Юлия Рябченко
Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью сыпучего материала
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка сначала в детском саду, затем в школе.
Публикация «Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью сыпучего материала» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Так же в дошкольном возрасте пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики. Развитие и улучшение речи находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений пальцев.
Задачи развития мелкой моторики:
- сформировать тонкие движения пальцев и кистей рук детей, координацию движений;
- развивать творческие способности, мыслительную деятельность, связную речь;
- стимулировать зрительное и слуховое восприятие.
Задачи сенсорного развития:
- сформировать у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности;
- создать условия, способствующие развитию у детей широкой ориентировки в окружающем их предметном мире;
- сформировать у детей систему сенсорных эталонов - обобщенных пред-ставлений о свойствах, качествах и отношениях предметов.
Развитие мелкой моторики и сенсорики в соответствии с ФГОС ДО прослеживается в различных образовательных областях:
1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие об-щения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в дидактических играх.
2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины, количестве, части и целом.
3. Речевое развитие – через обогащение активного словаря.
4. Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного воспри-ятия.
5. Физическое развитие – через развитие мелкой моторики обеих рук.
В дошкольном возрасте основная работа по развитию мелкой моторики проводится через игры и игровые упражнения, в результате у детей развиваются память, внимание, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая деятельность.
Известно, что познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений, а положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. Играя с сыпучим материалом разного цвета, разной форме и величины, ребенок испытывает удовольствие, а движения пальцев рук непосредственно влияют на развитие двигательных (моторных) центров речи.
Говоря про игры с сыпучими материалами я имею ввиду не только различные крупы, но для обогащения сенсорных впечатлений в нашей группе использую и другие материалы:
• Песок (в том числе кинетический)
• макаронные изделия
• семечки, орешки, бобовые
• камешки
• ракушки (без острых краев)
Во время образовательных мероприятий, направленных на развитие мелкой моторики и сенсорики, дети становятся более наблюдательными и работоспособными, повышается концентрация внимания, развивается логическое и образное мышление. Упражняясь с сыпучим материалом, ребёнок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения, усидчивость. Так же во время таких игр происходить релаксационное воздействие на организм манипуляциями с сыпучим материалом, вызывая у ребёнка желание бесконечно трогать и перебирать его. Главным инструментом осязания являются руки: при ощупывании материала ладонями и пальцами ребёнок получает разнообразные тактильные ощущения.
Игры - занятия провожу строго под своим наблюдением и всегда готова оказать помощь в выполнении задания!
Такая деятельность с сыпучим материалом это значимый мотивирующий фактор активности и творческой продуктивной работы ребенка, которая способствует развитию наблюдательности, внимания и речи – важнейших компонентов, составляющих основу психического здоровья и благополучия детей.
В своей работе с детьми второй младшей группы использую следующие игры с сыпучими материалами:
Пересыпание (самое простое). Все, что понадобилось, это миска с любым сыпучим материалом, а также ложка и несколько пустых емкостей разной формы и размера. Можно пересыпать крупу из одной емкости в другую «через край» или с помощью приготовленного приспособления, в данном случае используем маленькую ложечку.
Просеивание. Эта игра логическое продолжением предыдущей. Использовали сито и разный материал более крупного размера (камешки, ракушки и фасоль). Ребенок отсеивает более крупные изделия от мелких.
Сортировка. В этой игре не требуется дополнительных при-способлений. Все выполняется руками. Дети разделяют используемый сыпучий материал: фасоль - покормить курочку, ракушки – домики для улиток, а камешки – сделать дорожку для курочки и улитки.
Поиски клада. Самая занимательная игра. В емкость с песком прячем небольшие игрушки, а дети ищут их на ощупь руками.
Насыпная аппликация. Использовала заранее окрашенный рис, макаронные изделия в форме самолета, заготовка основа из картона с рисунком, клей ПВА. На рисунок поэтапно дети наносят клей, за один «заход» намазываем клеем те детали, которые на финальной картинке должны быть одного цвета, затем обильно посыпать картинку рисом, при необходимости слегка прижимает посыпку к листу. Лишнее стряхиваем. Повторяем с другими областями рисунка.
Аппликации на пластилине. На занятии использовала картон с нарисованными на нем разными геометрическими фигурами. Дети замазывали толстым слоем пластилина эту фигуру. На выбор дала несколько сыпучих материалов, ребенок сам выбирал каким засыпать пластилин. В конце занятия показали друг другу и проговорили, у кого какие фигуры изображены.
Рисование на манке. В крышку от коробки, окрашенную в темный цвет, насыпаем манку. Дети пальчиками рисуют разные картинки.
Провожу обязательное взаимодействие с родителями:
• консультации, беседы по вопросам развития мелкой моторики и сенсорных способностей у детей;
• изготовление папок - передвижек: «В помощь родителям»;
• совместное изготовление игр;
У родителей вырос уровень знаний по данной теме. Они научились создавать дома условия для игр с сыпучим материалом и правильно подбирать его. Родители повышают интерес в дальнейшем развитии своих детей. Это проявляется в выполнении моих рекомендаций и советов. Они чаще стали задавать вопросы, систематически присутствуют на консультациях и беседах, с большим желанием откликаются на мои просьбы.
В результате использования этих игр у детей сформировалось умение воспринимать свойства предметов, научились анализировать, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания играм с сыпучим материалом, у них появилось желание играть и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения. Считаю, что игры с различным сыпучим материалом наиболее приемлемый, доступный и эффективный способ развития моторных и сенсорных навыков. Именно использование таких игр помогло мне повысить у детей уровень сенсорного воспитания, повысить уровень сформированности тонких движений пальцев и кистей рук, координации движения; развить творческие способности; развить память, мыслительную деятельности, связную речь; стимулировать зрительное и слуховое восприятие.
Спасибо за внимание!