Наталья Татарская
Информационные практические занятия для педагогов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Информационные – практические занятия для педагогов ДОУ.
Информационно-практические занятия для педагогов ДОУ следует поручать проводить воспитателям по очереди, чтобы каждый мог попробовать себя в роли тренера, который должен:
договориться о времени проводимого занятия;
определить место проведения занятия;
подготовить материал;
оповестить других воспитателей о теме информационно-практического занятия заранее.
Например: Тема информационно-практического занятия :
«Обучение — воспитание — игра».
Публикация «Информационные практические занятия для педагогов ДОУ» размещена в разделах
День проведения: вторник.
Время проведения: (время, когда дети уже разошлись по домам) либо по усмотрению самих воспитателей.
Место проведения: методический кабинет.
Занятие-игра 1. «Воспитание — обучение — игра»
Цель занятия : ознакомившись с позициями великих педагогов прошлого, определить свою позицию в отношении воспитания, обучения, игры, именно в Вашем ДОУ.
Цель игры: научиться, используя немногочисленный и доступный материал, передавать знания воспитанникам в игровой форме.
Реквизит: листы с цитатами, чистые листы бумаги, ручки, ведерко, формочки, надувной мяч, маленькие мячи (проводящий занятие воспитатель может менять реквизит по своему усмотрению)
Ход занятия
Перед каждым из воспитателей лежит лист с цитатами.
Ведущий.
"Любая психология, которая искусственно удаляет объект своего исследования из его естественного окружения, обречена на ошибку. Нужно принять во внимание не только самих людей, но и то, где они живут, что едят, с кем встречаются, как разговаривают друг с другом. " Л. С. Выготский
"Воспитание должно не только развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойною, ни счастливою. " К. Д. Ушинский
"Бойкость речи, бойкость характера не ведут ни к чему полезному для людей, если мотивом слов и поступков бывает не чувство любви к людям. Когда из сферы действия человека исключены гражданские мотивы, то это ведет к измельчанию, а порой к духовному банкротству личности. Н. Г. Чернышевский
"Нелепо ведь, чтобы один, хотя бы и в невинной форме, отравлял жизнь всем. Нельзя требовать от группы слишком многого. Здоров ребенок или болен, умен или глуп — каждый должен приспосабливаться к общим законам, не может он быть каким-то исключением. " Я. Корчак
"Дети подают иногда блестящие надежды, которые потом, с годами исчезают, следовательно, не природа виновата, а недостаток воспитания служит тому причиной. Один имеет более ума, чем другой, однако не найдешь никого, кто бы не достиг чего-нибудь прилежанием. Ф. Квинтилиан
"Руководствуйся при обучении естественными ступенями развития подрастающего человека. " А. Дистервег
Вам дается 10 мин, чтобы ознакомиться с цитатами. Напишите, с чем Вы согласны, с чем — нет. Какие цитаты отражают суть воспитания в нашем ДОУ? Что Вы могли бы добавить о сегодняшнем обучении и воспитании? (Обсуждение темы — 20 мин.)
Перейдем к третьему понятию сегодняшнего занятия — «игра».
Проведем конкурс: Кто больше всех назовет игр своего детства? Чему мы учились в этих играх? Во что играют дети сегодня? Во что играют дети разных возрастов? Как мы можем наполнить содержанием эти игры? Что необходимо для проведения новых увлекательных игр? (Обсуждение темы — 15 мин.)
Игра. Вам предлагается разбиться по парам и взять любые предметы реквизита. Через 5—10 мин, Вы должны придумать, как с его помощью в игровой форме сообщить детям какой-то интересный факт или полезную информацию. (Время на демонстрацию 15—20 мин.)
Занятие 2. «В мире слов и звуков»
Цель занятия : выяснить, какой информацией должен владеть каждый воспитатель; выявить профессиональные вопросы, которые более всего волнуют воспитателей; уметь пользоваться голосовой подстройкой; создать опросник для родителей.
Реквизит: листы бумаги, ручки.
Ход занятия
Ведущий.
Что такое информация? Информация — сообщение о чем-либо, сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи. Сегодня нас интересует информация о наших воспитанниках, методах обучения и воспитания. Как Вы думаете, какой информацией должен владеть воспитатель группы: ясельной, младшей, средней, старшей, подготовительной? (Время на ответы — 10 мин.)
Как Вы думаете, какая из книг наиболее полно отвечает на Ваши вопросы? Какой журнал кажется Вам наиболее профессионально подготовленным для воспитателей?
(Проводящий занятие воспитатель должен выслушать ответы коллег и рассказать о своих любимых книгах и журналах. Обсуждение занимает 10 мин.)
Перед Вами чистый лист бумаги и ручки, Вам дается 5 мин, чтобы сформулировать профессиональный вопрос или вопросы, которые волнуют Вас на сегодняшний день более всего. Листочки могут быть анонимными, к ним мы вернемся на одном из следующих занятий.
