ИРИНА ПАВЕЛЬЕВА
Индивидуально-личностный подход в воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ИНДИВИДУАЛЬНО ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Дошкольники поражают нас своеобразием поведения, интересов, способностей, склонностей. Нет совершенно одинаковых детей, а задачи воспитания остаются неизменными для всех. Индивидуальный подход является одним из важнейших принципов педагогики.
Громадное значение приобретает изучение индивидуальных особенностей ребенка, его сильных и слабых сторон и какими качествами он
Публикация «Индивидуально-личностный подход в воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
должен обладать, чтобы успешно учиться в школе. Очень важно для всей
школьной судьбы ребенка его реальные успехи в первые дни пребывания
в школе. А это напрямую связано с тем, как рос и развивался ребенок до
школы, как и насколько, были удовлетворены основные потребности ребенка в игре и общении. Слагаемые успеха будущего первоклассника зависит от большого числа фактов: речевое развитие ребенка; уровень общего умственного развития; уровень познавательной активности; умение
сохранять и поддерживать необходимый уровень внимания; темп деятельности; физическое и психологическое здоровье.
Главнейшей задачей воспитателя является – сохранить душевное,
психологическое здоровье, эмоционально-физическое благополучие ребенка, что является необходимым и обязательным условием любой
успешной деятельности, особенно учебной. Позиция такова: любому ребенку должно быть обеспечено право безопасного познания, главной целью которого является развитие у него потребности узнавать новое при
сохранении его психологического здоровья.
Воспитатель не должен использовать случайные приемы при обучении и воспитании. Каждая форма, каждый прием должны соответствовать особенностям развития ученика и образу его деятельности. Для
этого воспитатель осуществляет индивидуальный подход. Умение педагога видеть ребенка не только тем, каким он является в данный момент,
то есть каким он есть сегодня, а также каким он был в прошлом и каким
он будет завтра, то есть уметь видеть школьника в перспективе. Для этого
ведется систематическое изучение ребенка, изо дня в день прививаются
лучшие черты каждому ребенку. Индивидуальный подход включает в
себя следующие элементы: систематическое изучение каждого ученика;
постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником; выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику; фиксация и анализ полученных результатов.
Индивидуальный подход необходим всегда и по отношению к каждому ребенку. Только в этом случае можно решить успешно задачи развития и воспитания. Огромное значение имеет семейное воспитание в
развитии детей, поэтому воспитателю надо знать условия жизни и воспитания в семье.
Целесообразно начать подготовку детей в школе с пяти лет. Практика показала, наблюдая детей-дошкольников на занятиях, учителя не перестают удивляться их наглядно-образному мышлению, непроизвольному воображению, их умению слушать и рассказывать, фантазировать
и сочинять. Внедряя в практику развивающие функции обучения, учитель способствует развитию мышления, воображения, памяти, внимания.
Строить педагогический процесс необходимо на основе личностного
подхода. Бдительное наблюдение за каждым ребенком позволяет обнаружить индивидуальные особенности и подобрать такие приемы работы,
которые помогли бы воспитать положительные качества, ликвидировать
недостатки и на основе этого помочь успешно учиться. Выясняются круг
сведений и представлений каждого ребенка об окружающей действительности. Во время беседы предлагаются вопросы, побуждающие в своих
ответах опираться на личные наблюдения и опыт, а также вопросы, которые требовали бы сравнения, анализа, синтеза, обобщения.
Очень важное значение для успешного обучения имеет речь детей,
поэтому проверяется правильность произношения звуков, выявляются
дефекты речи, обратить внимание на то, умеет ли каждый ребенок понятно для слушателя выразить свои мысли, правильно строить предложения, выявляется словарный запас каждого, а также насколько правильно
понимает ребенок то или иное употребляемое им слово. Выяснение умственного кругозора общего развития, а также особенностей характера
каждого способствуют прогулки в лес, парк.
При этом особое внимание надо обращать на вопросы, которые задавали дети. По характеру этих вопросов можно выяснить, какие сведения о наблюдаемых явлениях уже имеются, что привлекает внимание ребенка, степень его любознательности и умения выражать свои мысли.
Ознакомившись, с индивидуальными особенностями учащихся учитель принимает их во внимание в процессе занятий, продолжает дальнейшее изучение детей. Все наблюдения фиксируются и, исходя из этих
наблюдений, строится индивидуальная работа. В своих наблюдениях отмечаются изменения в развитии ребенка, а также как совершенствуются
знания, умения, навыки. По мере углубления и расширения своих знаний
о детях учитель намечает, как ему следует изменить приемы индивидуального подхода к ним. Содержание занятий наполняются сказочными и
игровыми сюжетами и персонажами.
Сегодня потребность создания такой школы, в основе которой лежит уважение к личности ребенка, приоритет его интересов. Вся деятельность воспитателя должна быть проникнута добротой, вниманием и уважением к ребенку, верой в его возможности и способности, пронизана
атмосферой сотрудничества, сопереживания, сотворчества. А это возможно при проведении исследовательской деятельности по изучению индивидуальных особенностей ребенка, опираясь, прежде всего, на интересы детей. Проблема индивидуального подхода носит творческий характер. Чуткость, внимание взрослого к ребенку – это тот светлый родник, который укрепляет его силы, содействует становлению личности.