Татьяна Добрынина
Информационно-творческий проект «Подводный мир и его обитатели» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
ИНФОРМАЦИОННО -ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Подводный мир и его обитатели»
для детей
Подготовила и провела:
воспитатель Т. В. Добрынина
2018г
МОСКВА
Актуальность проекта : Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки. Но сформировать экологическую культуру без знаний об окружающем мире невозможно. А вокруг нас так много неизведанного и прекрасного. Необходимо, чтобы дети познакомились с этим загадочным и таинственным миром. Участие детей в проекте позволит максимально обогатить знания и представления о жизни обитателей водоемов, развить связную речь, творческие способности детей, воспитать чувство любви к природе, желание беречь и охранять её.
Публикация «Информационно-творческий проект „Подводный мир и его обитатели“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2020
Вид проекта : Информационно - творческий, групповой.
По продолжительности реализации: один месяц.
Проблема: У рыб особая среда обитания – вода. Дети сравнительно редко бывают возле каких-либо водоемов и практически не имеют возможности наблюдать рыб в их естественной среде. Даже летом, отдыхая на море или реке, т. е. на пляжах, невозможно увидеть рыб и красоту подводного мира. Надо помочь детям узнать, «обитателей водоёмов нашего края» и их среду обитания.
Основные направления проекта :
1. Работа с дошкольниками.
2. Работа с родителями
Игровая мотивация: «Путешествие в подводный мир»
Участники проекта : дети дошкольного возраста (4-5 лет, родители воспитанников, воспитатели групп.
Цель: Познакомить детей с разнообразием обитателей водоемов, их связью со средой обитания; сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять.
Задачи:
1. расширять представления детей об обитателях водоемов;
2. развивать логическое мышление,
3. учить на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения;
4. воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;
5. развивать способность вслушиваться в звуки природы;
6. учить беречь окружающую среду.
Средства для решения задач : Научно-методическая литература. Изучение передового опыта. Игры, беседы, рассматривание иллюстраций. Фронтальные занятия. Создание развивающей среды. Работа с родителями.
Ожидаемые результаты проекта : воспроизводят в своей деятельности вместе со взрослым или по его показу знания об особенностях строения тела обитателей водоемов, способах их передвижения (плавает, ползает, способах маскировки, путем составления описательного рассказа с использованием рисунка; понимают, то что деятельность человека и окружающая среда тесно взаимосвязаны между собой, что существует определенное поведение человека в природе; применяют полученные знания, навыки и умения в своей игровой и повседневной деятельности.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный - постановка проблемы; разработка плана проекта; создание соответствующей развивающей среды в группе; сбор и накопление материала по проблеме; информирование и ознакомление родителей с темой проекта.
2. Основной - постановка перед детьми проблемы «Какие бывают обитатели водоемов?»; привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного перспективного плана; создание условий для взаимодействия взрослых и детей; знакомство с литературными произведениями: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка»; разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбки», загадывание загадок; прослушивание детских песен на морскую тематику, звуков моря; просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «Подводная братва».
3. Практико-аналитический - изучение мнения всех участников проекта о работе по реализации проекта; поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Морские обитатели», организация и проведение презентации ««Путешествие в подводный мир»»; составление сборника детских рассказов об обитателях водоемов совместно с родителями;
4. Продуктивный - занятие «Рыбки плавают в аквариуме», рисование. Занятие «Наш аквариум», лепка. Коллективная работа «На дне морском», оригами. Презентация сборника детских рассказов о морях и океанах;
Предварительная работа: 1. поисковая работа по подбору иллюстративного материала, по теме «Морские обитатели»; 2. знакомство с литературными произведениями: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка»; 3. разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбки», загадывание загадок. 4. прослушивание детских песен на морскую тематику. 5. просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо», «Подводная братва».
Сотрудничество с семьё й: Выставка: «Обитатели водоемов». Родители записывают, придуманный ребёнком, рассказ об обитателе водоема, помогают оформить рисунками или фотографиями.
Ресурсное обеспечение: Иллюстрации, фотоматериалы, видеоролики, слайды, книги, художественные произведения и материалы, фотоаппарат, компьютер, материалы для изобразительной и конструкторской деятельности.
