Марина Стрепетова
О значении природы в формировании личности ребенка.
▼ Скачать + Заказать документы
О значении природы в формировании личности ребенка
Стрепетова М. А. воспитатель МБДОУ № 26 "Аленький цветочек" г. Пятигорск
Наряду с другими факторами в воспитании чувств, в формировании личности ребенка очень велико значение природы. Общение с природой, любовь к ней, познание ее тайн облагораживает человека, делает его более чутким, отзывчивым. Любовь к родной природе, умение видеть и чувствовать ее красоту — это начало патриотического чувства, чувства любви к Родине. Чувство патриотизма возникает на основе ярких эмоциональных переживаний, что так тонко выразил А. И. Герцен: «Светлые дни детских впечатлений, «полученных от общения с родной природой, провожают человека далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы служению Родине».
Публикация «О значении природы в формировании личности ребенка,» размещена в разделах
Воспитатели много внимания уделяют знакомству детей с природой в плане обучения, но, как показывает опыт, далеко не все используют природу для эстетического и нравственного воспитания.
На прогулках и экскурсиях мы стараемся находить возможность в условиях нашего города по-настоящему воспитывать у детей интерес и любовь к природе, тем самым воздействуя на их нравственный облик. Не обязательно стараться искать что-то не-обыкновенное. Чувствуя красоту природы, любя ее, в самом обычном мы стараемся увидеть необычное, захватывающее, в саду, сквере, на участке найти интересное, красивое.
Первое время, пока дети не замечают природного окружения, мы привлекаем внимание детей, учим их наблюдать, видеть. Не всегда это получается сразу. Чтобы добиться успехов, мы используем игры в природе.
Мы часто рассматриваем, с детьми облака, отмечаем в календаре природы, когда небо сплошь покрыто облаками или тучами и солнца совсем не видно, когда по небу плывут отдельные большие и маленькие облачка, обсуждаем – на что они похожи.
Как-то заметив на небе большое облако, напоминающее медведя, я сказала детям: «Я вижу большого белого медведя. Он приподнял лапу. Медведь высоко забрался. До него не достать. Его можно только увидеть». Дети постепенно догадываются и начинают рассматривать облака. Находят не только медведя, но и коня, и девочку, и снежную бабу.
Иногда, увидев облако, похожее на какой-то предмет, животное, мы загадываем друг другу загадки и стараемся найти отгадку.
Проводя различные наблюдения, мы стараемся разбудить живое воображение детей. Предлагаем, например, представить себе, на что похож тот или другой предмет: дерево напоминает человека-великана, снег на скамье похож на белую шапку-ушанку. Учим детей прислушиваться к звукам, спрашиваем их, о чем раскричались воробьи, журчат ручьи, завывает ветер.
Зимой все деревья и кусты покрыты инеем, снег поскрипывает под ногами, и мы начинаем фантазировать: в какую сказку мы попали. Одним кажется, что они попали в сказку «Морозко», другие вспоминают царство Мороза Ивановича. Этот прием хорош тем, что он будит воображение детей, их чувства. Дети не могут остаться равнодушными, они взволнованы, заинтересованы, а это основное. Без интереса к природным явлениям, без взволнованности невозможно воспитать любовь к природе. Вместе с интересом появляется и умение сосредоточенно рассматривать, наблюдать, слушать, а главное, эмоционально воспринимать.
В процессе наблюдений не нужно сразу отвечать на вопросы детей. В тех случаях, когда дети могут самостоятельно или при помощи наводящих вопросов найти правильный ответ, сделать выводы, воспитатель не должен торопиться с объяснением.
Вот дети выходят на прогулку. Утро ясное, солнечное, но дорожки мокрые, на листьях капельки от прошедшего ночью дождя. Воспитатель спрашивает: «Как вы думаете, какая погода была ночью?» Дети догадываются. Рассматривают свежую пахучую зелень, любуются сверкающими на солнце каплями. И радуются всему этому. А раньше были безразличны. Вот это эмоциональное отношение к природе, разбуженное в детях, мы относим к своим первым успехам в области воспитания чувств.
Как-то в конце зимы на несколько дней установилась теплая погода, а затем ударил мороз. Выйдя на прогулку, дети сразу заметили необычайную красоту. На каждом дереве и кусте висели блестящие маленькие сосульки. Сейчас же возник разговор о том, откуда же взялась вся эта красота, как это получилось. Воспитатель не торопится с объяснением. Дети сами находят правильный ответ: «На деревьях были капли, а ночью их мороз превратил в маленькие сосульки, вот и получилось так красиво». И опять дети не только заинтересованы, но и взволнованы.
