрепление здоровья детей; воспитание потребности в здоровом образе жизни; развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка; приобщение детей к традициям большого спорта.
В настоящее время педагоги МАДОУ используют инновационные подходы к формированию физической культуры. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий стала приоритетным направлением в деятельности МАДОУ. Решая физкультурно-оздоровительные задачи, педагоги МАДОУ организуют разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализуют комплекс профилактических, воспитательно-образовательных, оздоровительных мероприятий по разным возрастным ступеням.
Полноценному, гармоничному и физическому развитию ребенка способствует гибкий режим дня, соблюдение гигиенических требований. В детском саду разработана система мероприятий по физкультурно-оздоровительной работе, согласно этой системе педагоги строят свою работу с детьми. Ежедневно в группах проводятся различные формы двигательной активности, такие как:
- утренняя гимнастика, организация которой направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей;
- физкультурные занятия, в ходе которых педагоги стараются обеспечивать максимальную двигательную активность детей, что обеспечивает удовлетворение потребности ребенка в движении и создает условия для овладения конкретными движениями;
- дыхательная гимнастика, направленная на совершенствование произвольной регуляции дыхания, тренировку механизмов или составных компонентов дыхательного акта. Дыхательную гимнастику педагоги МАДОУ «Детский сад №266» используют в течение всего дня, а именно: в физкультурных занятий, в проведении утренней гимнастики, в подвижных играх на прогулке, в беседах, в проведении физкультминуток, в различных форм активного отдыха, самомассажа, пальчиковой гимнастики, в выполнении звуковых дыхательных упражнениях, в гимнастике пробуждениях. Дыхательная гимнастика выполняется как в покое, так и при ходьбе;
- гимнастика после сна, в которую включаются щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказаний или ограничений в сочетании с другими оздоровительными процедурами: дыхательной и звуковой гимнастикой, профилактикой и коррекцией нарушения осанки, плоскостопия, упражнения для глаз, пальчиковой гимнастикой, самомассажа, аутотренинга.
Особую роль для укрепления здоровья ребёнка, его всестороннего психического и физического развития, а также для реализации потенциальных умственных и двигательных возможностей и стимулирования познавательной и творческой активности играет построение развивающей предметной и двигательной среды. Наряду с традиционными пособиями в МАДОУ «Детский сад №266» используется оборудование из бросового материала (разные массажёры, дорожки для ходьбы и бега, устройства для развития ловкости, координации и другое). Это оборудование особенно эффективно для формирования у детей интереса к физической культуре.
Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после сна и во время прогулок (утренней и вечерней). В течение прогулки педагоги проводят три подвижных игры.
Также педагоги МАДОУ используют современные образовательные технологии (интерактивные доски где в виде слайдов представлены комплексы тематических физкультминуток (насекомые, посуда, зима и так далее) с музыкальным сопровождением, показываются слайды с изображением знакомого вида спорта, спортивного инвентаря.
Физкультурные праздники являются эффективной формой активного отдыха детей. В течение учебного года со старшими дошкольниками проводятся 2-3 праздника на воздухе. Темы праздников самые разнообразные: «Олимпийские игры», «Весёлые старты», «Наша армия», «Спортивный марафон», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Дни здоровья», «День смеха».
Дни (недели) здоровья проводятся в детском саду 1 раз в месяц во всех возрастных группах в течение учебного года. В проведении этого дня принимает участие весь коллектив МАДОУ. В этот день с детьми проводятся спортивные досуги, физкультурные занятия, спортивные соревнования, театрализованные представления, занятия по изобразительной деятельности.
Внедрение инновационных оздоровительных технологий в работу дошкольных образовательных организаций – первоочередная и своевременная задача в духе модернизации всего процесса образования. Создавшиеся жизненные условия, нарушения экологической обстановки побудило педагогов МАДОУ «Детский сад №266» к поиску новых оздоровительных технологий. Сегодня имеется великое множество методик оздоровления и физического развития, но не все они могут быть использованы в физическом развитии детей в ДОО. Свой выбор педагоги МАДОУ остановили на элементах оздоровительной гимнастики Хатха-йога.