Реализация проекта
Наблюдения за аквариумной рыбкой. Цель - сформировать обобщённое представление о рыбах как о быстро плавающих водных обитателях; углубить знания о строении рыб, среде их обитания.
Беседы: О рыбах, о подводном мире; об обитателях нашей речки Аксу.
Рассматривание иллюстраций «Подводный мир».
Просмотр мультфильмов: «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкин; «Русалочка» Г. -Х. Андерсен.
Чтение художественной литературы Цель: Формировать интерес к художественным произведениям различных жанров, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром; учить выделять главную мысль произведения; Х. -К. Андерсен "Русалочка", «Сказка о рыбаке и рыбке», Ю. Кушак «Аквариум».
Дидактические игры - Цель: Уточнить и закрепить и знания об обитателях моря. Развивать находчивость, сообразительность, внимание, умение доказывать правильность своего суждения. 1. «Знаем, знаем!» 2. «Плавает - не плавает». 3.«Зверь рыба, птица, небылица». 4.«Помоги Незнайке!» 5.«Что перепутал художник?» 6. «Закончи рисунок». 7. «Определи по контуру». 8.«Определи по тени». 9.«Что мы знаем о воде?»
Словесные игры - Цель. Развивать умение описывать водоем, его обитателей по описанию. Расширить словарь детей : медуза, осьминог, креветка, рыба-пила, краб, морской конёк, камбала. 1. «Опиши животное» 2. «Отгадай загадку» 3. «Чьи детки?» 4. «Найди животное по описанию» 5. «Назови одним словом» 6. «Кто больше заметит небылиц?»
Продуктивные виды деятельности: Выставка рисунков и поделок из различного материала Цель: Обучать детей различным приёмам работы с различными изобразительными средствами, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики. Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности. Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.
1. Лепка «Наш аквариум»,
2. Конструирование из бумаги - оригами «На дне морском»
3. Изготовление альбома с иллюстрациями «Загадочный подводный мир»
Музыкальная деятельность Цель: Учить воспринимать характер животных с помощью музыкальных произведений. Упражнять детей в создании выразительных образов морских обитателей. Прививать любовь к различным музыкальным жанрам. 1. Прослушивание песен о море; 2. Слушание музыки: «Звуки моря».
Взаимодействие с родителями Консультации для родителей: «Ребенок и природа»; Поиск материала на морскую тематику, создание рассказов о морских обитателях с иллюстрациями или рисунками, выполненных детьми совместно с родителями.
Сюжетно – ролевые игры: «Путешествие на корабле», «Моряки». Цель: Закреплять представления детей о море и его обитателях. Закреплять умение взаимодействовать в сюжетах с двумя - тремя действующими лицами, исполнять роль за себя и за игрушку. Воспитывать аккуратность в обращении с игрушками.
Подвижные игры Цель : Формирование двигательных навыков, развитие воображения, внимания. 1. «Море волнуется», 2. «Водяной», 3. «Невод», 4. «Рыбаки и рыбки».
Исследовательский компонент. Дети совместно с родителями находят и подготавливают материал для презентации. Дети изучают внешний вид, строение морских обитателей, питание, повадки, среду обитания, способ передвижения.
Презентация проекта. Развлечение. Тема «Путешествие в подводный мир». Задачи: 1. Расширять и закреплять знания о морских обитателях. 2. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. 3. Активизировать словарь детей : морской еж, морская звезда, осьминог и т. д.
Итоги реализации проекта «Обитатели водоемов" В результате реализации проекта : Дети получили представление о различных источниках информации и способах работы с ними. Расширили знания об обитателях водоемов.
Приложения
Наблюдения за аквариумной рыбкой. Цель - сформировать обобщённое представление о рыбах как о быстро плавающих водных обитателях; углубить знания о строении рыб, среде их обитания.
1. Как хвост помогает рыбке плавать. Дети наблюдают за движением хвоста рыбки. Воспитатель поясняет: «Если рыбка не будет шевелить хвостом, она не сможет плыть и будет стоять на одном месте» Он показывает детям хвостовой плавник.
