Любовь Николаенко
Индивидуальный подход к детям с ОНР на занятиях по изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с общим недоразвитием речи имеют ряд особенностей, которые обнаруживаются в продуктивных видах деятельности. Некоторые индивидуальные особенности проявляются у разных детей прямо противоположным образом. Так, дети различаются по темпу деятельности : одни дети работают быстро, другие - медленно. Имеются различия и во включение детей в деятельность : одни дети сильно спешат, часто начинают выполнять работу, не дослушав объяснение, что приводит к ошибкам; другие отстают с включением - им требуется дополнительное побуждение.
Публикация «Индивидуальный подход к детям с ОНР на занятиях по изобразительной деятельности» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
Индивидуальный подход к детям осуществляется с учетом их особенностей. Регулируя с помощью речи действия детей, можно решить одновременно изобразительные, коррекционные, коррекционно- воспитательные задачи. Решение этих задач обеспечивает большое количество повторений простых образцов речи, что создает благоприятное условие и для развития речи детей, и для овладения изобразительными навыками.
Учитывая индивидуальные особенности детей на занятиях по изобразительной деятельности, речь взрослого можно использовать как средство побуждения к деятельности одних детей и средство торможения по отношению к другим. Применительно к ним уместно такое обращение: «Вот и Сережа берет карандаш». Речь предвосхищает действие, и ребенок, подчиняясь ей, берет требуемое. Нужно выдержать паузу, чтобы ребенок успел взять необходимый предмет, а затем похвалить его.
Развивая регулирующую функцию речи, можно воспитывать отсроченность включения в деятельность у импульсивных детей. «Саша сегодня не спешит. Он ждет, когда разрешат рисовать. И Витя сидит спокойно. Он не берет кисточку». В ходе изобразительной деятельностью с помощью комментирующей речи можно регулировать и темп деятельности : у одних детей ускорять, у других замедлять его.
Сначала в обращении следует называть детей, которые правильно выполняют движение. Способность к подражанию побуждает к правильному выполнения и тех, кто еще не овладел действием. Речь взрослого показывает, к чему надо стремиться. Затем следует называть тех, кто еще недостаточно уверенно выполняет требуемое движение. Но это нельзя делать в форме замечания: иначе подражание может привести к противоположному результату. Дети, умеющие правильно рисовать, начинают копировать неправильное движение ребенка, которому было сделано замечание.
Индивидуальный подход осуществляется также с учетом речевых возможностей детей, уровня их изобразительных навыков, с учетом особенностей деятельности детей и их общительности. В группе с ОНР могут быть смелые, находчивые дети и робкие, застенчивые - к ним нужен разный подход. Сначала нужно вызывать более смелого, который лучше справляется с этим движением.
Как уже отмечалось, ребенок данного возраста обращение взрослого ко всем детям не относит к себе лично, поэтому надо постепенно развивать это умение. С этой целью в процессе занятия у детей нужно развивать восприятие как общих обращений, так и индивидуальных. Осуществлять это целесообразно в такой последовательности: сначала использовать обращение ко всем детям - это приучает их прислушиваться к речи взрослого; затем выделять персонально каждого ребенка и закончить обращением ко всем детям. Например: «Все дети начали рисовать яблоко. И Стасик рисует круглое яблоко. Все дети рисуют яблоко. Все рисуют красное круглое яблоко.
В начале обучения почти все дети не реагируют на речь взрослых, не прислушиваются к речи, комментирующей их действия. Поэтому с первых дней пребывания в специальной группе необходимо формировать у ребенка умение вслушиваться в речь взрослых. Это умение развивается постепенно. Сначала ребенок выделяет в потоке речи свое имя, затем то, что относится именно к нему, и, наконец, начинает руководствоваться обращением взрослого ко всем детям.
Развитие реакции детей на комментирующую речь способствует положительная оценка их действий. Содержание речи педагога должно быть направлено на показ приемов изображения, подчеркивать правильное использование этих приемов в лепке, рисовании, аппликации. Большое значение имеет сочетание обращение ко всем детям с обращением к каждому отдельному ребенку, что ускоряет формирование реакций на обращенную речь.
Большую роль в развитии у детей реакции на комментирующую речь взрослого играет положительная оценка подражательных действий. Услышав положительную оценку действий товарища, ребенок желает услышать и о себе что-то хорошее.
Это желание проявляется у детей поднятием головы, устремлением взора на говорящего. В этот момент дети могут прекратить деятельность и различными движениями привлечь внимание взрослого к себе. Для развития реакций детей на речь взрослого очень важно оценить действия каждого ребенка, ходящей репликой поддержать его внимание подходящей репликой, сказать именно о нем, упомянув при этом его имя. Надо поощрять каждого ребенка. Не пропустив никого.
Поощряя активность детей, выполняющих установленные правила, постепенно вырабатывается осознанное поведение, умение ограничивать свою активность, воспитывается выдержка. Это особенно важно для расторможенных детей, игнорирующих принятые в группе правила поведения. Воспитывая у детей навыки правильного поведения, следует как можно реже прибегать к замечаниям, порицаниям, так как у детей от этого теряется интерес к деятельности. Напротив, положительная оценка, похвала, одобрение побуждают к дальнейшим положительным действиям.