Роза Шайхуллина
Индивидуальный план работы по экологическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный план работы по самообразованию
на 2017 – 2018 годы.
Тема самообразования: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста».
Актуальность: Экологическое воспитание и образование детей – актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
Публикация «Индивидуальный план работы по экологическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Планирование. Планы работ
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому, любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.
Цели:
• повысить свой профессиональный уровень;
• развивать творческую активность, инициативу в инновационной, научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности при воспитании детей в современных условиях;
• теоретически обосновать и практически подтвердить процесс и результат формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Задачи:
• обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование;
• развивать творческую активность, инициативу в инновационной, научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности при воспитании детей в современных условиях;
• разработать авторскую программу по данной теме;
• формировать знания, умения и навыки воспитанников;
• изучить нормативно-правовые документы по ФГОС;
• изучить практический опыт.
Предполагаемый результат:
• переоценка педагогических ценностей своего профессионального назначения, желание улучшить образовательный процесс;
• мотивация родителей к сотрудничеству в воспитательно-образовательном процессе;
• умение оказать практическую помощь коллегам.
Форма отчета по проделанной работе : выступление на педсовете, участие в конкурсах, семинарах, конференциях, презентация по теме.
Мероприятия, проводимые в процессе работы над темой :
• изучение литературы по теме;
• посещение ОД у воспитателей своего ДОУ;
• участие в педсоветах, семинарах, конференциях;
• самоанализ и самооценка ОД в группе;
• проведение серии открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;
• обобщение результатов на заседании педсовета.
1. План методической работы
воспитателя по экологическому воспитанию на 2017 - 2018 гг.
- Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию :
- периодическое изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах;
- изучение нормативно-правовых документов;
- посещение семинаров, конференций;
- прохождение курсов повышения квалификации;
- ознакомление с публикациями в печатных изданиях;
- взаимопросмотр открытых ОД на базе своего ДОУ;
- Создание эколого-развивающей среды (уголок природы).
- Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников.
- Разработка конспектов образовательной деятельности по экологическому воспитанию.
- Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии.
- Подведение итогов анкетирования по экологии.
- Выпуск экологической газеты на тему «Планета Земля – наш общий дом».
- Проведение фотовыставки «Я и природа».
- Оформление стендов и выставок тематической литературы.
- Проведение досугов, экологических, народных праздников.
- Участие в международной конференции Международная программа «Эко-Школа/Зелёный флаг».
- Участие в муниципальных, республиканских, межрегиональных, российских конкурсах.
2. План работы с детьми.
образовательная деятельность по экологическому воспитанию :
- моделирование ситуаций;
-игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические и т. д.);
- опытно-исследовательская деятельность;
- разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок;
- просмотр мультфильмов;
- инсценирование сказок;
Досуги, экологические, народные праздники и развлечения:
- «Праздник Урожая», «Масленица», «Пасха», «День Земли», «День птиц», «День посадки деревьев», «Всемирный день охраны окружающей среды».
Участие в дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах по интернету.
Участие во всероссийском конкурсе рисунков «Сохраним наше будущее».
Беседы на темы:
«Значение воды в жизни людей», «Подкормим птиц зимой», «Значение почвы и воды в жизни всего живого», «Мы друзья природы», «Лес и наше здоровье», «Поможем природе», «Овощи и фрукты – лучшие продукты», «О здоровой и вкусной пище».
Проекты:
- «Стань природе другом»
- «Огород на подоконнике»
- «Вторая жизнь упаковки» (работы из бросового материала)
- «Зимующие птицы»
-«Комнатные растения – наши друзья».
Выставки:
-поделки из природного материала,
-дары осени,
-поделки из бросового материала.
Экологические акции :
"Посади дерево - помоги природе", "Птичья столовая", «Ёлочка – колкая иголочка».
Чтение художественной литературы:
В. Н. Танасийчук «Экология в картинках», знакомство с Красной книгой РФ и Татарстана, В. Бианки «Как муравьишка спешил домой», Д. Н. Мамин - Сибиряк «Про комара Комаровича», «Серая шейка», С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц», Г. Серебрецкий «Берегите птиц», В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал», Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия», Ю. Демянская «Дом Земли», Н. Т. Бромлей «Охотник».
Организация наблюдений, целевых прогулок, экскурсий.
Организация труда на прогулках, как средство экологического воспитания.
Индивидуальная работа :
- работа с одарёнными детьми;
- подготовка детей к конкурсам.
Сроки: В течение года
3. План работы с сотрудниками
Выступление на семинаре в ДОУ «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста».
Консультация: «Игра помогает воспитывать интерес к природе».
Конкурс дидактических игр по экологии.
Показ открытого занятия в подготовительной к школе группе «Волшебница – вода», «Одуванчик».
Презентация на тему «Интегрированный подход к экологическому воспитанию дошкольников».
Помощь в оформлении уголков по экологии в холле детского сада.
Выпуск экологической газеты на тему «Давайте, словно чудо, беречь планету нашу».
Проведение фотовыставки «Я – часть природы».
Экологические спектакли : «Репка», «Как зима с весной поспорили», «Наши зелёные друзья».
Сроки реализации: в течении года
4. План работы с родителями.
Консультация «Ребенок и природа».
Консультация по экологическому воспитанию «Птичья столовая».
Консультация «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка».
Анкетирование по экологии.
Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала «Волшебный сундук осени».
Помощь родителей в изготовлении кормушек.
Участие родителей в проектах, акциях, выставках, фотовыставках, конкурсах.
Привлечь родителей к участию по изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам.
Привлечение родителей для участия с детьми на дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах по интернету.