2. Рассматривание плавников. Воспитатель показывает детям на игрушечной рыбке или на живой, когда она подплывает близко к переднему стеклу, ее спину и брюшко. Говорит, что спина у нее всегда вверху, а брюшко-внизу. Обращает внимание на плавники, поясняет: «Плавники помогают рыбке плыть и прямо держаться в воде – не переворачиваться. Рыбка по-разному двигает плавниками». Педагог предлагает ребятам понаблюдать за рыбкой и повторить руками движения плавников.
3. Как рыбка плавает. «Рыбка плавает по-разному, - говорит воспитатель. - Быстро и медленно. Быстро она плавает, когда видит корм и когда пугается. Тогда она сильно двигает хвостом из стороны в сторону. Обычно рыбка плавает медленно, чуть-чуть шевеля хвостом».
4. Как рыбка отдыхает. Воспитатель обращает внимание детей на спящую рыбку. «Рыбка плавает не все время. Иногда она останавливается, чтобы отдохнуть. Тогда рыбка чуть-чуть шевелит плавниками, а хвостом не двигает совсем. Спит она около дна или среди растений. Спит с открытыми глазами., потому что у нее, в отличие от человека, глаза не закрываются.
5. Как ест рыбка. Утром дети наблюдают, как голодная рыбка хватает ртом песок, ощипывает растения. Когда дают корм, она всплывает на поверхность воды и начинает хватать его, падающий корм ловит на лету или собирает со дна. Наевшись, рыбка уплывает от корма.
Художественное творчество (Рисование) Тема: «Рыбки плавают в аквариуме»
Цель: Учить правильно передавать форму рыб, хвост, плавники. Закреплять умение рисовать кистью и красками, использовать штрихи разного характера. Воспитывать самостоятельность, творчество. Учить отмечать выразительные изображения. Материалы: игрушечные рыбки разных размеров и форм, бумага круглой формы (аквариум, краски акварель, кисти, банка с водой, салфетки на каждого ребенка. Формы и методы работы: Вспомнить внешний вид рыб (туловище, плавники, хвост) Показ воспитателем рисования элементов рыб. Рисование детьми под звуки моря. Итог занятия. Оформление выставки детских работ.
Художественное творчество (Лепка) Тема: «Наш аквариум»
Цель: Активизировать разные приемы лепки для создания красивых водных растений, рыбок, улиток. Моделировать форму изделия кончиками пальцев. Билингвальный компонент: вода - су, рыба - балы, глубоко – тере. Формы и методы работы: Сюрпризный момент: воспитатель вносит коробку без передней стенки, оформленную как аквариум. Дети рассматривают ее. Чтение стихотворения Г. Лагздынь «Крошка – рыбешка». Показ воспитателем способа лепки рыбки (растений, улитки) и украшения ее различными материалами. Лепка детьми рыбок, растений, улитки. Дети помещают рыбок в «аквариум». Описание детьми рыбок, выделение ими наиболее понравившихся. Оборудование: Соленое тесто, паетки, акварель, кисть, банка с водой, салфетки и дощечки, игрушечная рыбка, заготовка – коробка для «аквариума».
Оригами «Рыбки» Цель: учить создавать композиции: красивый аквариум. Продолжать учить складывать рыбок из бумаги. Воспитывать чувство коллективизма, радости от совместной работы. Билингвальный компонент: вода - су, рыба - балы, глубоко – тере. Материал: заготовка аквариума, квадраты разного размера и цвета, фломастеры. Формы и методы работы: Игра «Рыбаки и рыбки» Воспитатель: «Рыбки плавают в водице, Рыбкам весело играть. Рыбки-рыбки, озорница, Мы хотим всех вас поймать». Игра продолжается до тех пор, пока не останутся две не пойманные рыбки, «Море волнуется». Показ воспитателем способа складывания рыбки и дорисовывания ее фломастерами.
Развлечение. Тема «Путешествие в подводное царство».
Цель: 1. Закреплять и расширять знания о морских обитателях. 2. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Билингвальный компонент: вода - су, рыба - балы, глубоко – тере. 3. Активизировать словарь детей : морской еж, морская звезда, осьминог, краб, дельфин и т. д. 4. Форма проведения: игровая.
