Светлана Дианова
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося
▼ Скачать + Заказать документы
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
РАССМОТРЕНО
Психолого-педагогическим
консилиумом …
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося
Ф. И. ребенка
С индивидуальным образовательным маршрутом моего ребенка,
ознакомлен и согласен ___ / ___
(подпись) Ф. И. О родителя (законного представителя)
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ИОМ
Пояснительная записка
Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося» размещена в разделах
Индивидуальный образовательный маршрут составлен на основании ФАОП ГБОУ Школа №___для создания специальных образовательных условий обучающегося с ОВЗ ребенка дошкольного возраста с ТНР.
1. Общие сведения о ребенке.
Ф. И ребенка
Дата рождения 10.11.2018г. р. (4 г. 11 мес)
Заключение ЦПМПК АООП для обучающихся с ТНР
Номер заключения, дата № … от ….
Уровень образования дошкольный
Специальные методы обучения В соответствии с программой
Специальные учебные пособия В соответствии с программой
Специальные условия организации среды В соответствии с ФГОС
Тьюторское сопровождение Тьюторское сопровождение реализации АООП
Воспитатели старшей группы:
Педагог – психолог:
Учитель-логопед:
Родители:
мать___
отец- ___
Психолого-педагогическая характеристика ребенка.
Ребенок проживает в полной семье. Семья многодетная. Воспитанием ребенка занимаются оба родителя.
,посещает дошкольное учреждение с 2021 года. Период адаптации прошел благополучно. В коллективе освоился хорошо.
У ребенка общее недоразвитие речи (II) уровень с дизартрическим компонентом. Нарушены звукопроизношение, слоговая структура слов, грамматический строй и связная речь. Активный и пассивный словарь не соответствует возрастной норме. Связная речь в стадии формирования, требует дальнейшего развития. Испытывает трудности при составлении описательных рассказов, рассказов по серии сюжетных картин. Допускаются нарушения связности и плавности рассказа. Недостаточная развернутость, единичные случаи поиска слов. Низкий познавательный интерес к окружающему миру. Слабый уровень первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира (количестве, числе, части и целом, пространстве и времени). Сенсорные эталоны (форма, цвет, размер) сформированы. Действия по образцу выполняет. Счет механический. Уровень психического развития в пределах возрастной нормы. Незрелость эмоционально-волевой сферы (плаксивость, быстрая утомляемость при выполнении заданий учебного плана). Выделяет существенные признаки при обобщении предметов, но затрудняется при сравнении. Знания умения и навыки сформированы недостаточно. Проявляется отставание в развитии общей и мелкой моторики. Неустойчивость при выполнении физических упражнений. Не регулирует силу нажима на карандаш, пластилин, затрудняется при пользовании ножницами. Навыки самообслуживания сформированы в соответствии с возрастной нормой. Снижен интерес к игре. Не всегда доводит начатое дело до конца.
Цель: -создать условия для успешного освоения ребёнком адаптированной образовательной программы ДОУ и успешной адаптации в социуме. Обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития воспитания, образования, охраны и укрепления здоровья ребенка.
Задачи:
Развитие всех компонентов речевой системы.
Развитие и формирование познавательных процессов.
Развитие эмоционально-волевой сферы.
Планируемые результаты работы:
Применение различных методов и приемов помогут развить внимание, память, обогатить словарный запас. Коррекция межполушарных связей в игровой деятельности, позволит улучшить восприятие ребёнком схемы тела, ориентацию в пространстве. С помощью занятий у воспитанника должны сформироваться в достаточной степени пространственно-временные представления, нормализоваться психоэмоциональное состояние.
С помощью занятий у воспитанника должны сформироваться навыки: фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи; правильно передавать слоговую структуру слов;
пользоваться в самостоятельной речи простыми и сложными предложениями; владеть элементарными навыками пересказа; владеть навыками словообразования; стремиться грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ИОМ
Содержание индивидуального образовательного маршрута
Дата начала занятий: 2 год обучения. Сентябрь 2023год. (с 01 февраля 2023 года- начался первый год обучения)
Описание особых образовательных потребностей :
• Воспитание и обучение ребёнка по АООП ДО для детей с ТНР. Коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом, индивидуальные и подгрупповые занятия с воспитателем в рамках коррекционного часа.
