Мухина Маргарита
Индивидуальность и одаренность детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Для начала давайте определимся с определениями, что же подразумевается под детской одаренностью и индивидуальностью?
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Детский возраст — период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления — одаренности.
Публикация «Индивидуальность и одаренность детей 5–6 лет» размещена в разделах
Понятие индивидуальности равнозначно по значению понятиям единичности, неповторимости, непохожести одного человека на другого. Индивидуальность - это возможность действовать по собственной программе, принимать собственные решения. В этом смысле индивидуальность проявляется очень рано - уже в первый месяц жизни.
Но, как известно, ребенок во многих ситуациях должен соблюдать определенные общественные требования или действовать по принуждению другого человека. Сопротивление такому принуждению - и есть проявление индивидуальности!
У каждого ребенка есть право проявлять свою индивидуальность, но есть и возможность потерять ее. Ценность индивидуальности складывается из бытовых отношений, в которых воплощаются ценности другого, ценности самого ребенка.
Родители порой удивляются - мы же говорим, как надо поступать, почему же он таким растет - ничего не хочет и не умеет делать, не умеет вести себя с людьми - застенчивый, у всех на поводу идет? Разве мы этому его учим?
Просто ребенка не учат поступать по-своему, не развивают способности, те самые, которые дают человеку силы быть самим собой, и индивидуальность становится безликостью.
Что же это за способности? Самая важная из них - способность вставать на точку зрения другого ребенка. Через ее развитие появляется возможность видеть мир более многогранным, ярким, бесконечно меняющимся, выходящим за рамки шаблонов и стереотипов. Благодаря этой способности ребенок получает возможность перевоплощения, у него появляется реальный шанс найти себя, стать самим собой.
Говоря об одаренности и индивидуальности ребенка 5-6 лет, могут быть выделены следующие виды одаренности :
- в практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную;
- в познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и т. д.);
- в художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность;
- в коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность;
- и, наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Каждый вид одаренности ребенка предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности.
Например, музыкальная одаренность обеспечивается всеми уровнями психической организации, при этом на первый план могут выходить либо сенсомоторные качества (и тогда мы говорим о виртуозе, либо эмоционально-экспрессивные (и тогда мы говорим о редкой музыкальности, выразительности и т. д.).
Каждый вид одаренности по своим проявлениям охватывает в той или иной мере все пять видов деятельности ребенка.
Например, деятельность ребенка как музыканта-исполнителя, будучи по определению художественно-эстетической, также формируется и проявляется в практическом плане (на уровне моторных навыков и исполнительской техники, познавательном плане (на уровне интерпретации музыкального произведения, в коммуникативном плане (на уровне коммуникации с автором исполняемого произведения и слушателями) и духовно-ценностном плане (на уровне придания смысла своей деятельности в качестве музыканта).
И так, одаренный ребенок 5-6 лет, какой он?
У многих одаренных детей наблюдается повышенная впечатлительность и связанная с ней особая эмоциональная чувствительность, которая проявляется в самых разных формах: события, не слишком значительные для более обычных детей, становятся для этих детей источником самых ярких, иногда даже меняющих всю жизнь ребенка, переживаний.
Повышенная эмоциональность в некоторых случаях проявляется в склонности к бурным аффектам. В других же случаях она носит скрытый, внутренний характер, обнаруживая себя в излишней застенчивости в общении, трудностях засыпания, а иногда и некоторых психосоматических заболеваниях.
В целом, видимо, можно говорить об определенной неконформности ярко одаренных, творческих детей. Это, возможно, одна из причин несоблюдения ими социальных норм и требований коллектива.
Целый ряд психологических исследований и специальные наблюдения показывают, что одаренные дети в целом гораздо более благополучны, чем другие дети: не испытывают проблем в обучении, лучше общаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой обстановке. Их укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения. Правда, и у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности: обучение становится слишком легким или же нет условий для развития их творческого потенциала.
В нашем образовательном учреждении создаются максимально комфортные условия для поддержки детской одаренности и индивидуальности.
В частности, разработаны индивидуальные маршруты развития для каждого воспитанника, учитывающие повышенные потребности одаренного ребенка и позволяющие максимально раскрыть возможности для развития и становления сильной личности.