Материал: Картинки с изображением морских животных (морского конька, морской звезды, краба, медузы, морской черепахи, осьминога, кита, дельфина). Фотоаппарат.
Музыкальное оформление: звуки: шум моря, дельфинов, чаек, плеск воды.
Предварительная работа: Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»; чтение детям стихотворений о морских обитателях; рассматривание иллюстраций, серии картин “Рыбы морей и океанов”, энциклопедии, загадывание загадок. Просмотр видеозаписи сказки «Русалочка».
Билингвальный компонент: вода - су, рыба - балы, глубоко - тере,
Дети стоят.
Воспитатель: Скажите, вы любите путешествовать?
- А что значит – путешествовать, как вы думаете? (Ответы детей : - Видеть что-то новое, интересное; познавать мир, совершать приключения).
- Молодцы, ребята, правильно! И сейчас я приглашаю вас в путешествие, вот только к кому – вы узнаете, когда правильно соберёте эту разрезную картинку. Хотите узнать? Пройдите к столу и начинаем (дети собирают разрезную картинку из 6 частей)
- Кто у вас получился? (золотая рыбка)
- Как вы определили, что это – золотая рыбка? (У неё корона на голове, чешуя золотистого цвета)
- Кто знает, из какой сказки этот персонаж? (“Сказка о рыбаке и рыбке”)
- Кто написал эту сказку? (Александр Сергеевич Пушкин)
- Правильно, молодцы!
(Вдруг из-за дверей слышится чей-то голос) : - Извините, пожалуйста, вам срочно просили передать (протягивают свёрток)
- Что это? Смотрите, ребята, свёрток, да не простой – с золотой печатью! Интересно, от кого он? (ответы детей) Давайте откроем.
- Ребята, это послание от самой золотой рыбки! (зачитывает послание)
“Здравствуйте, девочки и мальчики! Приглашаю вас к себе в гости. Живу я в подводном царстве. Но чтобы добраться до него вам необходимо выполнить мои задания. Удачи! С нетерпением жду встречи с вами. Её величество, Золотая рыбка”.
- Ребята, оказывается к золотой рыбке не так просто попасть. Вы не боитесь трудностей? Готовы начать путешествие к подводному царству золотой рыбки? (Да)
- Я знала, что вы – смелые ребята! Итак, в путь! В первое подводное путешествие лучше плыть все вместе на большой подводной лодке. Давайте с собой возьмем фотоаппарат, чтобы сфотографировать все, что мы увидим интересного. Нам предстоит узнать и увидеть море, его подводных обитателей, богатства морского дна. Займите свои места! Подводная лодка готова к отплытию!
Дети садятся на стульчики, построенные в форме корабля и отправляются в путь.
• (звук волны и музыка). Видео релакс Подводный мир
- А какие животные живут в море? (Акула, дельфин, морской еж, морской конек)
- А могут ли морские животные жить в грязном море? (Нет)
- Почему?
- Правильно, нельзя засорять моря, океаны, реки, водоемы. Ведь трудно будет рыбкам, и плавать и дышать.
- Ребята, а бывают ли на море волны? А как вы думаете, какие волны бывают?
- Иногда бывают волны маленькие и спокойные, а иногда высокие и пенящиеся. Ой, наша подводная лодка подняла на море такие волны…
Дети встают.
Физкультминутка: игра малой подвижности «Море волнуется»
Дети садятся в корабль.
- Ребята, внимание! Наша лодка опустилась на морское дно.
Раз, два, три – все замрём!
В мир подводный попадём.
Сейчас начнутся чудеса!
Надо только закрыть глаза.
• (звук моря). Релакс. Звуки моря, шум прибоя, волны
- Мы с вами оказались на морском дне. Посмотрите, как здесь красиво! Давайте вместе понаблюдаем за морскими жителями.
Загадки про морских обитателей. Показ картинок из набора о морских животных. Чтение стихотворений про морских обитателей.
Пальчиковая игра «Медуза». Движутся медузы за счет сокращений своих зонтиков. Соедините кончики пальцев обеих рук и округлите ладони так, чтобы получилось полушарие - вот и зонтик медузы. А теперь попробуйте показать, как он сокращается. Вот медуза плывет неторопливо, а вот быстрее. А сейчас медуза плывет быстро.