• Активное включение ребёнка в занятия коммуникативно-творческой направленности. Обеспечение речевой практики в различных видах деятельности.
• Взаимодействие специалистов ДОО для эффективной реализации системы коррекционно-педагогической работы.
• Щадящий педагогический режим (учет темпа деятельности, динамики работоспособности; снижение доли механической нагрузки; минимизация ситуации дефицита времени).
• Чёткая организация режима дня дошкольника (достаточная продолжительность сна, рациональное питание, прогулки на свежем воздухе).
• Обучение умению доводить начатое дело до конца.
• Расширение представлений об окружающей действительности.
• Формирование представлений о себе, окружающем мире.
• Сотрудничество учреждения с семьей.
Образовательный компонент :
- Форма обучения очная, индивидуальная
- Работа в общем режиме.
- Индивидуальный подход во время образовательного процесса.
- Использование двигательных, зрительных и речевых физкультминуток во время занятий.
- Совместные игры на развитие эмоционально-волевой сферы.
Коррекционно-развивающая деятельность воспитателя.
(Усиление образовательных областей : «Речевое развитие», «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».)
Задачи
Индивидуальной работы
Содержание индивидуальной работы
работы
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» усилена - усвоении норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- формировании умения распознавать эмоции окружающих людей, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- становлении самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- формировании умения принимать и удерживать правила в игровой и учебной ситуации;
- формировании умения действовать со словесной и зрительной инструкцией.
Расшерение и активизация речевого запаса на основе углубления представлений об окр. мире.
«Подбери признак», Какой, какая, какое?», «Скажи наоборот», «Подбери слово»
«Кто что?», «Продолжи предложение», «Что лишнее?» «Что из чего сделано?»
«Назови ласково», «Кто, что делает?», «Кому, что нужно?», «Назови детёныша», «Кто, где живет?», «Кто, что ест?» «Найди ему маму», «Чудесный
мешочек», «Назови транспорт»…
Образовательная область «Речевое развитие» усилена - формировании и развитии лексико-грамматического строя речи
- формировании правильного звукопроизношения
- формирование фонематического восприятия
- формирование слоговой структуры слов
Формирование и развитие грамматического строя речи;
«Подбери признак», «Какой, какая, какое?», «Кто, что делает?», «Один – много», «Ответь на вопрос правильно»
(предложно-падежное образование, «Исправь ошибку», «Закончи предложение», «Где вы были?»
Развитие связной речи; Составление загадок –описаний согласно лексическим темам. Сравнительные описательные рассказы.
«Закончи предложение», «Продолжи предложение», «Какого слова не хватает?», «Придумай предложение»,
«Доскажи словечко», «Подскажи словечко», «Повтори за мной или детьми», «Колечко».
Образовательная область «Познавательное развитие» усилена в:
- формировании устойчивого познавательного интереса;
- формировании временных и пространственных представлений;
- развитии представлений о предметах и объектах окружающей действительности;
- развитии навыков исключения и обобщения, анализа и синтеза, установление причинно-следственных связей;
Игры:«Назови соседей», «Впиши недостающие цифры», «Найди столько же», «Какой фигуры не хватает?»,
«Геометрическое лото», «Поставь цифры по порядку», «Где больше (меньше)», «Сколько-столько», «Один-много»,
«Пойди направо и принеси…», «Где больше (меньше?»
Развивать умение понимать смысл пространственных и временных отношений; «Когда это бывает?», «Назови время года», «Отгадай по описанию», «Где находится предмет», «Геометрический
диктант», «Разложи предметы», «Дни недели», «Когда какой месяц?» и др.
Развитие графических равыков и зрительно-моторной координации;
Разметка по трафаретам, штриховка.
Выкладывание из счетных палочек схематического изображения предметов (по образцу и без образца).
Работа с ножницами, пластилином. Игры с кинетическим песком. «Раздели крупу по видам»
Психолого-педагогическая деятельность педагога – психолога.
Раздел Подраздел Ожидаемые навыки у ребенка
Развитие познавательной сферы и сенсорных функций Развитие зрительного восприятия, внимания и памяти
Развитие слухового восприятия, внимания и памяти
Развитие тактильно-двигательного восприятия
Восприятие пространства
Развитие мышления Учить выделять предмет из общего фона
Развивать зрительное внимание и подражание путем воспроизведения действий взрослого сначала без предметов, а потом с предметами (сюжетными игрушками, кубиками, предметами обихода)
Учить соотносить игрушку с ее изображением
Учить сличать парные предметы, парные картинки
Учить воспринимать величину — большой, маленький, одинаковые
Учить дифференцировать основные цвета
Учить соотносить действия, изображенные на картинке, с собственными действиями
Учить соотносить реальный предмет с рисунком, с лепкой, выполненными у них на глазах педагогом
Учить выбирать по образцу резко отличающиеся формы (круг, квадрат)
Вырабатывать по подражанию разные двигательные реакции в ответ на звучание различных инструментов (шагать под барабан, хлопать в ладоши под бубен)
Учить дифференцированно реагировать (выполнять действия) на звучание определенных инструментов
Учить соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием
Учить воспринимать на ощупь величину предметов, дифференцировать предметы по величине (в пределах двух)
Учить выбирать знакомые игрушки на ощупь по слову дай без предъявления образца (выбор из 2 предметов)
Учить различать на ощупь шар, куб; проводить выбор из двух шаров (большого, маленького) с предъявлением образца зрительного
Учить дифференцировать предметы по признаку «мокрый — сухой» (полотенце, шарики, камешки)
Учить воспринимать на ощупь величину предметов, дифференцировать предметы по величине (в пределах двух)
Учить выбирать знакомые игрушки на ощупь по слову дай без предъявления образца (выбор из 2 предметов)
Учить различать на ощупь шар, куб; проводить выбор из двух шаров (большого, маленького) с предъявлением образца зрительного
Учить дифференцировать предметы по признаку «мокрый — сухой» (полотенце, шарики, камешки)
Научить ориентироваться относительно себя:
-сверху; снизу;
- вправо; влево
Формировать ориентировку в пространстве комнаты
Учить выполнять действия с предметами, имеющими фиксированное назначение: чашка, ложка, стул, ножницы, карандаш, лейка, веревка
Учить пользоваться предметами-орудиями (палочками, молоточками, ложками, совочками) при выполнении практических и игровых задач
Развитие навыков мелкой моторики Конструирование Учить создавать постройки по образцу
Учить узнавать, называть соотносить постройки с реально существующими объектами (дом, мост, гараж)
Воспитывать интерес к созданию коллективных построек и совместной игре с ними
Учить понимать простейшую инструкцию, связанную с процессом постройки
Эмоциональная и коммуникативная сферы Социализация
Общение
Ирга Формировать первичные гендерные представления (я мальчик, это девочка, мальчики сильные, девочки нежные)
Формировать понимание общих правил поведения и общения как со взрослыми, так и со сверстниками.
Учить проявлять свои ощущения (больно, я боюсь, холодно)
Формировать умение договариваться, устанавливать бесконфликтные отношения со сверстниками.
Формирование умение проявлять инициативу в общении со взрослыми.
Учить повторять мимику взрослого
Формировать умение ориентироваться на правила игры.
Стремиться к взаимодействию с товарищами по игре.
Учить выполнению в игре простых правил.
Учить использованию с помощью взрослого элементов объяснения и убеждения сверстников
Коррекционно – образовательная деятельность учителя – логопеда.
Основные направления логопедической работы
Развитие артикуляционной моторики
Упражнения на развитие дыхания
Артикуляционные упражнения для языка:
- расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами)
- отрабатывать движения языка вверх (с механической помощью, развивая его подвижность
- самомассаж губ, языка;
- учить спокойно, открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка;
- развивать произвольные движения языка;
- Учить удерживать язык распластанным, широким.
