Лилия Сухань
Индивидуальный подход при формировании детского коллектива.
Как известно, все дети разные, у каждого есть свои интересы, способности, они отличаются друг от друга своеобразием поведения. Как же подобрать ключик к каждому из них, узнать характер и особенности поступков, найти средства воздействия? Ведь от того как педагог сможет найти общий язык со своим воспитанником зависит успешное решение всех педагогических задач, которые стоят перед ним и достигнуть наилучших результатов в воспитании отдельной личности и создании хорошего детского коллектива. Одним из наиважнейших аспектов для успешной педагогической деятельности является индивидуальный подход.
Публикация «Индивидуальный подход при формировании детского коллектива,» размещена в разделах
Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация воспитательно-образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей детей, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребёнка.
Воспитание ребёнка в коллективе – важное условие всестороннего развития его личности. Жизнь в коллективе положительно влияет на развитие интересов и творческой инициативы детей, способствующей их жизнерадостности. Только в коллективе ребенок может сравнивать себя с другими, согласовывать свои поступки с поступками сверстников, устанавливать дружеские отношения со сверстниками: считаться с интересами друга, стремиться оказать ему помощь, радоваться его успеху, вместе с ним переживать его горести, преодолевать трудности. Эти отношения проявляются в быту и в различной деятельности детей. Дружба – одно из самых высоких, самых благородных чувств, под влиянием которого дети становятся более отзывчивыми, более сердечными.
При формировании детского коллектива, воспитании у детей чувства дружбы особенно важен индивидуальный подход. Но сначала педагогу надо выяснить, какое место занимает ребенок в коллективе.
В результате наблюдений за детьми в играх, на занятиях, а также на основе знакомства с условиями семейного воспитания можно выделить несколько групп детей, у которых отмечаются некоторые общие черты по отношению к коллективу.
Первая группа – это дети с положительными проявлениями – дружные, отзывчивые, пользующиеся авторитетом у сверстников. Её можно определить как «актив», на который может опираться педагог в целях развития дружеских отношений в коллективе.
Вторая группа – это дети, поддерживающие хорошие начинания первой группы сверстников, но их проявления бывают недостаточно устойчивыми, в отдельных случаях допускаются срывы.
Третья группа – дети, которые держатся замкнуто, отчужденно, не участвуют в играх, пассивно ведут себя на занятиях. К этой же группе относятся дети, которые робко входят в коллектив и в этот момент требуют к себе особенного внимания и помощи.
Для работы с каждой из групп педагог намечает задачи:
- для позитивных, доброжелательных отношений между детьми,
- для развития коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками,
- для развития умения детей работать в группе сверстников,
- для организации видов детской деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества.
Для решения этих задач велика роль индивидуального подхода.
При организации и проведении любой индивидуальной работы с детьми необходимо соблюдать определенные условия. По своей форме и содержанию эта работа должна быть интересной, а по времени проведения – недлительной, чтобы это было не в ущерб игровой деятельности, удовлетворению личных потребностей, желаний и интересов. Развитие интересов и способностей одного ребенка имеет значение и для всего коллектива, так как лучшими качествами отдельных детей обогащается и весь коллектив.
В течение дня воспитатель должен найти возможность общения с каждым ребенком. В первую очередь следует уделить внимание детям, которые остро в нем нуждаются: робкие, неуверенные, имеющие пробелы в знаниях.
Существенную помощь в организации и проведении индивидуальной работы может оказать педагог-психолог, который может предложить систему индивидуальных коррекционных игр и упражнений для детей:
I этап – «общение без слов» : игры с использованием мимики, выражения глаз, лица и т. д.
II этап – «внимание друг к другу». Его цель – формирование способностей видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему. Используем игры «Разговор сквозь стекло», «Общий круг».
III этап – «согласованность движений» : игры «Лепим скульптуру», «Составь фигуры» и другие, где дети учатся согласовывать свои движения с движениями сверстников при выполнении каких – либо заданий.
IV этап – «общие переживания» : игры, направленные на переживание общих эмоциональных состояний – как положительных, так и отрицательных. Эти упражнения (например, игра «Злой дракон») объединяют детей, порождают чувство близости, общности, желание поддержать друг друга.
V этап – «взаимопомощь в игре» : игры, требующие проявлений сопереживания, взаимопомощи, дающие детям возможность помочь и поддержать сверстников (например, игра «Живые куклы»).
VI этап – «Добрые слова и пожелания». Задача данного этапа – научить ребенка видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Делая сверстнику комплименты, высказывая ему свои пожелания, дети не только доставляют товарищу удовольствие, но и радуются вместе с ним («Добрые волшебники», «Конкурс хвастунов»).
VII этап – заключительный, на котором проводим игры – занятия, предполагающие различные формы просоциального поведения. Дети должны делится со сверстником, помогать ему в процессе совместной деятельности («Мастер и подмастерье», «Закончи рисунок» и т. д.).
Таким образом, можно сделать вывод, что индивидуальный подход способствует развитию в ребенке всех его скрытых качеств, на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в формирование дружного коллектива, в активную деятельность в течение дня.