Йога – это полноценная гимнастика, гармонично развивающая все мышцы тела, и прекрасное средство борьбы с простудными заболеваниями, посредством укрепления всего организма. Регулярные занятия йогой помогают ребенку стать уравновешенным и спокойным, учиться концентрироваться, укрепляют здоровье и иммунитет, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям, исправляется осанка, помогает сформировать сильное и гибкое тело. Психологический эффект йоги – рост активности, прилив бодрости, устранение хандры и меланхолии, повышение настроения.
Со стороны может казаться, что дети просто бегают, прыгают и играют, лишь на некоторое время принимая статичные позы, однако в действительности такое занятие дает комплексный положительный эффект: укрепляется позвоночник, улучшается осанка и координация движений, повышается гибкость и выносливость. Вместе с тем, дети не теряют интереса к занятиям, не утомляются и дают выход энергии.
Задача педагогов МАДОУ «Детский сад №266» – направить детскую энергию на созидание, на укрепление здоровья, следования здоровому образу жизни и развитие позитивного отношения к окружающему миру.
Детская йога помогает развить координацию, гибкость, укрепить внутренние органы и улучшить общее состояние детям любого возраста. Йога способствует развитию спокойствия, концентрации и эмоционального равновесия у детей и подростков. Позы животных и комплексы упражнений с интересными историями помогут развить концентрацию у дошкольников.
В ходе занятий йогой ребенок получает навыки управления своим телом и процессами, которые в нем происходят. Это позволяет ему вступить во взрослую жизнь готовым к любым ее проявлениям, научиться воспринимать ее полнее и ярче.
Использование элементов хатха-йоги позволят укрепить здоровье воспитанников и сократить пропуски по причине простудных заболеваний. Упражнения йоги педагоги включили в утреннюю гимнастику, зарядку после дневного сна, в физкультурные занятия и физминутки.
Дети очень подвижны, активны и восприимчивы, поэтому занятия йогой скорее напоминают игру и основываются на подражании, на занятии используется имя того животного или предмета, на который похожа поза: «кузнечик», «журавль», «кошка». Это развивает память, наблюдательность и воображение ребенка.
Для реализации задач по физическому воспитанию дошкольников в детском саду села Умёт имеются все необходимые условия. Физкультурный зал оборудован пособиями: разнообразными гимнастическими стенками с наборами приставных досок и лестниц, разновысотными скамейками, дугами для подлезания, подвесными канатами, веревочными лестницами, волейбольным и баскетбольным набором, мелким спортивным инвентарем и игрушками. Изготовлены и приобретены другие физкультурные пособия, которые с успехом используются в работе.
Разработанное и изготовленное педагогами нестандартное оборудование несложное, недорогое, универсальное, малогабаритное, вносит в каждое мероприятие с детьми элемент новизны. Эти пособия многофункциональны, что дает возможность применять их в различных видах деятельности. Детей привлекают необычные формы, красочность такого оборудования, что способствует более высокому эмоциональному тонусу во время проведения непосредственно образовательной деятельности и интересу детей к ним, формирует потребность к движению. Все это повышает интерес детей к физкультуре, развивает жизненно важные физические качества, увеличивает плотность занятий и позволяет упражнять во всех видах основных движений.
Педагоги детского сада уверены, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа, не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. В своей практике педагоги МАДОУ используют групповые и индивидуальные формы работы – это консультации, беседы, семинары-практикумы, тематические конференции по обмену опытом воспитания детей на всех уровнях развития, родительские собрания, спортивные праздники с участием родителей и так далее. В раздевалках групп оформлен уголок здоровья, где размещена дополнительная информация по укреплению здоровья детей («Овощи и фрукты», «Витамины вокруг нас» и другое, также родителям предоставляется возможность посмотреть данные о росте, весе ребенка, получить информацию о закаливании в детском саду, о заболеваниях и их профилактике. Выпускаются красочные стенгазеты, оформляются тематические стенды.
