Екатерина Смоленцева
Индивидуальная программа «Знайка»
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальная программа
Дошкольное детство-период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становление основ индивидуальности.
Развитие ребё нка: восприятие им окружающего мира, представлений, мышления, памяти, речи, личностных качеств осуществляется в активной игровой деятельности, которая является ведущей в дошкольном возрасте и в которую он включается в силу своей любознательности и интересов.
Публикация «Индивидуальная программа „Знайка“» размещена в разделах
Программа направлена на интеллектуальное и математическое развитие ребёнка. Предлагаемые игры, упражнения, задачи направлены на познание свойств, объектов, отношений, закономерностей, чисел, величин; развитие внимания, памяти, воссоздающего и творческого воображения, мыслительных процессов, сообразительности, самостоятельности и творчества. Решая разнообразные математические задачи, маленький человек учится проявлять волевые усилия, учится действовать целенаправленно, доводить начатое дело до конца. Математика воспитывает привычку к точности и аккуратности, способность к самоконтролю, так как ребёнок очень скоро понимает, что любая неточность в работе с числами ведёт к ошибочному результату. Для того чтобы вызвать у маленького ребёнка интерес к решению математических задач, необходимо сделать процесс обучения наиболее привлекательным, поэтому развивать математические навыки лучше всего с помощью простых и весёлых игр. Этой цели служат картинки, забавные стихи и загадки, настольные и подвижные игры, игровые задания.
В программе учтены разные этапы и направления математического развития ребёнка дошкольного возраста. Играя вместе с педагогом, ребёнок получит понятия о пространственных и временных отношениях. А выполняя задания по раскрашиванию и рисованию, ребёнок не только закрепляет математические знания, но и развивает тонкие движения пальцев рук, глазомер и т. д.
Содержание может усложняться в зависимости от темпов освоения игр ребенком, способности действовать инициативно и творчески. В случае затруднения взрослый включается в игру на правах равного, не злоупотребляя подсказкой, пояснением. Надо дать детям возможность самостоятельно получить результат, догадаться, сделать вывод.
Цель программы : развитие познавательных данных детей, интеллектуальных, умственных и математических способностей.
Задачи:
-развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;
-развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности;
-развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);
-гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.
Принципы построения занятий кружка.
-Системность.
-Учёт возрастных особенностей детей.
-Дифференцированный подход.
-Принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний.
-Принцип постепенного и постоянного усложнения материала.
-Поэтапное использование игр.
-Гуманное сотрудничество педагога и детей.
-Высокий уровень трудности.
Формы организации детской деятельности на кружке.
1. Логико-математические игры.
2. Интегрированные игровые занятия.
3. Совместная деятельность педагога и детей.
4. Самостоятельная игровая деятельность.
Реализация данной программы возможна при создании ряда условий:
1. Подготовка педагогов:
-владение формами и методами работы с дошкольниками.
2. Организация развивающей предметной среды:
-создание единого сказочного пространства для проведения занятий;
-оснащение комплектами игр и игровых пособий.
3. Организация педагогического процесса с детьми:
-программа может быть использована в любом дошкольном учреждении, независимо от реализуемой программы;
-программа предназначена для работы с детьми 5-7 лет.
Организационные принципы (возраст детей, сроки реализации программы, режим занятий).
Программа «Умники и умницы» адресована дошкольникам и рассчитана на 2 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю
Ожидаемые результаты:
-дети осваивают цифры и буквы, счёт, знание геометрических фигур, умеют ориентироваться на плоскости;
-умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца;
-умеют анализировать, сравнивать, сопоставлять;
-у детей совершенствуется речь, внимание, память, воображение;
-хорошо развита мелкая моторика рук.
Способы фиксации результатов:
Проведение психологической и педагогической диагностики в конце учебного года.
Перспективное планирование занятий в старшей группе.
Дата Занятие Задачи
Сентябрь
1 неделя «Учимся читать».