Почему наше занятие называется «В мире слов и звуков»? Потому что звуки играют в обучении и воспитании очень важную роль. Маленькие дети не различают смысла слов, но чутко улавливают интонации. Как Вы думаете, какие звуки вредны ребенку? Как надо общаться с малышом, чтобы у него формировалась грамотная, образная речь? Давайте представим ситуацию: к Вам пришла разгневанная мама и на повышенных тонах, в присутствии ребенка, начинает выяснять, почему Вы не даете ему роль в спектакле? Каковы будут Ваши действия? Как Вы построите диалог? (На обсуждение ситуации 10 мин.)
Занятие 3. «Презентация»
Цель занятия : выяснить, что воспитатели знают о ДОУ, в котором работают, как могут донести эту информацию до родителей, детей; как воспитатели видят свою роль, насколько владеют информацией о профессии, как могут представить себя родителям, детям, коллегам.
Реквизит: листы бумаги, ручки, лист ватмана, цветные карандаши.
Ход занятия
Ведущий.
Презентация (в переводе с латин.) означает — «представление». Сегодняшнее занятие мы начнем с представления себя. У вас есть 5 мин, чтобы изложить на бумаге наиболее важные сведения о себе и попробовать рассказать о них коллегам увлекательно. (На каждое представление 2—3 мин.)
Следующее задание несколько сложнее: Вы должны рассказать о достоинствах своей напарницы. Наш детский сад тоже нуждается в представлении. Что мы знаем о нем? Год создания? Чем отличается район, где расположен наш детский сад? Какие есть достопримечательности? Что отличает наш детский сад от других?У Вас есть 5 мин, давайте попробуем сочинить оду нашему детскому саду.
На листе ватмана все вместе нарисуем рекламный плакат нашего детского сада.
Упражнение 2. Нарисуйте, пожалуйста, автопортрет. Обсуждаем вернисаж. О каких чертах характера свидетельствует этот портрет? (Обсуждение 10 мин.)
Упражнение 3. Кидая друг другу мяч, говорить комплимент коллегам. Как вы думаете, какое поведение свидетельствует о заниженной самооценке? О завышенной? Как ведет себя человек, который адекватно воспринимает себя? (Обсуждение 10 мин.)
Упражнение 4. Открытка коллеге. Даны ключевые слова: ум, доброта, красота, здоровье. Используя эти слова, подпишите открытку коллеге.
Упражнение 5. Нарисуйте дружеский шарж на коллегу. Совместными усилиями нарисуйте дружеский шарж на директора. Если у вас есть способы повысить самооценку, поделитесь ими.
(На все эти упражнения дается по 3—5 мин.)
Занятие 4. «Повышаем самооценку»
Цель занятия : формировать у воспитателей уверенность в себе, способность решать вопросы коллегиально.
Реквизит: листы бумаги, цветные карандаши.
Ход занятия
Ведущий.
Самооценка — наше мнение о себе. В раннем детстве ребенок судит о себе по четырем критериям:
когнитивная компетентность, т. е. способность решать проблемы и достигать поставленных целей;
социальная компетентность, т. е. способность поддерживать отношения с другими людьми;
физическая компетентность — «что я умею (или не умею) делать» (бегать, играть в футбол и т. д.);
кодекс поведения — «хороший ли я мальчик (девочка)».
С возрастом критерии самооценки становятся более дифференцированными по мере формирования представлений о нашей привлекательности в глазах противоположного пола, о чувстве юмора, профессиональной пригодности и т. д.
Упражнение 1. Сейчас мы выполним упражнение, которое позволит определить отношение к самим себе. Вам дается 5 мин, чтобы составить наиболее полный перечень своих достоинств. У кого получилось больше всех?
Занятие 5 " Творческие способности"
Цель занятия : выявить и помочь реализовать творческие способности воспитателей.
Реквизит: листы бумаги с началом стихотворений, листы с наклеенной половиной открытки, детские музыкальные инструменты (бубен, губная гармошка, пустой стаканчик из-под йогурта, пуговица, пустой флакончик из-под духов, помада, тушь, тени, парик (самодельный).
Ход занятия
Ведущий. Как и какие способности мы помогаем развивать детям в наших группах?
Упражнение 1. Дано начало стихотворения, придумайте окончание. (На выполнение задания дается 5 мин.)
Варианты
Утром настроение плохое, Глаз накрасить не могу никак.
Весной везде повсюду лужи, В ручьях кораблики плывут.
Все любят послушных, приветливых деток, Капризных, упрямых — не любит никто.
Родители, часто сердясь и бранясь, С ребенком теряют душевную связь.
Генетику можно во всем обвинять, На зеркало даже не стоит пенять.
