Светлана Томенко
«Эмпатия у педагогов и их воспитанников от 5 до 7 лет». Лекция для педагогов в клубе сотрудников ДОУ «Мы вместе»
Тема: Эмпатия у педагогов и их воспитанников от 5 до 7 лет
Педагогический процесс подразумевает постоянное взаимодействие воспитателя и воспитанника. Формой такого взаимодействия педагога и ребенка, в ходе которого ставится и решается проблема — является педагогическое сотрудничество. Для успешного осуществления такого сотрудничества необходимы такт, уважительное отношение к детям, пристальное внимание к их мыслительному процессу, поддержка и одобрение малейшего успеха, проявление эмпатии и умение поставить себя на место ребенка, понять цель и мотивы его деятельности, доброжелательность, рефлексия (самоанализ, оценка собственной деятельности и ее предпосылок, анализ собственных мыслей и переживаний, анализ своих действий, умение быстро вносить поправки в воспитательно-образовательный процесс.
Публикация «„Эмпатия у педагогов и их воспитанников от 5 до 7 лет“, Лекция для педагогов в клубе сотрудников ДОУ „Мы вместе“» размещена в разделах
Формирование у детей умения в соответствии с этическими нормами регулировать свое поведение (забота о младших и старших, оказание помощи, справедливость, радость достижениям другого) происходят в процессе развития эмпатических переживаний. Как особые формы эмпатии выделяют :
• сопереживание – переживания субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой на основе отождествления с ним;
• сочувствие – переживания субъекта по поводу чувств другого.
Замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта, слабое развитие рефлексивной стороны – вот важная характеристика процессов эмпатии, отличающей ее от других видов понимания. Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает с увеличением субъективного опыта.
Возраст 5-7 лет является сензитивным в развитии эмпатических переживаний. Установлено, что эмпатия легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов. Обычно в общении с ребенком педагог предлагает следующий тип понимания: «Я понимаю, что заставляет тебя так поступать», «У меня тоже были такие неприятности, но я вела себя совершенно по-другому» или «Я понимаю, что у тебя не все в порядке». Это – типы понимания, которые мы обычно предлагаем другим или получаем сами, это – «…оценивающее понимание с внешней позиции. Но когда кто-то понимает, как чувствуется или видится МНЕ, без желания анализировать или судить меня, тогда я смогу «расцветать» и «расти» в этом климате» – так описывает эмпатическое понимание Карл Р. Роджерс.
Эмпатия – это одно из важных профессионально значимых личностных качеств педагога. Оно обеспечивается процессом внутренней настроенности педагога на позицию партнера по общению. Источником эмпатии является двойное противоречие в эмоциональном мире человека между собственными переживаниями и воспринятыми переживаниями другого лица.
В педагогической эмпатии преобладает действенное начало, направленность на эмоциональную поддержку ребенка. Эмпатийность педагога – реальное проявление любви, условие понимания и принятия ребенка. В это понятие мы включаем способность педагога ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, быть стратегом своей деятельности, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их, выстраивать планы.
Основываясь на развитии эмпатических переживаний, педагогу важно научиться принимать ребенка таким, каков он есть, с его мыслями и желаниями, его эмоциями и поведенческими реакциями, с его чувствами и переживаниями.
Учитывая, что взаимодействие это двусторонний процесс, важно научиться показывать ребенку, что жизнь взрослого также наполнена эмоциями, чувствами и переживаниями. Поэтому в общении с ребенком главное не только проявлять эмоции, чувства, но и проговаривать то, что в данный момент испытывает взрослый, обогащая тем самым поведенческий и эмоциональный опыт ребенка.
Установлению обратной связи в процессе общения помогают эмпатийные процессы, возникающие в ходе взаимодействия педагога и воспитанников. Эмоциональная обратная связь достигается через умения по поведению детей, их глазам и лицам улавливать общий психологический настрой, чувствовать в процессе общения наступление момента изменения в эмоциональных состояниях детей, их готовность работать, своевременно видеть выключение отдельных детей из общей деятельности.
Развитие эмпатических переживаний связано с безоценочным принятием ребенка педагогом. Под безоценочным принятием понимается:
• обращение к ребенку только по имени, т. к. имя собственное является мощным стимулом установления контакта;
• вербализация чувств, т. е. отражение в речи;
• «присоединение» к эмоциям ребенка;
• эмоциональное отражение его состояния, где обязательным компонентом выступает «активное слушание»;
• психологическое «поглаживание» : «Ты – хороший».
Работа с педагогами рассчитана на актуализацию способности не только анализировать, но и чувствовать все, что происходит с ребенком, объяснить, а главное — спрогнозировать поведение ребенка в той или иной конкретной жизненной ситуации. Главным для педагога является вне зависимости от возраста и обстановки способность поставить себя на место ребенка, а затем проанализировать собственную реакцию — чувства, мысли, поведение. «При этом чувства рассматриваются как эмоциональные реакции на ситуацию, мысли — как идеи, возникающие в ответ на полученную информацию, поведение — как то, что человек делает в соответствии с чувствами и мыслями в конкретных условиях, ситуациях».
Особенность поведения ребенка, прежде всего, определяется эмоционально-чувственной сферой. Поэтому умение сопереживать детям во всех их радостях и огорчениях, постигать мысли и стимулировать их творческие порывы, понимание чувств и мыслей способны обеспечить успех и установить с детьми доброжелательные отношения.
Моделирование педагогических условий, стимулирующих проявление эмпатии у детей старшего дошкольного возраста реализуется в двух направлениях: одно связано с созданием развивающей среды, другое — с организацией взаимодействия взрослого и ребенка.
Продуктивным является овладение педагогом технологий развития эмпатических переживаний у дошкольников, представленной как ряд этапов:
1. Освоение ситуации сочувствия — констатации — «язык эмоций», фиксирование на эмоциональных состояниях других и их распознавание;
2. Освоение ситуации сочувствия — переживания — «язык чувств»;
3. Освоение ситуации сочувствия — действия — оказание действенной помощи;
4. Работа над освоением ситуации сорадования — искренняя радость успехам и достижениям другого.
Эмпатия становится профессионально значимым личностным качеством для педагога, определяющим его как субъекта профессиональной деятельности, когда он ощущает чувства и личностные смыслы ребенка в каждый момент времени, когда он может воспринять их как бы изнутри, так, как их ощущает сам ребенок, когда он способен успешно передать свое понимание ребенку. Такой подход раскрывает ресурсы для преодоления трудностей, возникающих в педагогической практике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей. – М. : Просвещение, 1987. – 207 с.
3. Леонтьев А. Н. Педагогическое общение. – М. : Знание, 1979. – 435 с.
4. Ресурсы интернета