- работать над силой и интонированием голоса
- Артикуляционные упражнения :
«Улыбочка», «Заборчик», «Хоботок», «Спрячь конфетку», «Вкусное варенье», «Часики», «Качелька», «Чистим зубки», «Иголочка», «Индюк», «Парус», «Чистим зубки», «Чашечка», «Лошадка»…
Развитие речевого дыхания и силы голоса -Формировать умение увеличивать объём, плавность и направленность речевого дыхания в зависимости от предлагаемой ситуации.
Учить изменять силу голоса в соответствии с определённой речевой ситуацией.
- вырабатывать умение дуть на язык, спокойно лежащий на нижней губе.
Упражнения и игры: сдувать ватку, лежащую на столе. мелких пушинок, бумажек. «Задуй мяч в ворота». «Листопад», «Футбол», «Буря в стакане», «Мыльные пузыри».
Пропевание гласных звуков, постепенно увеличивая громкость.
Произношение постепенно удлиняющихся цепочек гласных и слогов на одном выдохе.
Игры: «Громко-тихо».
Развитие фонематического восприятия Развивать зрительное и слуховое восприятие. Развивать слуховую и зрительную память.
Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки. Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса.
Дифференциация речевых и неречевых звуков.
Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков. Знакомство с буквами, обозначающими звуки.
Игры и упражнения на узнавание и выделение звука. Упражнения и игры на определение направления звука, источника звука, на развитие темпа, ритма, интонации: «Кто кричит, что звучит?», «Тихо-громко», «Удочка-уточка», «Повтори за мной», «Чем отличаются слова», «Ходилочки»
Формирование правильного звукопроизношения
Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности, активизировать движение речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности. (группа свистящих – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц; группа шипящих – Ш, Ж, Ч, Щ; группа сонорных – Л, ЛЬ, Р, РЬ; губно-губные – П, Б, М + мягк. ; губно-зубные – Т, Д, Н + мягк.
; заднеязычные – К, Г, Х + мягк.)
Автоматизация и дифференциация звуков.
Коррекция нарушений слоговой структуры слов.
Подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов на невербальном и вербальном материале
Воспитывать чувство уверенности при выполнении задания. Стимулировать желание ребёнка самому активно участвовать в учебном процессе.
Работать над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слова; над двухсложными словами без стечения согласных; над трёхсложными словами без стечения согласных; повторять за взрослым и заучивать чистоговороки; формировать умения произносить 1-2 сложные слова со стечением согласных сопряжено, отраженно и самостоятельно по предметным картинкам.
Упражнения: на дифференциацию: «Короткие и длинные слова»,на выделение интонацией и силой голоса слога,на воспроизведение слоговой цепочки (па-по-пу, та-са-ма,на воспроизведение темпо-ритмического рисунка слова,проговаривание одно, двух, трёхсложных слов
Активизация речевой деятельности,развитие лексико-грамматических средств языка, обогощение словаря
Обогащать пассивный и активный словарь за счёт включения в работу слухового, двигательного, кожно-кинестетического, зрительного анализаторов. Воспитывать интерес и внимание к слову в собственной речи и речи окружающих.
Уточнять, обогащать словарь по всем темам. Учить употреблять предлоги В, НА, ПОД.
Уточнить пространственное расположение предметов, выраженное предлогами.
- Развивать понимание устной речи;-формировать глагольный словарь.
- вводить в речь прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов;
- обогащать активный словарь наречиями, обозначающими местонахождение (там, тут, вот, здесь, количество (мало, много, ничего, оценку действия (хорошо, плохо, громко, тихо, ощущения (тепло, холодно, вкусно и т. д.);
Игры на словоизменение по числам, по родам, по падежам:
«Один-много», «Один, два, много», «Какого цвета», «Жадина», «Кто? Что? Кого? Чего? и т. д.»