Бурное развитие информационных компьютерных технологий и внедрение их в образовательный процесс ДОО, наложили определенный отпечаток на деятельность современного педагога. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику современных методических разработок. При этом эффективность компьютеризации обучения в ДОО зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе.
В своей педагогической деятельности педагоги МАДОУ «Детский сад №266» активно используют информационные компьютерные технологии, такие как: планирование работы в электронном виде; диагностика физической подготовленности дошкольников : составление таблиц, схем, графиков и диаграмм; различные оформления; педагогические советы, семинары, консультации с использованием видеофильмов, презентаций, мультимедийного оборудования; создание портфолио инструктора по физической культуре.
Информационные коммуникативные технологии в МАДОУ используются также в создании различных картотек: картотека подвижных игр; картотека дыхательной гимнастики; картотека пальчиковых игр; картотека гимнастики для глаз; картотека считалок и речёвок для детей. Также педагоги используют ИКТ и в работе с родителями, помещая в родительские уголки и на сайт ДОО различную информацию.
Проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательной организации на длительный период. Поэтому педагоги МАДОУ» будут и в дальнейшем расширять применение инновационных технологий, современных оздоровительных программ и методик.
Итак, в дошкольном возрасте формируются важные процессы становления личности ребенка, развитие у него стойкого интереса к физкультурным занятиям, развитие навыков здорового образа жизни, что составляет прочный фундамент здоровья. Один из способов решения проблемы – использование в физическом воспитании дошкольников известных физкультурнооздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.
При внедрении в работу комплексного сочетания программ и инновационных технологий можно, на наш взгляд: повысить интерес детей к различного вида занятиям, увеличить уровень их физической подготовленности, благоприятно влиять на развитие психических качеств, воспитывать нравственные качества и коммуникабельность, укреплять костно-мышечную систему, повышать функциональную деятельность организма, создавать условия для положительного психоэмоционального состояния детей, что благоприятно сказывается на здоровье каждого ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выполнив исследование по теме «Инновационные технологии физического развития дошкольников», можно сделать следующие выводы.
Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач современного общества. На сегодняшний день в соответствии с ФГОС ДО направление «Физическое развитие», включающее в себя направления «Физическая культура» и «Здоровье», занимает ведущее место в образовательном процессе.
Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие, охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья.
Начинать решать эти задачи необходимо с самого раннего возраста. Известно, что дошкольный возраст – решающий в становлении физического и психического здоровья. Именно в этом возрасте важно сформировать у детей знания и навыки здорового образа жизни, потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом.
Инновационные технологии очень прочно вошли в современную систему образования, в том числе дошкольного. Мы уже не представляем осуществление образовательного процесса без каких-либо инноваций, новшеств и современных методик. Огромное количество таких технологий позволяет не только организовать образовательный процесс на более высоком уровне, но и вызвать интерес со стороны воспитанников, а также повысить уровень мастерства каждого педагога.
Целью работы воспитателей и инструктора по физкультуре МАДОУ «Детский сад №266» является сохранение и укрепление здоровья детей и оптимальная реализация оздоровительного, воспитательного и образовательного направления физического развития, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка.
Педагоги МАДОУ используют инновационные подходы к формированию физической культуры на основе трех направлений: социально-психологического; интеллектуального; двигательного.
Для повышения интереса к физкультурным занятиям и улучшениям уровня физической подготовленности детей педагогами МАДОУ используются различные современные технологии, такие как: стретчинг-гимнастика, элементы хатха-йоги, танцевальная ритмика, дыхательные, пальчиковые и утренние гимнастики, ИКТ-технологии.
Но педагоги детского сада не останавливаются на достигнутом и продолжают внимательно следить за современными преобразованиями, направленными на улучшение психофизического развития, ищут новые подходы в решении этой актуальной проблемы.