Приложение 1 Развитие мелкой моторики руки, речи, памяти.
2 неделя «Волшебные буквы» Приложение 2 Развитие речи, внимания, мышления.
3 неделя «Забавная математика» Приложение 3 Развитие пространственного и логического мышления, внимания, восприятия.
4 неделя Игры, ребусы, головоломки
Приложение 4 Закреплять навыки чтения; развивать зрительное восприятие, внимание, память, пространственное мышление; научиться разгадывать ребусы.
Октябрь
1 неделя «Учимся читать» Приложение 5 Развитие мелкой моторики руки, речи, памяти.
2 неделя «Волшебные буквы» Приложение 6 Развитие речи, внимания, мышления.
3 неделя «Забавная математика» Приложение 7 Развитие пространственного и логического мышления, внимания, восприятия.
4 неделя Игры, ребусы, головоломки
Приложение 8 Закреплять навыки чтения; развивать зрительное восприятие, внимание, память, пространственное мышление; научиться разгадывать ребусы.
Ноябрь
1 неделя «Учимся читать» Приложение 7 Развитие мелкой моторики руки, речи, памяти.
2 неделя «Волшебные буквы» Развитие речи, внимания, мышления.
3 неделя «Забавная математика» Развитие пространственного и логического мышления, внимания, восприятия.
4 неделя Игры, ребусы, головоломки Закреплять навыки чтения; развивать зрительное восприятие, внимание, память, пространственное мышление; научиться разгадывать ребусы.
Декабрь
1 неделя «Учимся читать» Развитие мелкой моторики руки, речи, памяти.
2 неделя «Волшебные буквы» Развитие речи, внимания, мышления.
3 неделя «Забавная математика» Развитие пространственного и логического мышления, внимания, восприятия.
4 неделя Игры, ребусы, головоломки Закреплять навыки чтения; развивать зрительное восприятие, внимание, память, пространственное мышление; научиться разгадывать ребусы.
Январь
1 неделя «Учимся читать» Развитие мелкой моторики руки, речи, памяти.
2 неделя «Забавная математика» Развитие пространственного и логического мышления, внимания, восприятия.
3 неделя Игры, ребусы, головоломки Закреплять навыки чтения; развивать зрительное восприятие, внимание, память, пространственное мышление; научиться разгадывать ребусы.
Февраль
1 неделя «Учимся читать» Развитие мелкой моторики руки, речи, памяти.
2 неделя «Волшебные буквы» Развитие речи, внимания, мышления.
3 неделя «Забавная математика» Развитие пространственного и логического мышления, внимания, восприятия.
4 неделя Игры, ребусы, головоломки Закреплять навыки чтения; развивать зрительное восприятие, внимание, память, пространственное мышление; научиться разгадывать ребусы.
Март
1 неделя «Учимся читать» Развитие мелкой моторики руки, речи, памяти.
2 неделя «Волшебные буквы» Развитие речи, внимания, мышления.
3 неделя «Забавная математика» Развитие пространственного и логического мышления, внимания, восприятия.
4 неделя Игры, ребусы,головоломки Закреплять навыки чтения; развивать зрительное восприятие, внимание, память, пространственное мышление; научиться разгадывать ребусы.
Апрель
1 неделя «Учимся читать» Развитие мелкой моторики руки, речи, памяти.
2 неделя «Волшебные буквы» Развитие речи, внимания, мышления.
3 неделя Игры, ребусы, головоломки Закреплять навыки чтения; развивать зрительное восприятие, внимание, память, пространственное мышление; научиться разгадывать ребусы.
4 неделя «Забавная математика» Развитие пространственного и логического мышления, внимания, восприятия.
Май
1 неделя Игры, ребусы, головоломки Развитие мелкой моторики руки, речи, памяти.
2 неделя «Волшебные буквы» Развитие речи, внимания, мышления.
3 неделя «Забавная математика» Развитие пространственного и логического мышления, внимания, восприятия.
4 неделя Игры, ребусы, головоломки. Развитие мелкой моторики руки, речи, памяти.
Итого: 35 часов
Сентябрь
Приложение 1.
Тема : Рисуем по клеточкам. Учимся читать.
Цель: Развитие мелкой моторики руки, речи, памяти; познакомить детей с буквой и звуком «О».
Ход занятия.
* Воспитатель : Ребята нам принесли письмо. Давайте посмотрим что там.
В письме картинка с предметами и животными. Нужно найти только те предметы и животных, названия которых начинаются на букву «О» .
* Воспитатель: Какие слова вы еще знаете на букву «О»? А вы хотите узнать, как пишется гласная буква «О»?
Ответы детей.
Прописываем на листочках в клетку букву «О»(по клеточкам, закругляя углы).
* На столе разложены карточки со словами: олень, облако, огурец, оса, одуванчик, очки, озеро, обезьяна. Задание: разложить карточки по группам: 1-буква «О» только в начале слова; 2- буква «О» в начале и в конце слова.
* задание с элементами конструирования: Преврати овалы во что-нибудь интересное.
Детям даются заранее приготовленные заготовки.
Итог: С какой буквой мы сегодня познакомились?
Как звучит звук «О»(протяжно? Какой звук «О» гласный или согласный?
Приложение 2.
Тема : «Волшебные буквы»
Цель: Развитие речи, внимания, мышления.
Ход занятия.
* Воспитатель :
На доске картинка (см. книга С. В. Пятак «Узнаю звуки и буквы» стр. 8). Нужно найти только те предметы и животных, названия которых начинаются на букву «А» .
* Воспитатель: Какие слова вы еще знаете на букву «А»? А вы хотите узнать, как пишется гласная буква «А»?
Ответы детей.
Прописываем на листочках букву «А».
* На столе разложены карточки со словами: айболит, аист, астра, арбуз, ананас, абажур, азбука, абрикос, аистенок.. Задание: разложить карточки по группам: 1-буква «А» только в начале слова; 2- буква «А» в начале и в конце слова; 3-буква «А» есть в середине слова.
* задание с элементами конструирования: Преврати треугольники во что-нибудь интересное.
Детям даются заранее приготовленные заготовки.
Итог: С какой буквой мы сегодня познакомились?
Как звучит звук «А»(протяжно? Какой звук «А» гласный или согласный?
Приложение 3.
Тема : Забавная математика. Число и цифра 0. Геометрические фигуры-круг, овал.
Цель: Познакомить с образованием числа 0, научить писать цифру 0.
План занятия.
1. Сосчитай устно по числовой прямой (числовая прямая от0 до 10)
Сосчитай от 0 до 10 и обратно.
Сосчитай от3 до 9. Сосчитай от7 до 0.
Какое самое маленькое число на числовой прямой?
Какое число стоит после 0?
Какое число стоит перед 1?
2. На столе приготовлены круги и овалы (по количеству детей). Дети делятся на 2 группы: 1- собирает овалы, 2-круги. Кто быстрее?
3. Напиши цифру 0 по образцу.
4. У каждого ребенка набор геометрических фигур разного цвета. Надо выбрать синие круги и зеленые овалы. Сколько кругов? Сколько овалов? Сколько всего?
Приложение 4
Тема: Игры, ребусы, головоломки.
Цель: Закреплять навыки чтения; развивать зрительное восприятие, внимание, память, пространственное мышление; научиться разгадывать ребусы.
План занятия:
1. Игра «Раскрась правильно». Детям предлагается поучаствовать в конкурсе на лучшего штриховальщика. Воспитатель раздает контурные изображения предметов, объясняя принцип штрихования (линии параллельно друг другу, с наклоном вправо (влево, прямо).
2. Дать понятие «ребус». Объяснить как их разгадывать на простейших приимерах.