Если в очереди Вас обидели, Улыбнитесь и забудьте сей же час.
Чтобы значимость другому показать, Щеки вовсе и не надо надувать.
Можно дать одно и то же начало стихотворения разным воспитателям. Прочитайте стихи коллегам, обсудите. (На чтение и обсуждение — 10 мин.)
Упражнение 2. На лист акварельной бумаги или картона приклеена половина открытки или картинки. Вам дается 5 мин, чтобы завершить шедевр. С помощью полученных картинок, создайте общий коллаж.
Упражнение 3. Разбейтесь по парам. У одного в руках музыкальный инструмент, другой напевает мелодию. Задача следующей пары отгадать ее и загадать другой.
Упражнение 4. Предложены: стаканчик из-под йогурта, пуговица, пустой флакончик из-под духов. Выяснить, кто предложит наибольшее количество вариантов использования этих вещей».
Упражнение 5. «Преобрази коллегу». Используются помада, тени, тушь и парики. Как сделать парик?
Идея 1: купить парики в театральном магазине.
Идея 2: попросить родителей изготовить парики.
Идея 3: изготовить парики вместе с детьми старшей и подготовительной групп. Для изготовления парика требуется основа: старая шапка, платок, лента для волос, картонный ободок и собственно «волосы». Их можно сделать из нарезанной папиросной бумаги, елочной мишуры, ленточек, декоративных шнурков. Элементарный парик делается быстро и просто: как основа используется картонный ободок, для изготовления «волос» — нарезанная папиросная бумага. В зависимости от размера окружности головы из картона вырезается полоска, которая скрепляется скрепками с двух сторон. Из папиросной бумаги дети могут нарезать тонкие полоски. Цвет следует выбирать в соответствии с образом персонажа: кикимора — зеленый, лиса — оранжевый, радуга — разноцветный и т. д. С этой задачей дети также легко справляются. Бумажные «волосы» приклеиваются к картонному ободку. Пышность парика зависит от вашего желания. На изготовление более сложных париков требуется немного больше времени и усилий. В шапках и платках часто прорезаются дырочки, продергиваются и закрепляются «волосы» — шнурки, мишура, ленточки. Дети могут помочь красить материал для «волос» в нужный цвет, продергивать и закреплять. Если Вы мастерили парик вместе с ребятами, обязательно позвольте им примерить его, обсудите, для какой роли он может использоваться.
Считается, что, развивая творческие способности детей, следует:
сочинять с детьми сказки;
создавать домашний оркестр;
рисовать и лепить из пластилина, глины;
устраивать домашние спектакли;
раз в месяц водить ребенка на концерт, в театр, музей.
Что можно добавить к этому списку? Как родители влияют на развитие творческих способностей детей? Есть ли в Ваших группах творчески одаренные дети? В чем они выражаются? (Обсуждение — 10 мин.)
Занятие 6. «Общение с коллегами»
Цель занятия : формировать навыки позитивного, созидательного общения воспитателей.
Реквизит: листы бумаги, ручки, листы с цитатами.
Ход занятия
Ведущий.
Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Перед каждым лежат листы с цитатами. Вам дается 5 мин, чтобы прочитать и подготовить короткий комментарий к цитате.
«Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение».
«Чем больше "балласта", тем труднее становится общение»
«Чем больше Вы принимаете во внимание потребности Вашего
собеседника, тем больше он будет (автоматически) удовлетворять
Ваши собственные потребности».
«Важно не то, что говорят, а важно то, что окружающие слышат в словах говорящего».
«Нет никаких гарантий, что Ваш собеседник слышит то, что Вы хотели бы ему сказать».
«Уверенность в своих знаниях придает силу».
«Представление о самом себе самое важное из всех представлений вообще».
«Настраивайтесь на человека, а не на сообщение».
«Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам».
«Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо».
«Того, кому доверяют, за руку не держат».
«Когда Конфуция спросили, есть ли одно такое слово, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь, он ответил: "Это слово -СНИСХОДИТЕЛЬНОСТЬ"».
Можно предложить одну и ту же цитату нескольким воспитателям и услышать различные комментарии.
Ведущий. Каким Вы видите идеальное общение «Воспитатель— воспитатель»? Что для этого нужно делать? Всем известно, что понять человека можно лучше, если знать, о чем говорят его жесты. Поднятый вверх большой палец означает одобрение, опущенный вниз — осуждение. Когда человек заинтересован в словах собеседника, он слегка наклоняет голову набок, пожимая плечами, мы как бы говорим: «Не знаю».
Упражнение 1. Вам дается 5 мин, чтобы придумать и показать жестами сигналы: мне нужна помощь; у меня есть свободное время; прекратите шуметь; поспешите; успокойтесь; я иду на помощь; приходите в гости.
(На демонстрацию отводится 10 мин.)
Упражнение 2. «Самое важное для воспитателей одной группы — взаимопонимание и единая стратегия воспитания и обучения детей. Чтобы лучше понимать друг друга, предлагается следующее упражнение.
Закончите предложения.
Самым важным в работе с детьми младшей (средней, старшей,
подготовительной) группы я считаю.
Самый проблемный ребенок в группе.
Наиболее успешно в группе проходят занятия.
Мне кажется, что детям не нравится.
Я бы хотела поговорить с родителями.
Я бы хотела, чтобы в группе поработал. (психолог, логопед,
психоневролог, специалист по лечебной физкультуре).
Я готова помочь коллегам. (в проведении праздников, родительских собраний, подготовке к открытым урокам).
Обменяйтесь листками и сравните, в чем совпадают ваши мнения, а в чем они различны.
Занятие 7. «Общение с родителями»
Цель занятия : совершенствовать навыки общения воспитателей и родителей.
Реквизит: листы бумаги, ручки.
Ход занятия
Ведущий. Общение воспитателя и родителей — тема деликатная и ответственная. От того как складывается это общение, зависит многое: психологический комфорт детей, интересная жизнь в группе, творческий труд и позитивный настрой воспитателя. Каким образом на сегодняшний момент складывается общение с родителями в Ваших группах? Помогают ли они Вам? Предъявляют ли какие-либо претензии? (Обсуждение 10—15 мин.)
Упражнение 1. У Вас есть 5 мин, напишите: какую информацию должен предоставлять родитель о ребенке, устраивая его в детский сад?
Как Вы организуете родительские собрания? Сколько человек на них обычно приходит? Какие формы сотрудничества Вы можете предложить родителям?
Упражнение 2. Решаем конфликты. Конфликтные ситуации могут возникнуть по следующим причинам. Родитель не удовлетворен:
положением ребенка в коллективе;
образовательными программами ДОУ;
отношением воспитателя к ребенку.
Давайте рассмотрим ситуацию: кто-то из воспитателей берет на себя роль мамы, которая недовольна тем, что ребенку поручили второстепенную роль в спектакле, другой воспитатель должен ответить на претензии». (На инсценировку и обсуждение — 15 мин.) «Какие еще претензии могут предъявлять родители? Как мы должны отвечать на них? Что должен делать воспитатель, если не в состоянии убедить родителя?
Упражнение 3. В течение 5 мин, придумайте и запишите несколько мероприятий, которые помогут сплотить воспитателей, родителей детей. Какое из этих мероприятий Вы смогли бы подготовить и провести в ближайшее время? (На обсуждение — 10 мин.)
Занятие 8. «Общение с детьми»
Цель занятия : совершенствовать общение воспитателей с детьми, анализировать и синтезировать позитивный опыт общения с детьми в разных группах.
Реквизит: листы бумаги, ватмана, ручки, цветные карандаши, фломастеры.
Ход занятия
Ведущий. Общение воспитателя с группой, с каждым отдельным ребенком — это наша повседневная работа. Чем Вы руководствуетесь при общении с детьми Вашей группы?
Как Вы думаете, какие игры сплачивают, а какие разобщают детей? Давайте придумаем несколько игр, которые могли бы объединять детей разных возрастов». (На обсуждение — 10 мин.)
Многие специалисты считают, что спортивные и интеллектуальные игры, где присутствуют соревновательные элементы, разобщают детей, так как в них есть победитель и проигравший. Так ли это? Каким образом можно организовать эстафету или викторину, чтобы дети стремились поддерживать друг друга? (На обсуждение — 10 мин.)
Упражнение 1. Разбившись на пары, придумайте несколько упражнений (интеллектуальных или физических, где дети могут добиться успеха, только действуя в коллективе. (На подготовку и демонстрацию — 15 мин.)
Упражнение 2. Нарисуйте портрет группы, в которой Вы работаете. Обсуждение вернисажа: какое настроение передали воспитатели, каких детей в группе больше — спокойных или непоседливых, что удается воспитателям этой группы больше всего?
Упражнение 3. Нарисуйте все вместе на листе ватмана коллектив ДОУ, родителей и детей. Как Вы думаете, какие выводы могут сделать родители, впервые пришедшие в наш сад о нашем коллективе, посмотрев на этот плакат?
Занятие 9. Итоговое
Цель занятия : подведение итогов информационно-практических занятий, анализ их необходимости, выбор новых форм обучения коллектива.
Ход занятия
Каждый из воспитателей рассказывает о наиболее удачном или неудачном занятии, какие знания, приемы, игры пригодились на практике, приводит примеры и предлагает формы обучения и интересующие темы. Директор, методист и воспитатели вместе анализируют «плюсы» и «минусы» совместного обучения и практических занятий и приблизительно определяют формы и темы корпоративного обучения.