Карина Бакланова
Индивидуальный образовательный маршрут музыкального развития ребенка с признаками одаренности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования города Нягань «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 6 «РЯБИНКА»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
Темочки:
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Музыкальное развитие
- Работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ
Разработчик:
Бакланова Карина Николаевна
музыкальный руководитель
МАДОУ МО г. Нягань
«Д/с №6 «Рябинка»
г. Нягань, 2019
Помочь детям в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современного ДОУ. Ребенок с музыкальными способностями очень легко и быстро отзывается на ритм и мелодию, хорошо поет, любит музыкальные занятия. В пении или в музыке выражает свои чувства, настроение, сочиняет свои мелодии. Поэтому большое внимание уделяется работе с детьми, имеющими ярко-выраженные музыкальные способности. По итогам диагностики, наблюдения составляется индивидуальный образовательный маршрут.
Цель индивидуального образовательного маршрута : раннее выявление одаренных детей, их поддержка и сопровождение.
Задачи:
1. Подобрать, разработать методы выявления музыкально одаренных детей в ходе воспитательно-образовательного процесса.
2. Выявить детей с выраженной музыкальностью.
3. Организовать ндивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью.
4. Организовать просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам взаимодействия с музыкально одаренными детьми.
5. Создать музыкально-развивающую среду, материально-техническую базу и прочие условия.
Для детей с признаками одаренности выбираются следующие направления:
1. Развитие и совершенствование звуковысотного, тембрового и динамического слуха, чувства ритма.
2. Совершенствование умения слушать и осмысливать музыку и собственные чувства, и переживания в процессе восприятия музыки, определять средства музыкальной выразительности, создающие образ.
3. Совершенствование певческих способностей, формирование правильного дыхания, дикции, артикуляции в пении.
4. Способствовать развитию выразительных движений.
Формы и методы работы:
• индивидуальная работа;
• игры-упражнения на развитие музыкального слуха, развитие вокальных данных;
• дидактические игры;
• индивидуальные упражнения по работе над звуковедением, дыханием, ансамблем, дикцией;
• распевки;
• пальчиковые и подвижные игры;
• прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;
• организация сольного выступления, подготовка к конкурсам;
• индивидуальные консультации для родителей;
• совместное проведение мастер-классов для родителей.
Ожидаемые результаты:
1. Итоговая диагностика.
2. Результативное участие ребенка в мероприятиях различного уровня.
Целью дополнительных индивидуальных занятий с одаренным ребенком является развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности воспитанника, удовлетворение потребности самовыражения, включение одаренного ребенка в образовательно-развивающую деятельность, предоставление ему возможности выбора образовательной траектории.
Задачи:
1. Обогатить личностное развитие воспитанника на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности.
2. Создать благоприятное образовательное пространство в ДОУ и семье с достаточно высокой степенью свободы музицирования и учетом ФГОС ДО.
3. Реализовать индивидуальный образовательный маршрут по музыкальному развитию и образованию ребенка.
4. Анализировать достижения ребенка в контексте реализации целевых ориентиров дошкольников, заявленных ФГОС ДО.
5. Повысить уровень взаимодействия детского сада и семьи.
Периодичность занятий: 2 раза в неделю.
Длительность: в зависимости от возраста (от 10 до 30 минут).
Средства обучения:
• музыкально-дидактические игры;
• вокальные упражнения;
• репертуар, подобранный в соответствии с способностями детей;
• элементы костюмов;
• фортепиано;
• ноутбук с колонками;
• шумовые инструменты;
• аудио и видеоматериалы, мультимедийная установка.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности и художественной выразительности. Репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках индивидуальных занятий. Имеет место варьирование. Важную роль играет взаимодействие с родителями дошкольника.
Задача музыкального руководителя – заинтересовать родителей процессом вокальных и творческих способностей, результативностью и динамикой музыкального роста их ребёнка; оказать им помощь в правильной организации музыкального воспитания детей в семье. Родители должны понимать основные цели, которые я, как музыкальный руководитель, ставлю перед собой в музыкальном воспитании и образовании их детей. Только в тесном сотрудничестве с семьей, при создании благоприятного микроклимата во взаимоотношениях музыкального руководителя и родителей можно достичь желаемой цели в развитии творческих способностей дошкольников.
Характеристика качеств личности и методы работы с одаренным ребенком
п/
п Качество личности Характеристика качеств личности Методы и формы работы
1 Уровень любознательности, познавательная потребность Ребенок испытывает удовольствие от музыкальной деятельности : пения, музицирования, слушания музыки, ребенку свойственно стремление к познанию. Создание условий для музицирования в группе, исследование любимых песен членов семьи, разучивание с педагогом музыкальных подарков для близких.
2 Уровень проявления оригинальности мышления
Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от известных.
Разработка новых вариантов исполнения произведения: в сопровождении шумовых инструментов, под фонограмму, под хлопки и притопывания и т. д.
3 Уровень концентрации внимания Способность долгое время концентрировать внимание на одном объекте, связанном с музыкой.
Сложные и длительные возможности ребенка в выполнении заданий, связанных с музицированием,
пением и т. д.
4 Способность к оценке исполнения произведения
Производное критическое мышление. Анализ собственной или чужой музыкальной деятельности.