Октябрь
Приложение 5.
Тема: Рисуем по клеточкам. Учимся читать.
Цель: Развитие мелкой моторики руки, речи, памяти; познакомить детей с буквой и звуком «У».
Ход занятия.
* Воспитатель : Ребята, с какими буквами мы свами познакомились? Ответы.
А сегодня к нам гости пришла буква «У». Давайте мы с ней познакомимся.
Показать детям как пишется буква «У». вместе всем проговорить звук «У». Определить, что буква гласная.
Прописываем на листочках в клетку букву «У»(по клеточкам).
Воспитатель: теперь давайте почитаем: АУ, УА,ОА,АО.
* Воспитатель: Какие слова вы знаете на букву «У»? Ответы детей.
* На столе разложены карточки со словами: узелок, улыбка, уж, утка, улитка, удочка. Задание: найди и обведи в кружочек букву «У»
* Подвижная игра
* задание: на столах паровозик,на вагончиках которого буквы А, О, У. Вагончики с буквой «О» раскрасить желтым карандашом, вагончик с буквой «А»-красным, с буквой «У»-коричневым
Итог: С какой буквой мы сегодня познакомились?
Как звучит звук «У»(протяжно? Какой звук «У» (гласный?
Приложение 6.
Тема : «Волшебные буквы»
Цель: Развитие речи, внимания, мышления.
Ход занятия.
* Воспитатель :
На доске картинка (см. книга С. В. Пятак «Узнаю звуки и буквы» стр. 13). Нужно найти только те предметы и животных, в названиях которых есть буква «Ы» .(Сообщить, что в русском языке буква «Ы» Никогда не стоит в начале слова)
Прописываем на листочках букву Ы.
* На столе разложены карточки со словами: бык, тыква, мышка, крыша, сыр, дым, цыпленок. Задание: обведи в кружочек букву «Ы»
*задание учим детей преобразовывать слова с помощью окончания (банан-бананы,арбуз-арбузы,шар-шары,конфета-кнфеты,машина-машины).
Итог: С какой буквой мы сегодня познакомились?
Как звучит звук «Ы»(протяжно? Какой звук «А» (гласный? Какая особенность этой буквы?
Приложение 7.
Тема : Забавная математика. Число и цифра 1.
Цель: Учить соотносить число с количеством предметов.
План занятия.
1. Сосчитай устно по числовой прямой (числовая прямая от 0 до 10)
Сосчитай от 0 до 10 и обратно.
Сосчитай от5 до 10. Сосчитай от 8 до 0.
Какое число стоит после 2?
Какое число стоит перед 4?
Какое число стоит между числами 2 и 4?
2. На столе приготовлены картинки и цифры. Нужно определить сколько предметов на картинке и показать соответствующую цифру.
3. Напиши цифру 1 по образцу.
Перспективное планирование занятий в подготовительной группе.
дата занятия Задачи
Сентябрь
1 неделя «Поиграем со словами» Закрепить навыки чтения; развивать внимание, память, мышление.
2 неделя «Забавная математика» Развитие пространственного и логического мышления, внимания, восприятия.
3 неделя «Подумай, дорисуй» Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, память и мышление.
4 неделя Игры, ребусы, головоломки Закреплять навыки чтения; развивать зрительное восприятие, внимание, память, пространственное мышление; научиться разгадывать ребусы.
Октябрь
1 неделя «Поиграем со словами» Закрепить навыки чтения; развивать внимание, память, мышление.
2 неделя «Забавная математика» Развитие пространственного и логического мышления, внимания, восприятия.
3 неделя «Подумай, дорисуй» Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, память и мышление.
4 неделя Игры, ребусы, головоломки Закреплять навыки чтения; развивать зрительное восприятие, внимание, память, пространственное мышление; научиться разгадывать ребусы.
Ноябрь
1 неделя «Поиграем со словами» Закрепить навыки чтения; развивать внимание, память, мышление.
