Ксения Кукарцева
Информационная культура педагога ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, обучить его современным средствам, методам и технологиям работы. Следовательно, закономерно и появление нового типа культуры - информационной.
Одними из первых отечественных работ, в которых использовался термин «информационная культура», были статьи:
• К. М. Войханская, Б. А. Смирнова «Библиотекари и читатели об информационной культуре» («Библиотека и информация», 1974г.)
Публикация «Информационная культура педагога ДОУ» размещена в разделах
• Э. Л. Шапиро «О путях уменьшения неопределенности информационных запросов» («Научно-технические библиотеки СССР», 1975 г.)
• Г. Г. Воробьев «Твоя информационная культура» (1988 г.)
• А. П. Суханов «Информация и прогресс», глава «Информационная культура» (1988 г.)
М. Г. В хрышева определяет информационную культуру как «область культуры, связанную с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности».
Информационная культура может рассматриваться как часть общей культуры, ориентированная на информационное обеспечение человеческой деятельности.
Информационная культура включает в себя :
- поиск информации
- выбор информации
- переработка информации
- потребление информации
- освоение и использования информации
- передачу информации
- пользование компьютером [1].
Понятие информационная культура педагога ДОУ приобретает чрезвычайную актуальность, это обусловлено современными тенденциями образования: введение ФГОС ДО и профессионального стандарта педагога.
Информационная культура педагогов предполагает :
• Владение офисными программами (Word, Excel, PowerPoint, Publisher, Internet Explorer, Outlook Express)
• Использование электронных книг
• Подготовка авторских презентаций
• Создание банка методических рекомендаций, конструктов занятий, презентаций
• Работа в сети Интернет
• Ведение электронного документооборота
• Работа с электронными библиотеками и образовательными сайтами ВУЗов, дистанционных центров
Педагог Д У, обладающий информационной культурой, открыто демонстрирует собственный опыт, свое информационное поведение через :
- участие в педагогических сообществах через Интернет пространство
-использование мультимедийных презентаций, в том числе для проведения дидактических игр в образовательном процессе ДОУ
- представление видео фрагментов НОД с применением ИКТ
- публикации в сборниках интернет-конференций
- наличие собственной Web - страницы (сайта)
- участие в вебинарах и другое.
Информационная культура педагога способствует :
• применению мет дов и приемов воспитания с использованием сoвременных компьютерных пр грамм;
• точному поиску и извлечению информации из периодической печати и электронных коммуникаций
• пoвышению ур вня собственной прoфессиональной деятельности, качества вoспитания и развития воспитанников
• организации п знавательной деятельности вoспитанников с применением ИКТ
• устанoвлению за счет собственного информационного поведения более тесного контакта с коллегами
• представлению информации в понятном виде и правильному использованию с максимальным эффектом
• увеличению бъема инф рмации, ее нагляднoсти, оперативности ее получения из различных источников [2].
Педагог ДОУ, обладающий высоким уровнем информационной культуры, может целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения и передачи компьютерные технологии, современные ТСО. Однако, информационная культура педагога ДОУ выражается не только в наличии у педагога знаний компьютерной грамотности, но и в наличии специальных умений, позволяющих гибко использовать знание информационных технологий для организации познавательной активности воспитанников, ф рмирования их информационной культуры в дальнейшем.
Информационная культура педагога дает широкие возможности для совершенствования педагогического профессионального мастерства, развития способности адаптироваться к динамичным изменениям современного общества; делает его конкурентоспособным специалистом на рынке труда.
Литература
1. Данильчук И. В. Информационная культура педагога : методологические предпосылки и сущностные характеристики / [Текст] И. В. Данильчук. - Педагогика, 2003.
2. Комарова Т. С., Комарова И. И. Информационно – коммуникационные технологии в дошкольном образовании / [Текст] Т. С. Комарова, И. И. Комарова. – М., 2011.