Презентация детьми рассказов об обитателях водоемов. Фотографируют, рассматривают рисунки друг друга.
-Молодцы, вот каких удивительных рыб и животных мы с вами встретили, а сейчас давайте поиграем.
Дети встают.
Игра: «Невод» Выбирает по желанию детей двоих игроков - рыбаки, берут друг друга за руки, образуя «невод». Остальные дети-рыбки. Рыбки плавают, выполняя плавные движения руками. Под веселую музыку (2.39) рыбки разбегаются по ковру, а рыбаки ловят их. Нельзя ловить «разорванным неводом», т. е. расцеплять руки. Кого поймали, присоединяется к рыбакам, увеличивая «невод».
Подходят к макету.
- Плыли, мы плыли, и к подводному царству приплыли (макет подводного царства). А вот и сама Золотая рыбка. Она тихонечко говорит мне на ушко, что рада видеть нас. Поздороваемся с ней.
- Ребята, посмотрите на неё, какая она? (педагог побуждает к высказыванию каждого ребёнка).
- Золотая рыбка хочет преподнести нам подарок. Посмотрите, что вы видите на дне подводного царства? Правильно, только камушки эти не простые, а волшебные. Они исполняют желания. Золотая рыбка предлагает нам взять на память о путешествии по волшебному камушку. Посмотрите, какой вам больше понравился, и возьмите
- Ребята, эти камушки исполняют желания, не потеряйте их. Пришло время возвращаться в детский сад. Там нас ждут гости. У каждого человека есть свои заветные желания. Давайте нашим гостям сделаем сюрприз – подарим им по волшебному камушку. Возьмите ещё.
- Давайте поблагодарим Золотую рыбку. Она говорит, что все ваши желания обязательно сбудутся. До свидания, Золотая рыбка (хором).
Дети садятся
• Звучит песенка девочки (из мультфильма Девочка и дельфин. (2.10)
- Хорошо в подводном царстве. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Волны, волны расступитесь!
Дети в детский сад вернитесь!
- А теперь давайте подарим по волшебному камушку нашим гостям. Пусть их желания тоже сбудутся.
• (Звучит песенка Золотой рыбки из мультфильма “Маша и медведь”) 1.15
(Прощаемся с гостями)
Дидактические игры и упражнения
«Знаем, знаем!»
Цель: научить определять по описанию обитателей водоёмов (рек и озёр, (обитателей морей и океанов, научить правильному и точному их описанию.
Дети стоят в кругу. Воспитатель стоит в центре и описывает одного из обитателей рек и озёр, например, щуку. Потом он выходит из круга, дети поворачиваются к нему лицом, выставляют руки вперё д и говорят: «Знаем, знаем!»
Ведущий дотрагивается до руки одного из играющих. Тот должен назвать обитателя водоёмов. Если отвечающий ошибается, то ведущий подходит к. другому. Кто отвечает правильно, встаёт на место ведущего.
Также провести игру по закреплению обитателей морей и океанов.
«Плавает - не плавает».
Цель: закрепить плавающих обитателей рек, озёр, морей и океанов.
Дети стоят в кругу. Ведущий с мячом в руках находится в центре. Он называет различных зверей, птиц, рыб и т. д. Если названное животное плавает, дети должны поймать мяч, если животное не плавает, дети мяч не ловят. Кто ошибается, выходит из игры, побеждает тот, кто долго продержался в круге.
«Зверь рыба, птица, небылица».
Цель: закрепить животных леса, луга, водоёмов и проч.
Играющие располагаются в круг. Ведущий проходит мимо них и повторяет: «Зверь, рыба, птица, небылица». Внезапно он останавливается напротив одного из игроков, называя одно из перечисленных слов и считая при этом до пяти. Игрок, против которого остановился ведущий, должен назвать соответственно зверя, рыбу, птицу, пока не закончен счёт, а если надо назвать небылицу, ребёнок называет то, чего в лесу, в воде, на лугу не бывает. Не сумевший выполнить задание выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше даст правильных ответов.
«Помоги Незнайке!»
Цель: закрепить растительный мир водоёмов (рек и озёр, (морей и океанов). Закрепить обитателей водоёмов (рек и озёр, морей и океанов).
1-ый вариант игры: К детям в гости пришёл Незнайка. Он принёс картинки и просит детей помочь ему разобраться, что же на них изображено. На одних картинках изображены растения: водяные лилии, кувшинки, ряска, камыш рогоз. На других - обитатели рек и озёр : щука, карась, окунь, лещ, лягушка, сом и проч. Дети объясняют, что это за растения и обитатели водоёмов, что эти растения и обитатели живут в воде. Незнайка пытается запомнить эти растения, дети ему помогают: они показывают картинку, он называет её, если называет неправильно, то дети его поправляют. Потом наоборот, Незнайка показывает, а дети называют картинку.
2-ой вариант игры: Незнайка приносит картинки с изображением растительного мира морей и океанов и их обитателей. Дети ему объясняют, показывают и рассказывают об обитателях подводного мира.
«Закончи рисунок».
Цель: закрепить части тела рыб и других обитателей водоёмов.
Незнайка рисовал рыб и других обитателей водоёмов, но каждый раз ему кто-то мешал, и он не закончил ни одн ого рисунка, нужно помочь Незнайке и нарисовать недостающие части тела рыб и других обитателей водоёмов. Каждый играющий получает незаконченный рисунок, называет, кто на нём изображён, чего на нём не достаёт и заканчивает его.
«Определи по контуру».
Цель: закрепить обитателей водоёмов, учить определять по контуру.
Ребёнку предлагается несколько картинок с изображением контура обитателей водоёмов : щуки, дельфина, сома, кита, осьминога, медузы, морской, звезды и т. д. Ребёнок должен узнать по контуру, кто здесь изображён и назвать этого обитателя.
«Определи по тени».
Цель: Учить определять обитателей водоёмов по тени.
Ребёнку предлагается несколько теневых картинок с изображением обитателей водоёмов. Он по тени должен определить и назвать его.
«Что мы знаем о воде?»
Цель: Закрепить знания о воде, о водоёмах и их обитателях.
Дети садятся в круг. Воспитатель объясняет им, что сейчас они будут обрывать лепестки у ромашки, на этих лепестках написаны вопросы. Игрок получают фишку за правильный ответ. Кто больше наберёт фишек, тот побеждает. Вопросы на лепестках ромашки:
1. Что такое вода? (Жидкость)
1. Где встречается вода? (В ручейке, реке, озере, океане, море, кране)
3. Какая бывает вода? (Прозрачная, безвкусная, жидкая, без запаха, без формы, тёплая, холодная, горячая, кипяток, пресная, солёная, без цвета).
4. Кто живёт в реках и озёрах? (Сом, щука, окунь, карась, лещ, налим, лягушка, рак, язь, плотва, ерши и т. д.)
5. Кто живёт в океанах и морях? (Киты, дельфины, моржи, тюлени, кашалоты, скаты, морские коньки, морские звёзды, кораллы, рыба-молот, сельдь, треска, осьминоги, рыба-пила и т. д.)
1. Что растёт в воде? (Кувшинки, водяные лилии, камыш, рогоз, ряска, осот и т. д.)
2. Всегда ли вода одинаковая? (Нет, она бывает разная. Это снег, дождь, ливень, роса, снегопад, пурга, лёд, половодье, лужи, иней, сосульки, пар).
3. Для чего человеку нужна вода? (Умываться, купаться, пить, мыть посуду, стирать бельё, мыть полы, протирать пыль, поливать цветы, поить животных).
4. Кому нужна вода? (Человеку, животным, растениям, всему живому на Земле).
5. Почему воду надо беречь? (Пресной воды на планете очень мало, а без неё не возможна жизнь ни человека, ни растений, ни животных).
Литература
1. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа-2007 г.
2. «Игрушки из бумаги» издательство Кристалл Санкт- Петербург -1997 г.
3. «Наедине с природой» О. Н. Гаврилова-2000 г.
4. «Секреты природы» издательство Ридерз Дайджест, 2007