Папки-передвижки

Роль искусства в патриотическом воспитании

Ольга Кемаева
Роль искусства в патриотическом воспитании
▼ Скачать + Заказать документы

В парадигме современного образования приоритет отдается воспитанию гражданина России, которое было и остается неотъемлемой частью педагогической деятельности. Основу духовно-нравственного развития и воспитания составляют базовые национальные ценности, источниками которых для каждого являются Родина, народ, семья, созидательный труд, искусство, наука, религия, природа.

Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Образ Родины, прежде всего, ассоциируется с мамой, с отношениями к семье, к самым близким людям — отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Темочки:

Необходимость работы по патриотическому воспитанию детей в настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, так как в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения. Воспитание патриотизма, чувства любви к Родине, уважения к ее богатейшим историческим традициям является одной из самых насущных проблем современного общества. Каждый школьник должен знать историю своей Родины, героическое прошлое своего народа, иметь свою гражданскую позицию, быть сильным и смелым.

Проводя содержательный анализ понятия «воспитание», мы остановились на определении В. В. Краевского и И. Ф. Харламова, которое, на наш взгляд, наиболее точно отражает смысл этого понятия. Под воспитанием в широком педагогическом смысле В. В. Краевский и И. Ф. Харламов понимают целенаправленную деятельность, охватывающую процесс формирования личности, включая в себя организацию ее интеллектуально-познавательной деятельности, овладение изучаемым материалом, а также духовно-нравственное развитие и выработку соответствующих свойств и качеств.

Большим потенциалом в этом отношении обладает искусство, в том числе и музыка, создавая которую, человек мог выразить свои мысли и чаяния, самоутвердиться. Музыка – одна из высших форм духовной деятельности людей, выражение эстетического отношения к миру – реальному или идеально представленному, идеализирующему будничное бытие. Сочинение музыки, исполнение, слушание музыкальных произведений предоставляет человеку возможность быть свободным в своих мыслях, и очень важно научить ребенка понимать замысел творца, испытывать чувство сопереживания и одновременно гордости за свою причастность к народу, создавшему произведения искусства.

Роль музыкального искусства в патриотическом воспитании изучались специалистами в области музыкального воспитания: Ю. Б. Алиевым, Д. Б. Кабалевским. Основополагающим для нас является положение Д. Б. Кабалевского, в соответствии с которым задачей музыкального воспитания в общеобразовательной организации является «не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность» .

Особую значимость в педагогическом аспекте имеют исследования современных педагогов-музыкантов, посвященные влиянию музыкально-художественной деятельности на воспитание (Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Л. А. Безбородова, С. М. Каргапольцев, Л. В. Школяр и др., вопросам художественного воспитания (О. А. Апраксина, Б. Т. Лихачев, М. Н. Скаткин и др.) [1,5,37].

Музыке как уникальному средству воспитания должное внимание уделяли видные деятели школьной музыкальной педагогики: О. А. Апраксина, Н. Я. Брюсова, Н. А. Ветлугина, Г. С. Виноградов, Н. П. Гродзенская, В. А. Дышлевская, М. А. Румер, В. Н. Шацкая и др. [17]. В частности, Н. Я. Брюсова в качестве исходного момента в музыкальных занятиях с детьми рекомендовала обращаться именно к народной песне: «Начинать работу надо от той музыки, которая особенно близка к народу, от его народной песни».

Публикации по теме:

Мини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возрастаМини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста Доброго времени суток! Музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, помогает заложить нравственные основы,.

Консультация для родителей о нравственно-патриотическом воспитании дошкольников «Мы помним!» Уважаемые родители каждый год в одно и тоже время мы с вами и наши детки отмечаем один праздник, «День победы!», но что это за праздник.

Круглый стол с родителями «Поговорим о патриотическом воспитании» (Старшая группа) Цель : Познакомить родителей с особой ролью семьи в патриотическом воспитании дошкольников, определить совместно способы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль искусства в патриотическом воспитании
Опубликовано: 20 февраля 2025 в 12:29
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль искусства в патриотическом воспитании» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Кемаева (УИ 3260429) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 февраля 2025 суббота
Президент подписал закон о ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и ДНР
23 февраля 2025 воскресенье



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД