Папки-передвижки

Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению «Малыш и Карлсон» (дифференциация звуков [р]-[л])

Елена Голубева
Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению «Малыш и Карлсон» (дифференциация звуков [р]-[л])
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: дифференциация аппозиционных звуков Р-Л, Р-Л в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Задачи:

1. Учить детей различать и выделять звуки Р-Л, Р-Л в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях;

2. Обогащать словарь прилагательными, обобщающими словами;

3. Упражнять в образовании качественных прилагательных от существительных;

4. Формировать артикуляционную моторику с помощью артикуляционной гимнастики.

Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению „Малыш и Карлсон“ (дифференциация звуков [р]-[л])» размещена в разделах

5. Продолжать развивать навыки звукового анализа и синтеза (определять количество звуков в слове, место звука в слове, количество слогов, различать твёрдые и мягкие согласные звуки);

6. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;

7. Развивать психические процессы: память, внимание, логическое мышление;

8. Развивать зрительно – моторные координации, зрительное восприятие.

9. Учить дорожить дружбой, воспитывать доброе отношение к животным,.

Методы и приёмы: загадывание загадки, упражнения, игры, физкультминутка, артикуляционная гимнастика, использование ИКТ и др.

Оборудование: компьютер, карточки с артикуляционными упражнениями, модели звуков Р и Л, раздаточный материал для составления схем слов, игра «Какое варенье?», игра «Собери картинку»

Предварительная работа: чтение рассказа, просмотр мультфильма «Малыш и Карлсон», рассматривание иллюстраций к рассказу, повторение тем: «Продукты», «Овощи», «Фрукты», разучивание физкультминутки.

Ход занятия:

1. Загадка

Отгадать героя сказки

Ты попробуй без подсказки.

Толстяк живёт на крыше,

Летает он всех выше. (Карлсон)

- С кем дружит Карлсон? (С Малышом)

- Значит, Малыш и Карлсон….(друзья)

- Назови 3-ий звук в слове Карлсон. (р)

- Назови 3-ий звук в слове Малыш. (л)

Сегодня Малыш и Карлсон помогут нам повторять звуки Р и Л.

Малыш собирается в школу. Чтобы хорошо говорить, он научился выполнять зарядку для язычка. Он хочет научить делать зарядку и Карлсона. Давай ему поможем!

2. Артикуляционная гимнастика.

ЛОШАДКА

Я – весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко-

Стук копыт услышишь звонкий.

МАЛЯР

Я сегодня рано встал

И посёлок не узнал:

Каждый столб и каждый дом

Был покрашен маляром.

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

Блин мы ели с наслажденьм-

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

3. Фонетическая зарядка.

- Что умеет делать Карлсон? (Летать)

- Что помогает Карлсону летать? (пропеллер)

Давай покажем, как Карлсон заводит свой пропеллер.

Упр. «Пропеллер» (Крутит руки, произнося звук Р-Р-Р)

Потом Карлсон взлетает и парит в воздухе. (Руки в стороны, произносит звук Л-Л-Л)

Игра «Угадай звук в словах»

4. Характеристика звуков. (Модели звуков на карточках)

- Выбери карточку, которая обозначает звук Р

- Как произносится звук Р? (Рот открыт, язык «лопаткой» за верхними зубами, кончик языка дрожит).

- Выбери карточку, которая обозначает звук Л

- Как произносится звук Л? (Рот открыт, кончик языка «иголочкой» за верхними зубами, воздух проходит по боковым краям языка).

У звуков Р и Л есть «младшие братья». Какие? (Р’, Л’)

5. Дифференциация звуков в слогах.

Малыш и Карлсон решили поиграть в игру «Скажи наоборот» (с мячом).

Карлсон говорит ра, а Малыш ла ля-ля-ля - ря-р-ря

Ро-ро-ро – ло-ло-ло лё-лё-лё – рё-рё-рё

Ру-ру-ру – лу-лу-лу лю-лю-лю – рю-рю-рю

Ры-ры-ры - лы-лы-лы ли-ли-ли – ри-ри-ри

6. Дифференциация звуков в словах.

Домоуправительница Фрекен Бок отправила Малыша и Карлсона в магазин за продуктами к ужину. Почему Фрекен Бок называют домоуправительницей? (Потому что она управляет домом). Давай представим, что могло случиться с ними по дороге в магазин.

Физкультминутка и гимнастика для глаз.

Путь лежит у нас далёкий,

Мы отправились в дорогу.

Вдруг увидели вдали-

Прилетели журавли!

Вправо, влево посмотрели,

На поляну тихо сели

Подремали, поморгали,

На прощанье помахали.

Вот и пришли друзья в магазин. В этом магазине продаются продукты, значит магазин … какой? (продуктовый)

Карлсон и Мальчик стоят в магазине,

А перед ними товар на витрине.

Где что находится – ты назови.

Деньги плати, и домой забери!

Игра «Продукты»

Груши лимон лук

Репа колбаса помидор

Сыр яблоки картошка

- Что находится в правом верхнем углу?

- Что находится между сыром и картошкой?

и т. д.

- Назови овощи, фрукты.

Малыш выбрал продукты со звуками Л, Л’ и положил их в лукошко, а Карлсон – со звуками Р, Р’ и положил их в корзину.

- Какие продукты кто выбрал? В корзину положи продукты для Карлсона, в лукошко – для Малыша.

- Кто работает в магазине? (продавец)

Продавец дала задание Малышу и Карлсону: подобрать схемы для слов лимон, груша. (составляет схемы слов)

Почему так думаешь?

7. Дифференциация звуков в словосочетаниях.

Друзья вернулись из магазина, поужинали, и решили попить чай. Но Карлсон отказался пить чай без своего любимого лакомства. Что он любит? (Варенье). Какое бывает варенье?

(На карточках)

Из яблок – яблочное варенье

Из малины – малиновое варенье

Из клубники – клубничное варенье

Из сливы – сливовое варенье

Из груш – грушевое варенье

Из персика – персиковое варенье

Из абрикосов – абрикосовое варенье

Из черники – черничное варенье

Из брусники – брусничное варенье

Из земляники – земляничное варенье

Из смородины – смородиновое варенье

8. Дифференциация звуков в предложениях.

Поужинали друзья, и уселись на диванчик сочинять рассказ про любимую кошку Фрекен Бок Матильду. Вот какой рассказ они сочинили. Если ты заметишь ошибку, исправь её. Отвечай полными предложениями.

У Фрекен Бок есть собака. (кошка)

Её зовут Мурка. (Матильда)

Шерсть у Матильды чёрная. (рыжая, с белыми полосками)

Матильда любит есть груши и яблоки. (мясо и рыбу)

Она любит играть в шахматы. (с клубком)

Фрекен Бок обижает свою кошку. (любит)

9. Малыш приготовил подарок для своего друга Карлсона - картину. Только она рассыпалась. Малыш очень огорчился и просит тебя ему помочь. Давай поможем собрать картинку.

«Собери картинку»

[/i]

10. Итог занятия.

Какие звуки мы сегодня вспоминали? Карлсон и Малыш благодарят тебя за помощь. Эту картину возьми с собой в память об этом занятии.

Публикации по теме:

Планирование по коррекции дисграфии, обусловленной несформированностью фонематического восприятия (ОУ VII вида, 4 класс) количество часов в неделю –1 Составлена в соответствии с программой «Коррекция акустической дисграфии» (автор: Е. В. Мазанова, 2006 г).

Презентация. Звуки с и СЬ цель данной презентации: Познакомить детей с акустическими и артикуляционными особенностями звука (С). автоматизация звуков с и сь слогах,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению «Малыш и Карлсон» (дифференциация звуков [р]-[л])
Опубликовано: 30 ноября 2013 в 10:23
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению «Малыш и Карлсон» (дифференциация звуков [р]-[л])» (включая файлы) размещена пользователем Елена Голубева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД