Светлана Раисовна Биктимирова
Этнопедагогические принципы в образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: Этнопедагогические подходы в обучении играют важную роль в формировании культурной идентичности и уважительного отношения к многообразию народов. Организация проекта на тему «Народы Чукотки» в ДОУ предоставляет широкий спектр возможностей для воспитания нравственных качеств дошкольника.
Ключевые слова: Этнопедагогика, дошкольник, проект
«Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» - одна из приоритетных задач ФОП ДОУ.
Темочки:
По мнению А. П. Орловой, развитие духовно нравственного воспитания у дошкольников происходит через народное творчество, включающее в себя народные игры, традиции, устное народное творчество, обычаи и праздники относящиеся к элементам культуры[1].
Как отмечает Н. В. Ивочкина, народные игры как средства народной педагогики заключается в том, что игра выступает в качестве народной традиции [2]. С помощью таких игр дошкольник погружается в историю становления традиций различных этнических групп населения.
Этнопедагогика – это уникальная область знаний, которая объединяет педагогику с этнографическими исследованиями и культурными традициями народа. Многообразие общностей, наций и этнических групп является неотъемлемой частью культурного ландшафта России. Каждая из этих групп имеет свои уникальные характеристики, традиции, образ жизни, которые формируют не только ее идентичность, но и мироощущение её народов. Понимание различий между этими общностями, а также их воспитательных ценностей, является важной задачей как для педагогов, так и для родителей. Для того чтобы законные представители детей стали неотъемлемой частью образовательного процесса, педагогу необходимо найти различные методы и приемы, чтобы организовать совместную деятельность – это родитель-воспитанник-педагог, где каждый является связующим звеном для реализации творческого, образовательного, этнопедагогического проекта. При разработке и реализации таких проектов необходимо учитывать множество нюансов, чтобы обеспечить их успешность и максимальную эффективность. Формирование культурной идентичности. Изготовление национальных атрибутов народов крайнего Севера — это уникальный метод, позволяющий детям глубже понять и прочувствовать культурную принадлежность данной нации. Через творческую деятельность воспитанники знакомятся с символами и орнаментами чукотского народа, что способствует развитию и углублению знаний об этнической группе населения. Например, создание чукотских острогов или украшение кукол в традиционных костюмах позволяет ребенку ощутить связь с историей и традициями народа, усиливая его культурную идентичность.
Творческая деятельность, такая как рисование, лепка, многослойная аппликация, способствует развитию художественного вкуса и креативности. Дети учатся использовать различные материалы, цвета, формы и способы обработки. В процессе изготовления национальных атрибутов у воспитанников формируются навыки ручной работы, а также развивается мелкая моторика, что важно для развития речи. Помимо этого, происходит взаимодействие с мышлением, воображением, двигательной и зрительной памятью, наблюдательностью и координации движения.
Реализация этнопедагогических проектов часто предполагает коллективную деятельность ребят. Взаимодействуя в группах, дети учатся общаться, договариваться и уважать мнение других. Совместное изготовление национальных атрибутов — будь то общий проект по созданию макета чукотского жилища или совместное оформление выставки — помогает детям развивать навыки сотрудничества и командного духа.
Во время проведения тематических проектов воспитатели активно используют рассказы, игры, образовательную деятельность, связанную с историей и культурой народа, что углубляет знание детей о данной нации. Каждый шаг в процессе создания национальных атрибутов сопровождается рассказами о смысле этих предметов, их использовании в будничной и праздничной жизни народа. Это создает контекст для более глубокого понимания культурных ценностей.
Этнопеагогические миниатюры-играли огромную роль в жизни народа. Их значение не исчерпано еще и до настоящего времени. Для всех народов пословицы и загадки были великим богатством в народной педагогической сокровищнице. Дошкольники узнают смысл и суть человеческой жизни: «Чем метели над тундрой злее, тем в снегу куропатке теплее», «Где тундра оленьими копытами разбита, там и куропатки будут сыты», «Тот законы тундры изведал, кто пояс украсил зубами волка и медведя». Так же в процессе реализации проекта детям читаются национальные сказки, поскольку дети и сказки –неразделимы и обязательно входят в образовательный процесс. Национальные сказки рассказываю о поступках и качествах персонажей, о их моральных нормах и поведении.
При создании атрибутов народной культуры —дошкольникам выражать свои эмоции и чувства. Ребенок может вкладывать в работу свои мысли и переживания, что способствует развитию эмоционального интеллекта. Через творчество и взаимодействие с культурой, дети учатся выражать свою индивидуальность и ценить уникальность других.
Так же для эффективного внедрения этнопедагогических методов невозможно без участия семей. Родители и старшее поколение активно вовлекаются в образовательный процесс. Это может проявляться в совместных мероприятиях, праздниках и мастер-классах, где делятся знаниями о традиционном образе жизни и культуре. Совместная деятельность родителей со своим ребенком способствует доверительным отношениям, снятию тревоги и напряжения.
В заключение хочется отметить, что многообразие этнических групп и их культурных практик образует богатую палитру человеческого опыта. Связь поколений обеспечивают нам традиции, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Этнопедагогика, применяя свои подходы и методы, создает условия для полноценного воспитания детей, позволяя им обретать не только знания, но и осознание своей культурной идентичности. Творческая деятельность становится мощным инструментом для приобретения опыта, который формирует уважение и желание изучать и сохранять культурные особенности своей общины и общества в целом.
Список литературы:
1. Орлова А. П. Народная педагогика как фактор развития теории нравственного воспитания. Учебное пособие для студентов и аспирантов. Витебск, 1996г. -103 с.
2. Уматова А. У. Воспитательный потенциал этнопедагогики в нравственном воспитании дошкольников / А. У. Уматова //Известие Дагестанского государственного педагогического университета. Серия: Психо-педагогические науки. - 2014. -№2. –С. 85-95
3. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. -5-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 2001, 336с.
4. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809).