Ольга Журавлева
Индивидуальный подход в работе с детьми во время адаптации к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный подход в работе с детьми во время адаптации к детскому саду.
Цель:
Публикация «Индивидуальный подход в работе с детьми во время адаптации к детскому саду» размещена в разделах
создание необходимых условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Задачи:
*создать условия для комфортной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ;
*создать системы эффективного взаимодействия между педагогом и детьми;
*сформировать активные позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Планируемый результат:
*дети в легкой форме проходят адаптацию к детскому саду, активно участвуют в играх, малыши подвижны и раскрепощены.
*повышение компетентности родителей в вопросах адаптации детей раннего возраста.
Каждому, кто работает в ДОУ, известно, что поступление в детский сад – сложная пора для детей, так как это период адаптации к новым условиям.
Дети очень часто тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние,
оказавшись в незнакомой обстановке, окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят неутешительное горе своего жизнерадостного ребенка.
Общеизвестно, что степень адаптации ребенка в детском саду определяет его
психическое и физическое здоровье. Новое помещение, игрушки, люди, правила жизни-это и эмоциональный и информационный стресс. Эти волнения имеют перед собой реальные основания, поскольку известно, что изменение социальной среды сказывается и на психическое и на физическое здоровье детей. Нам воспитателем в это время надо приложить максимум внимания, так как малыши в первые приходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. На эти перемены малыши отвечают по-разному, многие отвечают реакцией осторожности
или протеста: становятся робкими, замкнутыми, вялыми, капризными, упрямыми, беспокойными. Часто они не хотят покидать дом, у дверей детского сада в страхе прижимаются к маме или папе.
Адаптация – процесс эффективного взаимодействия организма со средой. Характер его зависит от нескольких факторов:
- возраста,
-состояния здоровья, развития ребенка, пола ребенка,
-от условий, обеспеченные ребенку после рождения, режим дня, питание, игры
- от заболевания детей,
-от психического климата в семье.
Принимая детей в группу, мы воспитатели, должны помнить, что каждый ребенок индивидуален, каждый ребенок требует от нас особого, личного подхода.
Период адаптации – тяжелое время для малыша, его родителей и персонала группы. Нужно помнить самим и объяснять родителям, что адаптацию различают по тяжести течения: легкую, средней тяжести и тяжелую.
В нашей группе много сложных детей с разными индивидуальными особенностями. Много детей капризных не умеющих выслушивать старших, не знающих меру в том, что можно, а что нельзя.
Поэтому приходилось проводить большую работу с родителями. И можем сделать такой вывод, что при прислушивании к мнению воспитателя, дети этих родителей адаптируются быстрее. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение зависит и течение адаптационного периода, и дальнейшее развитие малыша.
Чтобы ребенку легче было войти в новую социальную среду, чтобы гладко и легко
прошел период адаптации, мы заранее с родителями вели беседы по подготовке их детей к поступлению в детское учреждение. Раздавали анкеты, затем делали вывод о том, как правильно принять ребенка в свою группу, какие советы дать маме, чтобы облегчить адаптационный период. Хочу отметить, что плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекают в семье, которые не знают родительского «нельзя». Ребенок, у которых дома не тренируется способность тормозить свои желания, плохо усваивает и выполняет правила поведения,
приучение к которым начинается с первого дня пребывания его в детском саду.
Чтобы помочь родителям и детям в период адаптации велась совместная работа с медсестрой и администрацией д. с.
В родительском уголке вывешивались различные памятки по укреплению здоровья малышей. специально укрепляющая гимнастика, давались полезные советы.
Родителям необходимо оказывать помощь в период адаптации ребенка, разъяснять как должны вести себя родные и близкие, и выяснять у них особенности характера и поведения ребенка.
Мы узнавали у родителей о будущих воспитанниках:
-Преобладающее настроение (бодрое, подавленное, неустойчивое)
-Характер засыпания (быстрый, медленный)
-Длительность сна и его характер
-Аппетит
-Нежелательные привычки
-Особенности поведения
-Любимая игрушка, сказка
-Как его ласково называют родители.
Для самочувствия ребенка в адаптационный период большое значение имеет то, в какой мере сформированы у него необходимые культурно-гигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания (одевания, еды и др., между тем не во всех семьях уделяется достаточное внимание формированию указанных навыков и привычек. Нередко дети двухлетнего возраста приходят в детский сад, не умея самостоятельно есть, не просятся на горшок, не умеют одеваться и раздеваться.
Проводя беседы с родителями будущих воспитанников детского сада, педагог должен обращать их внимание на эту сторону воспитания, раскрыть основные закономерности формирования навыков и привычек, их последовательность. Он может показать характерные ошибки, дать советы, как отучить малыша от нежелательных привычек, раскрыть значение своевременного формирования необходимых навыков и полезных привычек для общего развития ребенка и для его хорошего самочувствия в адаптационный период.
Воспитатель сам должен проявлять терпение и настойчивость в воспитании навыков и привычек. Но нельзя требовать от ребенка, чтобы он сразу отказался от той или иной привычки, необходимо время.
Необходимо вырабатывать у детей культурно-гигиенические навыки терпеливо, спокойно, постепенно усложняя требования. Иначе у ребенка может сложиться отрицательное отношение ко всем режимным процессам.
Взрослый должен сначала показать ребенку, где и как сделать что-либо, поупражнять его в действии, а затем давать указания.
Научить ребенка вступать в общение с взрослыми и детьми - одна из основных задач родителей при подготовке малыша к поступлению в детское учреждение. На это должна быть направлена работа детского сада с семьей.
В период адаптации ребенка к новым условиям жизни происходит своеобразная ломка, переделка определенного режима: укладывание, кормление и т. д., а также стереотипов общения.
Необходимо проводить специальные игры, направленные на знакомство, запоминание имен, а также ритуалы приветствия и прощания с каждым ребенком. "Вот, ребята, Виктория пришла. Здравствуй, Виктория! Давайте все вместе с ней поздороваемся. ", "Николай пошел домой. Давайте попрощаемся: до свидания, Николай! До завтра!" В играх, например с мячом, передавая друг другу мяч говорим свое имя. Также это может делать воспитатель, запоминаются имена других детей и воспитателя.
Следующий этап привыкания для детей характеризуется тем, что общение принимает инициативный характер. Ребенок постоянно обращается к взрослому, самостоятельно выбирает игрушки и играет с ними. На этом период адаптации ребенка к условиям общественного воспитания заканчивается.
Если не будет соответствующим образом организованного общения и игровой деятельности вновь поступившего ребенка, привыкание его не только задержится, но и осложнится. Вот почему воспитателю необходимо знать характерные особенности детей, этапы их привыкания. Оттого, насколько правильно воспитатель определит потребность, создаст необходимые условия, будет зависеть характер и продолжительность адаптации ребенка. Если воспитатель не принимает во внимание, какие потребности определяют поведение ребенка, педагогические воздействия его будут бессистемными, случайными по характеру.
Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает индивидуальная организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.