Часто мы предлагаем детям полюбоваться видом из окна и определить, какая сегодня погода. Это тоже помогает развить у детей наблюдательность, вызвать ощущение радости, умение находить взаимосвязи, делать выводы. «Сегодня на улице все в инее, красиво, но холодно. Посмотрите, прохожие съежились и воротники подняли»,— говорят дети. «А может быть, сыро или ветер, потому люди и подняли воротники»,— возражает кто-то. «Нет, не сыро. Лужи замерзли, и на том окне узоры. Да и ветра нет, смотри, ничто не качается. Нет, прохожие от холода подняли воротники».
Часто на прогулке мы играем с детьми, говорим: «Обойдите участок, вспомните, как здесь было вчера, посмотрите что изменилось, и расскажите об этом». Дети с большим интересом заглядывают во все уголки. Этим же приемом мы часто пользуемся и в группе. Увидев новые ростки, бутон на растениях, мы предлагаем детям посмотреть, какие изменения произошли в уголке природы.
Ценность этих приемов в том, что перед детьми выдвигаются интересные задачи, требующие активности и инициативы, развивающие не только способность воспринимать красоту, но и смекалку, сообразительность.
С целью воспитания более устойчивого интереса к природе мы рассказывали детям о некоторых народных приметах.
Однажды вечером дети заинтересовались необычным цветом неба во время заката солнца. Оно было ярко-красным с едва заметными полосами. Мы рассказали, что по народным приметам после такого заката обычно бывает ветреный день. Дети заинтересовались и с нетерпением ждали следующего дня. На другой день они с радостью и удивлением замечают, что погода действительно ветреная. На прогулке посыпались вопросы: «Как вы узнали? Кто вам сказал?» Воспитательница рассказала, что люди долго наблюдали, запоминали, сравнивали и заметили, когда бывает ветреная погода.
А весной, в мае, мы часто наблюдали за стрижами. Дети знали, что стрижи ловят насекомых: мошек, комаров. Им рассказали, что перед дождем мошкара опускается вниз, и предложили подумать, когда стрижи будут летать низко: перед дождем или в ясную погоду. Дети догадались и в дальнейшем часто наблюдали за поведением птиц, за их полетом, стараясь узнать, будет ли дождь.
Какие бы наблюдения ни проводились, мы всегда стараемся затронуть чувства детей, вызвать эстетические переживания, дать почувствовать красоту окружающей природы. Мы учим детей замечать красоту в окружающем, видеть, как красив и наряден букет из садовых цветов, и ромашка у обочины дороги.
Использование художественного слова – стихотворений, загадок, пословиц и т. д., прочитанных во время наблюдения – помогало детям еще лучше увидеть и глубже почувствовать красоту окружающей природы.
В зимний морозный день на участке было очень красиво. Кусты, деревья, скамейки в снегу, все покрыто инеем. Воспитатель читает стихотворение Ф. И. Тютчева:
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,—
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь окутан, весь окован
Легкой цепью пуховой.
Ребята с интересом прислушиваются. Воспитатель читает второй раз. Дети уже не только слушают, но и внимательно оглядывают участок. Кое-кто из них повторяет за воспитателем. Ничего не разъясняем, ничего не спрашиваем, видим, что образ понят детьми.
Художественное слово, сказанное вовремя, оставляет след. Оно не только помогает глубже почувствовать, но и заостряет внимание, восприятие детей.
Помня, что чувства воспитываются в поступках, в конкретных делах, мы стремимся к тому, чтобы дети повседневно проявляли свои добрые чувства. Поводов к этому достаточно много. Забота о птицах (подкормка зимующих птиц, изготовление скворечников для перелетных птиц, уход за домашними животными, дружба с дворовым псом на даче и т. д. помогают нам воспитывать у детей гуманное отношение к животным.
Воспитание любви к природе мы стараемся связать с активной деятельностью детей по охране природы, с воспитанием желания создавать красивое своим трудом, с наблюдением за трудом взрослых. Дети постоянно трудятся и на своем участке. Участие в настоящей работе, сознание ее полезности, конкретные дела, направленные на заботу о растениях и птицах вызывает у детей интерес и желание делать это и впредь.
Труд в природе на участке стал потребностью детей, помог воспитать бережное отношение к природе. Никто из детей теперь не рвет на клумбах цветы, не ломает ветки, не срывает листья. Радует нас, что дети искренне возмущаются, когда видят бездушное отношение к природе и пытаются препятствовать этому.