5 Уровень памяти Синтез памяти и способности классифицировать, структурировать, систематизировать музыкальные произведения. Задания, музыкально-дидактические игры на развитие музыкальной памяти.
6 Широта интересов Одаренный ребенок проявляет и реализует свои способности во многих творческих сферах. Развивать и поддерживать широту интересов.
Формы взаимодействия ребенка, педагогов, родителей
Деятельность Срок Форма представления результата
Диагностика уровня музыкального развития Сентябрь 2019 г.
Составление ИОМ, консультации для родителей.
Занятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (музыка) В течение года Участие в праздниках, развлечениях, совместно с детьми из группы; советы родителям.
Индивидуальные занятия В течение года Подготовка программы для выступлений.
Посещение учреждений культуры (при участии родителей) В течение года Информация для детей о мероприятиях, проводимых в городе.
Участие в социально-значимых мероприятиях В течение года Консультация для
родителей «Вместе – все получится».
Конкурсы, фестивали В течение года Участие в городских конкурсах.
Диагностика уровня музыкального развития Май 2020 г. Диагностика, анализ изменений, рекомендации.
Работа проводится в 3 этапа:
1. Диагностика. Оценка степени выраженности у ребенка различных видов одаренности.
2. Разработка индивидуального образовательного маршрута и организация работы.
3. Анализ результатов, коррекция проводимой работы.
Ожидаемые результаты:
1. Формирование интереса к творческому процессу.
2. Успешное выступление в ДОУ, на фестивалях и конкурсах города.
3. Удовлетворенность своей деятельностью.
4. Повышение уровня индивидуальных достижений ребенка.
5. Адаптация к социуму.
Формы контроля: индивидуальное задание, консультация, творческий отчет.
Индивидуальный образовательный маршрут музыкального развития одаренного ребенка
Сроки Содержание работы с ребенком Взаимодействие с родителями Участники
Сентябрь 1. Подбор диагностических методик.
2. Изучение индивидуальных особенностей и интересов дошкольников.
3. Отслеживание эмоционального настроя ребенка на НОД.
4. Игра на музыкальных инструментах.
5. Разучивание песни к Дню пожилого человека. Подготовка презентации «Способные дети – особое внимание!» Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Октябрь 1. Выступление на концерте к Дню пожилого человека.
2. Отслеживание эмоционального настроя ребенка на занятиях.
3. Викторина «Угадай мелодию».
4. Дидактическая игра «Музыкальный магазин».
5. Игра на музыкальных инструментах.
6. Подготовка сольного номера. Выступление на родительском собрании по теме : «Музыкальное развитие вашего ребенка» Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Ноябрь 1. Игра «Определи жанр музыки».
2. Разучивание песни о маме.
3. Упражнение «Дыхание и звук».
4. Игра на музыкальных инструментах.
5. Выступление на концерте к Дню матери.
6. Участие в городском конкурсе «Маленькие звездочки». Консультация «Способный ребенок – особая ценность для общества» Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Декабрь 1. Разучивание песни к Новому году.
2. Участие в музыкальной гостиной.
3. Развивающие музыкальные игры.
4. Игра на музыкальных инструментах.
5. Сольное выступление на новогоднем утреннике. Беседа «Творческий потенциал дошкольника» Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Январь 1. Составление картотеки «Любимая песенка».
2. Разгадывание ребусов.
3. Игра на музыкальных инструментах.
4. Участие в развлечении «Святки».
5. Музыкальная игра «Ритмическое лото». Советы родителям «Музыкальное воспитание в семье» Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Февраль 1. Вечер музыки «Сказки и сказочные герои в музыкальных произведениях П. И. Чайковского».
2. Викторина «Его величество – ритм».
3. Игра на музыкальных инструментах.
4. Разучивание песни к 8 марта. Видеоролик «Что такое музыкальные способности?» Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Март 1. Выступление на концерте к 8 марта.
2. Театрализованная игра «Кот, петух и заяц».
3. Игра на музыкальных инструментах.
4. Игра «Песенка-чудесенка».
5. Подготовка сольного номера. Беседа «Музыкален ли ваш ребенок?» Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Апрель 1. Музыкально-дидактическая игра «Разгадай ребус».
2. Упражнение «Музыкальная лесенка».
2. Игра на музыкальных инструментах.
4. Подготовка к выступлению на День Победы.
5. Участие в городском фестивале «На балу у творчества». Консультация «Развитие творческих музыкальных способностей у дошкольника» Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
Май 1. Выступление на концерте к Дню Победы.
2. Игра на музыкальных инструментах.
3. Мониторинг эффективности работы. Рекомендации Музыкальный руководитель, воспитатели, родители
В течение года 1. Посещение индивидуальных занятий.
2. Активное участие в праздниках и развлечениях ДОУ и города. Индивидуальные консультации Музыкальный руководитель, родители.
Примечание: в работе использованы методы и формы работы с одаренным ребенком музыкального руководителя высшей квалификационной категории Мезенцевой Татьяны Сергеевны.
Индивидуальный образовательный маршрут дает одаренным детям дошкольного возраста возможность развиваться с учетом индивидуальных особенностей, заложенных задатков и потенциалов, обеспечивает тесную связь с семьей. Музыкальные и творческие способности у всех детей выявляются по-разному: у кого-то все проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко, а некоторым детям необходима педагогическая поддержка. Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с творческими способностями максимально позволяет построить работу для их развития.