Баджи Надежда
Информационно-исследовательский, игровой проект для старшего дошкольного возраста «Виртуальное путешествие вокруг света»
«Виртуальное путешествие вокруг света»
Паспорт проекта :
По характеру контактов участников проекта :
дети, родители, воспитатели
По продолжительности:
долгосрочный
По территории распространения:
групповая комната, участок для прогулок
По доминирующей деятельности участников:
информационно-исследовательский, игровой
Форма представления:
презентации широкой аудитории в социальных сетях
Подготовила:
Баджи Надежда Ивановна, воспитатель высшей квалификационной категории
Публикация «Информационно-исследовательский, игровой проект для старшего дошкольного возраста „Виртуальное путешествие вокруг света“» размещена в разделах
Актуальность проекта.
Развитие современных технических средств, компьютеризация, возможность использования в образовательном процессе ресурсов сети Интернет значительно расширили возможности использования экскурсий в образовательном процессе, сделав путешествие виртуальным. Виртуальное путешествие создает «эффект присутствия» - яркие, запоминающиеся зрительные образы, и позволяет получить наиболее полную информацию по рассматриваемому вопросу.
Дошкольник, познавая окружающий мир, познает многообразие его предметов и явлений, делая на своем пути удивительные открытия, получает первые впечатления, делает первые наблюдения и делает определенные выводы. Путешествие, это близкая и понятная форма деятельности для детей. Такая форма деятельности несёт богатый эмоциональный заряд, дает возможность стать непосредственными участниками, способствует развитию у детей воображения, образного мышления и творческой активности. Разнообразие внешнего информационного потока (телепередачи, интернет, рассказы взрослых) даёт основание предполагать, что определённые знания о разных странах у детей есть. Новая получаемая информация предоставляет прекрасный материал для развития активной мыслительной деятельности.
Задача взрослых – помочь разобраться и осознать многообразие мира.
Виртуально путешествуя с детьми, педагог должен помнить о том, что занятия с детьми старшего дошкольного возраста проводятся не чаще трех раз в неделю не более 15 мин. 1 раз в день. Занятия, на которых используются ЦОР, сопровождается проведением физкультминутки, а после занятий следует обязательно проводить гимнастику для глаз, так как это позволит у дошкольников снять напряжение.
Данный проект представляет собой систему работы по формированию представлений об окружающем мире. Необходимость данного материала обусловлена тем, чтобы создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, задаваемые государственным стандартом, в соответствии с потенциальными возрастными возможностями. П. 1.6 ФГОС ДО.
Проблема.
Согласно новым требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) использование информационных коммуникационных технологий (ИКТ, в том числе и цифровых образовательных ресурсов (ЦОР, в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения призвано улучшить качество обучения и повысить мотивацию к получению новых знаний у детей дошкольного возраста.
Интересной формой проведения непосредственной образовательной деятельности с использованием цифровых образовательных ресурсов являются виртуальные экскурсии и путешествия.
Использование мультимедийных технологий в ДОУ становится мощным техническим средством обучения, это огромная помощь для воспитателя в разработке занятий, праздников, изготовлении пособий, оформлении информации для родителей, ведении документации, подготовке отчетов. Современные информационные технологии дают нам возможность обмениваться опытом, знакомиться с периодическими изданиями, подбирать необходимый материал для занятий.
Поэтому я решила реализовать данный проект, чтобы дети сами постарались получить знания об окружающем мире, познакомились с культурой и достопримечательностями стран мира.
Цель.
Целью данного проекта является создание условий для организации работы по осуществлению развития творческой личности ребенка через цифровые образовательные ресурсы. Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, любознательности, познавательной и творческой активности, воображения, формирование представлений об окружающем мире, объектах, о себе, других людях, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Задачи проекта.
Обучающие:
формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, систематизировать знания детей по ознакомлению со странами мира, культурой, достопримечательностями, флорой и фауной, через цифровые образовательные ресурсы, используя информационно-коммуникационные технологии.
Развивающие:
развивать психические процессы (восприятие, мышление, речь, воображение, коммуникативные умения и навыки, совершенствовать навыки словообразования и словоизменения.
Воспитательные:
воспитывать доброжелательные взаимоотношения в коллективе детей, умение дискутировать, уважать мнение друг друга. Уважительно относиться к продуктам деятельности.
Предполагаемый результат:
• познакомить детей и привлечь родителей к теме проекта, к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества;
• дети должны получить первоначальные представления о странах мира, показывать на глобусе и карте мира страны и называть их, рассказывать о достопримечательностях стран;
• заинтересовать родителей активно участвовать в образовательном процессе детского сада;
• развить творческое воображение, творческое мышление; сформировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
• сформировать дружелюбное и уважительное отношение к другим народа.
Взаимодействие с родителями.
Совместное исследование родителей с детьми стран мира, создание презентаций по теме.
Постановка целей, определение актуальности и значимости
проекта.
Подбор методической литературы для реализации проекта.
Организация пространственной предметно-развивающей среды в группе.
Ресурсное обеспечение проекта :
Кадровое: воспитатель – автор проекта, воспитанники детского сада, администрация ДОУ, педагоги ДОУ, социальные партнеры (детская библиотека, музеи города).
