Лариса Сосновских
Индивидуальный подход к речевому развитию воспитанников.
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный подход к речевому развитию воспитанников.
Где-то в самом уголке сердца у каждого ребёнка своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на моё слово, нужно настроиться самому на тон этой струны.
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Индивидуальный подход к речевому развитию воспитанников,» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
В дошкольных образовательных учреждениях проводится большая работа по развитию и коррекции речи детей, при этом необходимо принимать во внимание индивидуальные проявления и дефекты речевого развития каждого ребенка.
(Слайд №2). Общение - необходимое условие формирование личности, ее сознания и самосознания, это взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Общение является ведущим средством развития речи.
Ребенок максимально нуждается во взрослом. Общение в этот период должно носить эмоционально - положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально - положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья.
Важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка.
Чем больше взрослые общаются с ребенком, тем интенсивнее идет его физическое и психическое развитие.
Каждый период детства имеет свои особые, неповторимые достоинства, присущие только определенному этапу развития.
Многие факторы указывают на значение «возрастной чувствительности» как предпосылки формирования способностей и как компонента самих способностей.
Различают несколько этапов развития потребности в общении ребенка со взрослым (Слайд №3):
• потребность во внимании и доброжелательности взрослого (условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни);
• в сотрудничестве или в соучастии взрослого;
• в уважительном отношении взрослого;
• потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого (возникает в связи с интересом детей к миру человеческих взаимоотношений и обусловлена овладением детьми правилами и нормами их отношений).
Дошкольный возраст — период активного познавательного развития. В этот период последовательно формируются и развиваются все психические процессы. В раннем возрасте происходит развитие восприятия. Зрительное восприятие в раннем детстве носит непроизвольный и избирательный характер, часто опирается на отдельные, «бросающиеся в глаза» или случайные признаки. Развивается слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. Внимание и память в основном носят непроизвольный характер, вплетены в другую деятельность. Мыслительные действия в раннем детстве предполагают установление связей между предметами для достижения цели.
Сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка, условий его жизни. Варианты отклонений речевого развития и причины речевых трудностей у детей могут быть различными. Это и задержка речи на стадии называния, перегруженность речи специфически «детскими» словами, плохое артикулирование. Активная речь может быть «отложена» по причине преобладания эмоционального общения со взрослым или по причине чрезмерной ориентации на предметный мир.
Основными направлениями речевого развития в дошкольном возрасте являются (Слайд №4):
• расширение словаря и развитие грамматического строя речи;
• убывание эгоцентризма детской речи;
• развитие функций речи;
• речь как орудие общения;
• речь как орудие мышления, как средство перестройки психических процессов, средство планирования и регулирования поведения;
• развитие фонематического слуха и осознания словесного состава речи.
Методика развития речи должна быть основана на следующих положениях (Слайд №5):
• Знание возрастных особенностей и возможностей детей.
• Диагностика и учет уровня речевого развития каждого ребенка.
• Тесная связь с логопедическими технологиями.
• Сбалансированный охват всех сторон речи ребенка.
• Осознанное отношение педагогов и родителей к речевому развитию детей.
• Взаимодействие детского сада и семьи по данному вопросу.
Правильное планирование и эффективное проведение работы по речевому развитию детей конкретной группы возможно только тогда, когда воспитатели знают возрастные особенности развития речи и умеют соотнести с ними индивидуальные особенности каждого ребенка.
Конкретное содержание занятий педагоги отбирают самостоятельно, ориентируясь на (Слайд № 6):
• результаты обследования развития речи;
• рекомендации логопеда (для детей с нарушением звукопроизношения);
• результаты анализа фронтальных занятий (для детей, не справляющихся с программой).
Индивидуальный подход – это действенное внимание к личности каждого ребёнка.
В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.
При индивидуальном подходе к развитию речи детей необходимо (Слайд №7):
• Знание педагогами особенностей речевого развития (и развития в целом) каждого ребенка своей группы.
• Умение анализировать результаты педагогической деятельности (обследование, наблюдения, фронтальные занятия) и планировать работу по развитию речи, исходя из полученных данных.
• Наличие у детей определенного уровня развития самостоятельности и умений взаимодействовать со сверстником.
• Систематическое (а не эпизодическое) проведение занятий.
Подготовительная работа по внедрению занятий дифференцированного подхода должна начинаться со второй половины учебного года с детьми среднего дошкольного возраста. Для этого во фронтальные занятия включаются элементы индивидуальных и подгрупповых заданий (как часть занятия, которые непродолжительны по времени и несложны по содержанию.
Занятия дифференцированного подхода можно использовать не только для речевого развития детей, но и в других видах деятельности (математика, физвоспитание и пр.). Это позволяет наполнить индивидуальную и подгрупповую работу с детьми содержанием, которое учитывает реальный уровень развития каждого ребенка, его личные проблемы и трудности.
Реализация личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога с ребёнком предполагает ориентир на правило трёх «П» (Слайд №8): понимание, принятие, признание и заключается в категориях:
• понимание внутреннего мира ребёнка;
• принятие малыша независимо от того, радует он взрослых в данный момент или нет;
• признание личности ребёнка: умение прощать, вставать на его позицию, обеспечивать психологическую защиту перед неудачей.
Проектируя образовательный процесс, по мнению И. С. Якиманской, педагог должен, особое внимание уделять развитию индивидуальных способностей ребёнка, а личностно - ориентированное обучение должно стать технологией, способствующей выявлению и структурированию его субъективного опыта.
Практические рекомендации воспитателю при осуществлении индивидуального подхода к детям (Слайд №9):
• Постоянно учитывать состояние здоровья ребёнка.
• Обращаться к каждому ребёнку только по имени, предварительно узнав у родителей, какой вариант его имени ему больше нравится.
• Не делать отрицательных сравнений.
• Помнить: вежливость воспитывается только вежливостью.
• «Уходить» от слов-отрицаний: «Нет», «Нельзя», «Не…». Например, вместо: «Нельзя кричать», использовать фразу: «Говорите тихо».
• (Слайд № 10) Говорить с ребёнком так, словно те качества, которые вы хотите в нём воспитать, уже есть: «При твоей внимательности ты справишься с заданием!».
• Делать замечания желательно в форме рекомендаций, пожеланий.
• Хвалить детей за проявления духовности.
• Использовать юмор, шутку как универсальное лекарство от бед и обид.
(Слайд № 11) В заключение можно сказать, что индивидуальный подход – это эффективное и неотъемлемое средство обучения детей. Недаром, восточная мудрость гласит, что труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные экзотические растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое – прохладную тень, иное любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину; одному лучше всего на песчаной почве, другому – на жирном чернозёме. Каждому ребёнку нужен особый, только для него подходящий подход, иначе он не достигнет совершенства в своём развитии.