Людмила Толстик
Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Р] в предложении «Необыкновенное путешествие в зоопарк»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные задачи: Уточнять и расширять словарный запас по теме «Животные жарких стран». Формировать навыки словообразования.
Коррекционно-развивающие: развивать артикуляционную моторику, фонематический слух, внимательность и логическое мышление, мелкую моторику рук, автоматизировать звука р в предложениях,
Коррекционно-воспитательные: воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность, любовь к животным и желание им помогать.
Публикация «Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Р] в предложении „Необыкновенное путешествие в зоопарк“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Зоопарк. Занятия и игры на тему зоопарка
- Зоопарк. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Оборудование: игрушки - тигренок, котенок, «волшебная палочка», грива льва, шапочки дятла, кошечки, пальчиковый театр - тигр, тигренок, рысь, рысенок, кепка для смотрителя зоопарка, игрушечные дикие животные (мелкие фигурки, дидактическое пособие «Зоопарк»; вольер, грот, пещера, солнце и туча, плоскостные изображения зебра, бегемот, обезьяна, льдина, карандаши
Ход:
Логопед : Даша, ты была когда ни будь в зоопарке?
Там, наверное, так интересно?
И, правда, еще хотелось бы еще туда попасть?
Как же нам быть? А, вспомнила, у нас же есть «волшебная палочка», та, которую нам подарила Фея зверей Зоренька. Вот же она. Эта палочка может превратить детей в любого зверя или птицу. А еще, поможет увидеть и услышать все, что только захочешь!
- Проверим? Закрывай глазки, а я произнесу волшебное заклинание.
- Крибле-крабле-бжись
Лев – царь зверей, покажись!
Логопед одевает на голову ребенка ободок – «грива льва»
Открывает глаза.
- Какой ты большой и грозный!
Раздается грозный рык: рычит громко
Ребенок: Р-р-р!
Вот он каков – царь зверей! Вокруг себя повернись и львицу маму превратись!
Львица – царица мама она не очень строгая, но гордая всегда и рычать умеет, не так грозно, как Царь-зверей! Рычит тише.
В другую сторону повернись и в царевича-львенка превратись.
Львенок –шалунишка, прыгает, резвиться, обнюхивает все вокруг, вот увидел котенка (игрушка) и зарычал: р-р-р! Рычит шепотом.
А котенок совсем маленький, испугался, ищет маму! Палочка волшебная, помоги в ласковую кошечку Дашу преврати. Прикасается «волшебной палочкой» к ребенку и одевает ушки кошечки.
Вот и кошечка нашла своего котенка. Мурлычет, ласкает своего сыночка непослушного.
Слышится мычание тигренка.
- Кто это мычит? Посмотри, это же тигренок! Ну, только почему же он мычит? Ведь тигрята должны рычать!
Ребенок: Наверное, он не умеет рычать и пришел к нам для того, что бы мы его научили.
Логопед : Конечно, мы научим тебя рычать и возьмем с собой на экскурсию по зоопарку. Садись с нами, смотри внимательно – это волшебное зеркало, следи за языком и учись. Даша, покажи тигренку, как нужно открыть рот, поднять за верхние зубы кончик языка, сделать вдох и сильно дунуть, вот так как Даша: Р-Р-Р…
- Тебе надо сначала подготовить свой язычок, сделать его сильным и упругим, а для этого нужно выполнять специальную зарядку.
Продолжим наше путешествие, возьмем «волшебную палочку».
- Сейчас ты прикоснёшься к зеркалу, и скажи волшебные слова:
ИРК- ОРК АРК- мы войдем в зоопарк.
Вот и зоопарк.
Артикуляционная гимнастика
Посмотри, какие в нем широкие аллеи, как их много…. Одна…вторая…третья
(упражнение «Лопаточка»)
А какая замечательная сегодня погода. Посмотри, тигренок, светит ли солнышко?
(упражнение «Чашечка») Тучка набежала, солнышко закрыла. Ветерок прогнал тучку – солнышко снова выглянуло. А вот еще одна тучка закрыла солнышко, и снова выглянуло.
Кто же в зоопарке резвиться на лианах? Да это же обезьянки. Лихо раскачиваются вверх-вниз, вверх-вниз.
(упражнение «Качели»)
А вот и зебра!
Ай да зебра, ну и цаца
Полосатее матраца.
(упражнение «лошадка»)
И бегемот разинул рот,
Булки просит бегемот!.
(упражнение «Гармошка»)
Р-р-р- слышишь тигренок, не тебя ли ищут, зовут к себе твои сородичи.
Ребенок: Р-Р-Р…
Обрадовался тигренок: у –РР а! Я умею Рычать! Как я р-рад!
Логопед : А знаешь ли ты, на каком языке разговаривают тигры?
Ребенок: Тигры разговаривают на тигрином языке.
Я думаю, что ничего нет проще, чем превратиться в тигров и поговорить сними на тигрином языке. Берут фигурки тигров.
Рга-рго-ргу-ргы
Рго-ргу-ргы-рга
Ргу-ргы-рга-рго
Ргы-рга-рго-ргу
Логопед : Тигры говорят по тигриному, а рыси?
Ребенок: Рыси говорят по рысиному.
Арг-орг-ург-ырг
Орг-ург-ырг-арг
Ург-ырг-арг-орг
Ырг-арг-орг-ург
Замечательно, я думаю, что если бы нам пришлось здесь жить, то нас бы приняли как родных!
Посмотри, что же случилось, сколько животных здесь собралось, о чем то они спорят. Прислушивается. Оказывается, в зоопарк привезли новых жильцов из дальних стран, а смотритель зоопарка заболел и некому их принять и расселить по своим новым жилищам. Хочешь заменить больного смотрителя и помочь зверям?
- Сначала нужно их накормить, ведь в долгой, ведь в долгой дороге они проголодались.
Игра «Накорми зверей»
Погляди, здесь для них уже приготовлен обед, но блюда разные (арбузы, дыни, бананы, виноград, мясо крольчатина, куры, рыба, трава). Накорми животных в названии которых есть звук Р, кормом в названии которого есть звук Р.
СД запись раскаты грома.
Логопед : Ой, сейчас пойдет дождь, а животные еще не заселились в свои жилища.
Игра «Рассели животных»
- Товарищ смотритель зоопарка, куда поселим животных? Посмотри, в зоопарке есть свободные грот, вольер и пещера, а еще льдина.
Ребенок повторяет названия жилищ, делит их на слоги и считает, сколько слогов в каждом слове : Грот – 1 слог, воль-ер – 2 слога и т. д.
Кого поселим на льдину? Отгадай:
Зверь клыкастый,
Вместо ног ласты,
Хвост по льду волочится,
Мороза зверь не боится.
Ребенок: моржа, потому что он живет на севере во льдах, а все остальные животные жарких стран.
- Назови остальных животных и подбери им дома соответствующие количеству слогов в их названиях. Животных, в названии которых 1 слог – в грот, животных, названия которых состоят из двух слогов – в вольер, животных, в названии которых три слога – в пещеру.
- Говори с животными правильно, называй их имена четко, чтобы они не ослышались, а то еще заблудятся.
Ребенок проговаривает названия животных выделяя звук Р, считает количество слогов и соотносит с соответствующим жилищем.
Логопед : Чьим домом стал грот?
Ребенок: Рысиным, тигриным.
Логопед : Чьим домом стал вольер?
Ребенок: Верблюжьим, жирафьим.
Логопед : Чьим домом стала пещера?
Ребенок: Кенгуринным, пантерьим, носорожьим.
Логопед : Как ты думаешь, животным понравились их новые жилища?
Ребенок: Да, я думаю, что понравились и они говорят нам «Спасибо».
Логопед : Они бы нас отблагодарили так «Добавь словечко», подбери рифму к слову и повтори чистоговорку:
Ра-ра-ра – вот пещера и… гора,
Рот-рот-рот – стал родным нам … грот,
Ер-ер-ер – побежим в вольер.
- Давай «сфотографируем» наших животных!
Фотографирует игрушечным фотоаппаратом.
- А теперь, разместим фотографии по разным рамкам. Фотографии животных со звуком Р в начале слова поместим в раму красного цвета (обводит плоскостное изображение красным карандашом, животных в названии которых звук Р в середине – в зелёную рамку (обводит зеленым карандашом, животных со звуком Р в конце слова – синим.
Логопед : Фотографию какого животного ты поместила в красную рамку?
Ребенок: Фотографию рыси я поместила в красную рамку.
Логопед : А фотографию какого животного ты поместила в зеленую рамку?
Ребенок: В зеленую рамку я поместила носорога.
Логопед : Фотографию какого животного ты поместила в синюю рамку?
Ребенок: В синюю рамку я поместила тигра.
Логопед : Молодец, а теперь поместим фотографии в конверт и отправим его по почте в Африку. Попрощаемся с тигренком и его друзьями животными и подадим прощальный сигнал. Прочитаем на последок скороговорку про барабанщика и будем отстукивать ритм пальцами по столу, как по барабану.
Барабанщик очень занят,
Барабанщик барабанит
Тра-та-та, тра-та-та
На прогулку нам пора.