Информационное : источники информации по страноведению (интернет, журналы, методический материал, наглядный дидактический материал).
Материально-техническое: глобус, карта мира, мультимедийная система, телевизор, беспроводная портативная bluetooth колонка, беспроводной динамический микрофон, USB-носитель, цифровой фотоаппарат, смартфон.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный.
Основной (практический).
Заключительный. Презентационный.
Этапы проекта :
Подготовительный:
Погружение в тему проекта.
Предварительная работа с детьми, родителями.
Планирование основного этапа реализации проекта.
Подготовка наглядной информации.
Основной (практический) :
Путешествие по странам мира.
Реализация проекта (формирование представлений, игровая деятельность). Использование ЦОР.
Заключительный
Презентационный
Подведение итогов проекта. Презентации в социальных сетях (инстаграм)
Виды детской деятельности:
Беседы с детьми о разных странах, подбор иллюстративного материала.
Пополнение книжного уголка о животном, растительном мире, журналов о других странах.
Рассказы родителей о странах, где побывали вместе с детьми.
Совместно с детьми создание альбома «Животные материков и океанов»
Совместно с детьми создание альбома «Страны, в которых я побывал»
Речевое развитие Чтение художественной литературы. «Почему у белого медведя нос черный (Юкагирская сказка, А. Усачев «География в стихах», С. Я. Маршак «Детки в клетке», «Где обедал воробей?», Киплинг «Почему у слона нос длинный», индийская народная сказка «Волшебная чаша», японская народная сказка «Волшебное зеркало»
НОД: «В гостях у скандинавах», «Путешествие в страну восходящего солнца», «Чудеса света», «Путешествие в жаркие страны», «Путешествие в Англию с Мэри Поппинс», «Наша страна - Россия».
Физическое развитие Народные игры. «Хейро», «Набрасывание лассо» (знакомство с играми Северной Америки, «Ворота» (русская народная игра, «Больная кошка» (Бразилия, «Один в круге» (Венгрия).
Сюжетно – ролевые игры: «Мы - путешественники», «Зоомагазин», «Необитаемый остров», «Мореплаватели», «Школа» (закрепление знаний о странах).
Познавательное развитие:
Беседы: «Что такое глобус?» «Где находится материк» (с использованием глобуса и карты);
«Какие животные живут в Евразии, Северной и Южной Америки, Австралии, Африки, Антарктиде», «Люди разные на свете», «Рельеф Земли», «Что должны знать и уметь путешественники», «Что такое саванна, пустыня», «Удивительные джунгли»
Работа с энциклопедиями. «Пирамиды Египта», «Страны мира», «Животные и растения Красной книги»
Рассматривание иллюстраций. «Кремль – сердце нашей страны», «Самые необычные животные и растения»
Работа с картой мира. «Для чего нужна карта?», «Какую поверхность Земли занимает вода, а какую – суша?», «Мировой океан. Из каких океанов он состоит?», «Суша состоит из континентов и островов», «Физическая и политическая карты мира», «Чем различается рельеф материков», «Что такое государство, его столица? Как на карте обозначают границы государств?».
Дидактические игры: «Морские рыбы», «Найди животных и назови», «4 океана», «Узнай по контуру», «Где это находится», «Животные жарких стран», «Найди флаг страны».
Художественно- эстетическое развитие:
Прослушивание музыкальных произведений: Финская полька, Летка – Енка, Реченька, Веснянка.
Просмотр мультипликационных фильмов. (Домашнее задание)
Рисование: «Жираф», «Карта мира»
Аппликация: «Животные разных континентов»
Конструирование: «Постройка пирамид из мелкого конструктора»
Лепка: «Животные Антарктиды»
1. Презентация «Путешествие в Австралию».
Презентация Кумушбаевой Элины на тему: «Животные Австралии».
Творческая мастерская. «Животные Австралии способом оригами».
2. Презентация на тему «Путешествие в Индию».
3. Легенда и история шахмат.
Выставка индийских украшений и фигурок.
Чтение народной индийской сказки «Волшебная чаша».
Рисунки к индийской народной сказке «Волшебная чаша».
Выставка рисунков: «Символ Индии Лотос».
4. Презентация «Путешествие в Англию с Мэри Поппинс.
Аппликация на тему «Путешествие на автобусе по Лондону».
Рисование на тему «Достопримечательности Англии».
5. Путешествие в Японию
Коллективная работа способом обрывания бумаги «Флаг Японии».
Чтение японской народной сказки «Волшебное зеркало».
Инсценировка народной японской сказки «Волшебное зеркало»
6. Путешествие в Китай.
Подвижная игра «Дракон, поймай свой хвост»
Знакомство с китайскими палочками. «Учимся есть грушу китайскими палочками».
Китай в рисунках детей
7. Венеция (показ презентации о своем путешествии в Венецию).
Творческая мастерская «Готовим маски для Венецианского карнавала».
8. Рассказ воспитателя о своем путешествии (Показ презентации).
9. Путешествие по США
10. Путешествие по России
11. Путешествие по Франции
12. Детские презентации.
Египет.
Греция.
Болгария
Тайланд
13. Чтение сказок народов мира «Наша Земля».