Индивидуальные беседы, консультации.
Привлечение родителей к созданию альбомов «Растения нашего края», «Животные Татарстана», посадка деревьев на территории комплекса.
Проведение открытых просмотров ОД по экологии.
Экологические акции : «Посади дерево - помоги природе», «Ёлочка – колкая иголочка», «Птичья столовая».
Сроки реализации: в течение года
Индивидуальный план работы по самообразованию
на 2013 – 2014 год.
Воспитатель : Шайхуллина Роза Фанисовна.
Группа № 5 «Пчёлки» (подготовительная к школе группа)
Тема: «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников».
Актуальность темы: Дошкольное детство — это начальный этап человеческой личности, когда маленький человечек начинает осознавать свое место в природе, то, что он является неотъемлемой частью природы.
Поэтому главная цель экологического воспитания в дошкольном возрасте - это формирование начал экологической культуры. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. На шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе.
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т. е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.
Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Цель: повышение своего профессионального уровня по данной теме, исследовательская и опытническая деятельность с детьми, сотрудничество с родителями, обмен практическим и теоретическим опытом с коллегами.
Задачи:
изучение литературы и создание картотеки экспериментов и опытов;
совершенствование созданных условий для исследовательской активности детей;
поощрение исследовательской инициативы детей, развитие их независимости, изобретательности, творческой активности.
1 этап. Организационно- ознакомительный.
Сроки: сентябрь - декабрь.
Мероприятия, проводимые в процессе работы над темой :
• изучение литературы по теме;
• посещение НОД у воспитателей своего ДОУ;
• участие в педсоветах, семинарах, конференциях.
2 этап. Разработка плана по теме самообразования.
Работа с детьми.
Сроки: в течении года.
Проведение опытов и экспериментирования с детьми в непосредственно организованной образовательной и самостоятельной деятельности.
Подготовка презентации и фотоматериала по результатам экспериментирования.
Зарисовки детьми схем опытов.
Взаимодействие с родителями.
Подготовка консультация для родителей по следующим темам:
«Ребенок- исследователь в детском саду»,
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»,
«Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности»,
«Развитие любознательности детей, через детское экспериментирование».
Изготовление мини лаборатории и оснащение её необходимыми материалами и
пособиями для опытов.
Сроки: в течении года.
Взаимодействие с педагогами:
Выступление по теме самообразования на педагогическом совете.
(презентация по итогам работы за год по данной теме).
Сроки: май.
Индивидуальный план работы по самообразованию на 2014 – 2016 год.
Воспитатель : Шайхуллина Роза Фанисовна.
Группа № 5 «Пчёлки» (вторая младшая группа)
Тема: Экологическое воспитание дошкольников.
Актуальность темы. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Цель: формировать положительное отношение к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну, по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.
Задачи: пополнить педагогическую копилку новой информацией:
изготовить картотеку прогулок, картотеку дидактических игр, составить конспекты занятий, развлечений.
Форма самообразования: индивидуальная.
Предполагаемый результат:
• Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.
• Воспитание защитников природы.
• Творческая активность воспитанников.
Форма отчетности:
• Сделать консультацию для воспитателей по экологическому воспитанию.
• Провести анкетирование родителей.
• Изготовить экологические игры, картотеку прогулок.
• Составить конспекты занятий, развлечений.
• Создание и внедрение проекта «Экологическая тропа».
2014 --2015 год
1 ЭТАП - информационно-аналитический
Изучение методической литературы по теме самообразования
. Л. С. Журавлёва «Солнечная тропинка»
(Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим).2006г.
2. Ю. А. Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром».2007г.
3. А. И. Иванова «Живая экология» (Программа экологического образования дошкольников».2007г.
4. Т. А. Шорыгина «Стихи и сказки о родной природе».2006г.
5. М. А. Рунова., А. В. Бутилова «Ознакомление с природой через движение (Интегрированные занятия).2006г.
6. Изучить статьи по экологическому воспитанию детей в журнала «Ребёнок в детском саду» :
№5 2006г., №2 2007г.
№4 2007г., №5 2007г.
7. Изучить статьи по экологическому воспитанию детей в МДОУ журнала «Дошкольное воспитание» :
№7 2007г. №6 2009г.
№5 2007г №8 2009г.
№42009г. №32011г.
8. Л. А. Пенькова «Под парусом Лето плывёт по Земле».2006г.
Форма предоставления результатов:
Организовать вместе с родителями выставку поделок из листьев, овощей и фруктов «Дары природы».
Изучение уровня экологических знаний детей (диагностика).
Составление конспектов занятий, развлечений.
Подбор методического оснащения.
Поделиться опытом работы с воспитателями, применять их опыт в своей работе с детьми.
Сроки: сентябрь - май.
2015-2016 год
2 ЭТАП — внедрение в практику
Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса
Форма работы :
1. Разработать перспективные планы работы по экологическому воспитанию на прогулке в ДОУ по всем возрастным группам.
2. Составить конспекты занятий по экологическому воспитанию детей.
3. Подготовка анкет,
памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей.
4. Родительское собрание «Дошкольник и экология».
5. Создание проекта
«Экологическая тропа»
6. Изготовить экологические игры.
Форма предоставления результатов:
Картотека прогулок
Изготовление наглядного материала по теме.
Консультация для родителей на тему: «Экологическая культура детей.
Просмотр деятельности педагога родителями.
3 ЭТАП — представление опыта работы по теме,
обобщение собственного опыта педагогической деятельности.
1. Итоговая диагностика по экологическому воспитанию детей (май)
2. Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения (в течении года).
3. Анализ работы по теме самообразования, выступление на итоговом педсовете (май).