2 неделя «Забавная математика» Развитие пространственного и логического мышления, внимания, восприятия.
3 неделя «Подумай, дорисуй» Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, память и мышление.
4 неделя Игры, ребусы, головоломки Закреплять навыки чтения; развивать зрительное восприятие, внимание, память, пространственное мышление; научиться разгадывать ребусы.
Декабрь
1 неделя «Поиграем со словами» Закрепить навыки чтения; развивать внимание, память, мышление.
2 неделя «Забавная математика» Развитие пространственного и логического мышления, внимания, восприятия.
3 неделя «Подумай, дорисуй» Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, память и мышление.
4 неделя Игры, ребусы, головоломки Закреплять навыки чтения; развивать зрительное восприятие, внимание, память, пространственное мышление; научиться разгадывать ребусы.
Январь
1неделя «Поиграем со словами» Закрепить навыки чтения; развивать внимание, память, мышление.
2неделя «Забавная математика» Развитие пространственного и логического мышления, внимания, восприятия.
3неделя «Подумай, дорисуй»
Игры, ребусы, головоломки Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, память и мышление. Закреплять навыки чтения; внимание, пространственное мышление; научиться разгадывать ребусы.
Февраль
1неделя «Поиграем со словами» Закрепить навыки чтения; развивать внимание, память, мышление.
2 неделя «Забавная математика» Развитие пространственного и логического мышления, внимания, восприятия.
3 неделя «Подумай, дорисуй» Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, память и мышление.
4 неделя Игры, ребусы, головоломки Закреплять навыки чтения; развивать зрительное восприятие, внимание, память, пространственное мышление; научиться разгадывать ребусы.
Март
1 неделя «Поиграем со словами» Закрепить навыки чтения; развивать внимание, память, мышление.
2 неделя «Забавная математика» Развитие пространственного и логического мышления, внимания, восприятия.
3неделя
«Подумай, дорисуй» Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, память и мышление.
4неделя
Игры, ребусы, головоломки Закреплять навыки чтения; развивать зрительное восприятие, внимание, память, пространственное мышление; научиться разгадывать ребусы.
Апрель
1неделя «Поиграем со словами» Закрепить навыки чтения; развивать внимание, память, мышление.
2неделя «Забавная математика» Развитие пространственного и логического мышления, внимания, восприятия.
3неделя «Подумай, дорисуй» Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, память и мышление.
4неделя Игры, ребусы, головоломки Закреплять навыки чтения; развивать зрительное восприятие, внимание, память, пространственное мышление; научиться разгадывать ребусы.
Итого: 31час
Материально-техническое обеспечение:
-Наборы картинок в соответствии с тематикой (в том числе и в цифровой форме);
-Словари;
-Компьютерные и информационно-коммуникативные средства;
-Технические средства обучения;
-Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц;
-Персональный компьютер;
-Мультимедийный проектор;
-Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения
-Магнитная доска;
-С. В. Пятак «Узнаю звуки и буквы»;
-Н. В. Волдина «Считаю и решаю».
Список использованной литературы
Волина В., Праздник числа. Занимательная математика. –М., 1996;
Ершова А. П. Игры театра на уроках в школе. –М., 1990;
Цукерман Г. А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь. –М., Новая школа.
«Давайте поиграем» — математические игры для детей. Под редакцией Столяра А. А. Москва, 1991г;
«Математика до школы» — пособие для воспитателей. Санкт – Петербург, Детство – пресс, 1992г;
Михайлова З. А. «Игровые задачи для дошкольников»;
Носова Е. А., Р. Л. Непомнящая, «Логика и математика для дошкольников» — пособие, Санкт – Петербург, «Детство – пресс»,2002г;
Ткаченко Т. А. «Упражнения для развития словесно – логического мышления»;
Тихомирова Л. Ф. «Упражнения на каждый день». Ярославль, А. Р., 2000г;