Маргарита Виноградова
Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком старшего дошкольного возраста «В гостях у Сони и Миши»
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком старшего дошкольного возраста
Учитель – логопед : М. В. Виноградова
Тема: «В гостях у Сони и Миши». (Дифференциация звуков С-Ш).
Цель: дифференциация звуков [с], [ш] в слогах, словах, во фразовой речи.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
• уточнить правильную артикуляцию звуков [с], [ш];
• повторить правильное произношение звуков изолированно;
Публикация «Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком старшего дошкольного возраста „В гостях у Сони и Миши“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
• упражнять в правильном произношении звуков [с], [ш] в слогах, словах, в предложениях, во фразовой речи;
• составлять словосочетания со словами;
• продолжать учить работать по схеме - определение места звука в слове (начало, середина, конец слова).
- Коррекционно-развивающие:
• развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;
• развивать фонематический слух и восприятие;
• учить правильно различать на слух и в произношении звуки [с], [ш] в слогах, словах, в предложениях, во фразовой речи;
• развивать память, внимание, мышление.
- Коррекционно-воспитательные:
• воспитывать осознанное отношение к необходимости исправления звукопроизношения;
• закреплять навыки самоконтроля;
• воспитывать интерес к логопедическим занятиям, речевой культуре.
Оборудование: логопедический стол с зеркалом, опорные картинки для проведения артикуляционной гимнастики, массажные кольца Су – Джок, куклы «Соня» и «Миша», карточки - символы букв «С», «Ш», карточки со слогами, предметные картинки и предметы, в названии которых есть звуки [с], [ш], мнемосхемы скороговорок, «Чудесный мешочек», дидактическое пособие «Домики» со схемами для определения наличия звука в слове, картинки с заданием.
Ход занятия:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
- Здравствуй, Полина! Сегодня мы с тобой приглашены в гости к Соне и Мише. Наши друзья приготовили для нас много интересных заданий.
- С какого звука начинается имя первого героя? [с]
- С какого звука начинается имя второго героя? [ш]
- Сегодня мы будем учиться различать эти два звука.
- Давай вспомним «Сказку о Веселом язычке».
Проводится артикуляционная гимнастика «Сказка о Веселом Язычке». Упражнения: «Улыбка», «Заборчик», «Лопаточка», «Качели», «Футбол», «Часики», «Котенок лакает молоко», «Чашечка», «Самовар», «Вкусное варенье», «Почистим зубки».
ОСНОВНОЙ ЭТАП
Уточнение артикуляционных укладов.
- Покажем Соне, как мы умеем «свистеть». Губы в положении улыбки, язык упирается в нижние зубы. Зубы расположены близко друг к другу. Воздух проходит посредине языка. (Проверяется струя холодного воздуха). Звук [С]
- согласный, твердый, глухой.
- Теперь, «пошипим» для Миши. Губы «рупором», чуть вытянуты вперед. Зубы на расстоянии друг от друга. Язык в форме «чашечки» поднимается за верхние зубы. (Проверяется струя теплого воздуха). Звук [Ш] - согласный, твердый, глухой.
Работа на уровне слога.
- Соня очень любит песенки «водички». Давай споем вместе с Соней. Ставим пальчики на слоги, шагаем по слогам, напевая песенки: «Са-са-са», «со-со-со», «су-су-су, «сы-сы-сы».
- Миша очень любит песенки «змеи». Давай споем вместе с Мишей. Ставим пальчики на слоги, шагаем по слогам, напевая песенки: «Ша-ша-ша», «шо-шо-шо», «шу-шу-шу», «ши-ши-ши».
Работа на уровне слова.
- Соня и Миша, очень хорошие друзья и любят играть вместе. Сегодня они опять перепутали все свои картинки. Помоги друзьям разделить их. В названиях слов для Сони должен быть звук [с], а, для Миши - звук [ш].
Проводится игра «Домики» (используется дидактическое пособие «Домики» с предметными картинками). Ребенок должен разложить картинки по разным домам – для Сони и для Миши, четко проговаривая слова и определяя нужный звук, а также проводится работа по схеме - определение места звука в слове (начало, середина, конец слова) с этими словами.
Лексико-грамматическое упражнение:
- Есть ли картинки со звуком [с], которым мы скажем: «Он мой»? (Да, это слова: лист, осёл, ананас, савок, кактус, носок).
- Каким картинкам со звуком [ш] мы скажем: «Она моя?» (Шапка, лошадь, мышь, кошка).
- Молодец, Полина! Соня и Мише очень рады, что ты им помогла.
- Давай покажем Соне и Мише, какие ловкие наши пальчики.
Проводится пальчиковая гимнастика с кольцом Су-Джук.
Этот пальчик самый сильный,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный,
Он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал,
Очень ловок и удал.
(Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики).
Работа на уровне словосочетания.
- Наши друзья большие выдумщики. Они любят придумывать разные словосочетания. А ты можешь? Придумай по 3 признака к каждому слову.
- Шапка, какая? (Шапка вязаная, шапка шерстяная, шапка красивая).
- Кошка, какая? (Кошка пушистая, кошка серая, кошка ласковая).
- Ананас, какой? (Ананас вкусный, ананас сочный, ананас ароматный).
- Сумка, какая? (Сумка удобная, сумка красивая, сумка женская).
- Савок, какой? (Савок желтый, савок пластмассовый, савок удобный).
Работа на уровне предложения.
- Посмотри на картинки. Их названия очень похожи. Покажи крышку, крыску, уши, усы, мишку, миску, каску, кашку.
- Давай придумаем предложения с каждой картинкой. Не забывай правильно произносить звуки [с] и [ш]. (Ребенок придумывает предложения с данными словами. «У меня есть плюшевый мишка». «Мама сварила манную кашку»).
Работа на уровне фразовой речи.
- Давай для наших друзей повторим скороговорки с опорой на мнемосхемы.
(Ребенок проговаривает знакомые скороговорки).
- Полина, тебе понравилось в гостях у наших друзей? (Да). Давай подарим им подарки.
Проводится игра «Подарки для Сони и Миши» - чудесный мешочек.
(Ребенок достает из мешочка предметы и дарит друзьям: Соне – подарки со звуком [с], а Мише – со звуком [ш]. Объясняет свои действия).
- Какие подарки достались Соне? (расческа, фломастер, краски, кисточка).
- Какие подарки достались Мише? (карандаш, шарик, шкатулка, шнурок).
- Соня и Миша для тебя тоже приготовили подарок. Листок с заданием:
необходимо раскрасить только те картинки, в названиях которых есть звук [ш]. Слова, в которых есть звук [с], необходимо обвести простым карандашом.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ
- Скажи, у кого в гостях мы сегодня побывали?
- С какими звуками мы сегодня играли? [с] и [ш].
- Вспомним 5 слов, в которых есть звук [с] и 5 слов, в которых есть звук [ш].