Упражнения на согласование имен существительных с прилагательными, существительных с глаголами по признакам (повелительные, изъявительные)
Игры на словообразование : «Большой-маленький», «Грамматика в картинках»
Игры на употребление предлогов В, ИЗ, НА, ПОД, ЗА, У, С, ОТ, К, ПО
Игры и упражнения на расширение предметного словаря:
«Слова-предметы», «Обобщающие слова»
Игры и упражнения на расширение глагольного словаря:
«Что делает?», «Противоположности»
Игры и упражнения на расширение словаря признаков (качественные, притяжательные) : «Какой?», «Противоположности», «Это чьё?»
Развитие связной речи
Формировать коммуникативные навыки, через оречевление выполняемых действий, строить общение с учётом ситуации. Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы; формировать навык составления простых предложений
Развитие внимания, памяти, мышления
расширять объем зрительной и слуховой памяти; - развивать вербальное мышление;
- развивать логическое мышление;
- игры и упражнения на совершенствование словесно-логического мышления «Четвёртый лишний» (по лексическим темам);
- игры и упражнения на развитие зрительного внимания «Что изменилось?», «Чего не стало?»;
- игры и упражнения на совершенствование зрительного восприятия «На что похоже?», серия «зашумлённых» картинок.
Развитие мелкой моторики
Развитие тактильных ощущений (колючие и мягкие коврики)
Самомассаж шариками Су-джок.
Развивать динамическую организацию движений, пальчиковый массаж и самомассаж.
Игры «Кольцо», «Коза», «Зайчик», «Волчки», «Мозаика», «Шнуровка» «Собери бусы», «Выкладывание из палочек».
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание индивидуального образовательного маршрута
Образовательный компонент Индивидуальный учебный план :
Базовая образовательная область
(проводится по общей сетке занятий в старшей группе) Образовательная нагрузка в неделю
Образовательная область «Физическое развитие»
Физическая культура по сетке занятий
Образовательная область «Познавательное развитие»
Формирование элементарных математических представлений по сетке занятий
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи (интегрированный курс) по сетке занятий
Образовательная область «Речевое развитие»
Развитие речи по сетке занятий
Ознакомление с художественной литературой В режимных моментах
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Рисование по сетке занятий
Аппликация, лепка (чередуются ч/з неделю) по сетке занятий
Конструирование, худ. труд (чередуются ч/з неделю) по сетке занятий
Музыка по сетке занятий
Социально – коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье.
Индивидуальные занятия
Педагог - психолог 2/25 мин.
Учитель - логопед 3/25 мин.
Воспитатель 2/25 мин.
Создание развивающей предметно-пространственной среды.
Направления логопедической работы Развивающая предметно-предметно-пространственная среда
Формирование правильного речевого дыхания Пособия для развития воздушной струи: шарики, пушинки, из бумаги, колпачки и т. д.
Высота, темп, ритм – визуальные карточки.
Музыкальные инструменты, звучащие игрушки и т. д.
Развитие мелкой и крупной моторики Мячи, массажные мячи разных размеров, ребристые палочки, мозаика, бусы, шнуровки
Совершенствование психологической базы речи
Картинный материал по лексическим темам, зашумленные картинки, наложенные рисунки, недорисованные (недописанные) изображения, игрушки и предметы для игр: «Запомни и назови», «Что изменилось», «Чего не стало», «Волшебный мешочек», «Бассейн», «Сундучок», разрезные картинки, звучащие предметы, палочки, геометрические фигуры и т. д.
Формирование фонематического восприятия и слуха:
Картинный материал по звукам, схемы звуков: демонстрационные, раздаточные для пальчиков, шапочки, настольно-печатные игры и др. Азбука настольная, буквы, обводки, слоговые лесенки.
Развитие лексической стороны речи
Картинный материал по лексическим темам, муляжи овощей, фруктов.
Развитие грамматического строя речи и связной речи
Картинный материал, дидактические игры, схемы, домино, игрушки, муляжи и др.
Сюжетные картинки, серии картинок.
Направления психологической работы