Гизатуллина Лилия
Индивидуальная программа по воспитательной работе с воспитанниками «Гора достижений»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Время социальных перемен, как правило, приводит к рождению поколения, отличающегося новым взглядом на мир. Современный подросток, воспитывающийся в детском доме, стремится получить от интерната не только комфортные условия для проживания, определенные знания, но и определенный жизненный опыт, который помог бы ему в дальнейшем в решении личных, производственных и семейных задач, разрешении проблем и преодоления препятствий на избранном пути.
В этих условиях резко возрастает роль интернатного учреждения как социальной структуры, определяющей и задающей нравственные, моральные и жизненные ориентиры.
Публикация «Индивидуальная программа по воспитательной работе с воспитанниками „Гора достижений“» размещена в разделах
Определяющий признак современного детского дома – развитие способности личности к самосовершенствованию на основе учета ее возрастных особенностей, внутренних ресурсов, возможностей. Определяющей линией воспитательной деятельности должна быть оптимистическая гипотеза в понимании возможности достижения успеха каждым ребенком, которая заключается в вере, что успех возможен, если: помочь ребенку раскрыть свой талант; обеспечить личностный рост; помочь найти свое дело, которое ему интересно и лучше всего удается.
Поэтому воспитательный процесс сегодня необходимо строить таким образом, чтобы руководить деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Сочетание взаимоответственности с одной стороны и необходимости проявления самостоятельности с другой, обеспечивает условие для развития подлинной самодеятельности в различных областях социального творчества.
Мной был подведен итог работы с воспитанниками семьи «Росток» за последний 5 лет и на основе полученных положительных результатов составлена Программа развития семьи «Росток» «Гора ДОСТИЖЕНИЙ» целью, которой является воспитание ответственных и достойных граждан своей страны.
Социальное творчество воспитанников представляет собой социально-значимую деятельность по созданию новых материальных и духовных ценностей в интересах социума и является фактором самореализации личности в процессе достижения ею успеха в этой деятельности, завоевания лидерских позиций в личностно значимой деятельности. Программа определяет концепцию развития воспитательной системы детского дома, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательно-воспитательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, ориентированный на общечеловеческие нравственные приоритеты.
Программа рассчитана на пять лет и предполагает участие воспитанников 7-18 лет. В ходе реализации программы, мы поднимаемся по горе достижений. Гора – это своеобразный образ, символизирующий достижения как коллектива в целом, так и личностного роста каждого. И на тропинке, ведущей на вершину горы, мы будем отмечать свой собственный след, где упоминаем обо всем, чему научимся.
Основание для разработки программы воспитания
1. Закон РФ «Об образовании».
2. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
3. Конвенция ООН о правах ребенка.
4. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»
6. Программа развития воспитания РФ
7. Программа развития воспитания ГУ РК «Детский дом №4» г. Усинска
Основные технологии в воспитательной работе :
Основная идея программы
Воспитание личности с активной жизненной позицией, готовой к принятию ответственности за свои решения и полученный результат на себя, стремящейся к самосовершенствованию, саморазвитию и самовыражению.
Создание условий для развития индивидуальных лидерских качеств, необходимых для лучшей адаптации воспитанников в обществе, их социализации и личностного развития. Помочь учащимся овладеть нравственными нормами поведения, физическим здоровьем, умением творить и создавать, способствовать в становлении конкурентно зависимой и всесторонне развитой личности. Развивать умение работать в группе, команде, коллективе.
Цель программы :
Формирование социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях.
Задачи:
1. создание оптимальных условий для разностороннего развития личности, формирования духовно-нравственных качеств личности, развития творческих способностей, гражданской ответственности, правового самосознания, инициативности, самостоятельности, толерантности, целостного миропонимания;
2. создание условий для обеспечения здоровья и безопасности воспитанников;
3. формирование социальной и коммуникативной компетентности в воспитательном процессе;
4. сохранение и развитие многообразия содержания и форм воспитательной деятельности, обеспечивающих воспитание патриотизма, успешную социализацию обучающихся в обществе.
Ожидаемый результат:
В результате реализации программы формируется молодой человек, который умеет ценить себя как уникальную и неповторимую личность с моральными нормами поведения, поддерживающий здоровый образ жизни, умеет адаптироваться в различных жизненных ситуациях, овладевший общечеловеческими навыками, сформированными потребностями к труду, осознающего себя неотъемлемой частью природы, общества, имеющий активную жизненную позицию, с развитой потребностью в самореализации и самовоспитании.
Этапы реализации программы развития
Этап Учебный год Описание деятельности Цель, задачи Ожидаемый результат
1 этап – «Я и мы»
2012-2013г. На этом этапе дети учатся воспринимать себя как часть коллектива, а не как нечто отдельное, и измерять свой успех успехом коллектива. Сплоченный дружный коллектив формируется в повседневной непрерывной работе с каждым ребенком, в деятельности творческих групп, где каждый не на словах, а на деле познает, что такое ответственность, сплоченность, взаимопомощь. Главной задачей данного этапа, учитывая современные требования развития воспитания, является воспитание порядочного и патриотичного человека. Цель: создание условий для формирования активной инициативной личности в коллективе.
Задачи:
1. Изучение личностных качеств воспитанников, круг интересов и увлечений;
2. Формирование дружного сплоченного коллектива;
3. Создание комфортного морально-психологического климата;
4. Развитие коммуникативных способностей;
5. Умение оценивать свои поступки и поступки товарищей. Создание коллектива, в котором сложились дружеские отношения, благоприятная психологическая атмосфера, формирование духовно-нравственных ценностей.
2 этап – «Жить здорово!»
2013-2014г. На этом этапе развития вырабатывается стиль жизни, который может оказывать влияние на состояние здоровья на протяжении всей жизни.
Здоровье – это, как известно не только личное дело каждого, а между тем в наше время уже стало престижным быть здоровым. Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья способствует успешной социализации ребенка в обществе. Цель: формирование сознательного отношения ребенка к своему здоровью, как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития.
Задачи:
1. Пропаганда здорового образа жизни;
2. Укрепление здоровья и вовлечение воспитанников в спортивные секции и кружки;
3. Популяризация преимуществ здорового образа жизни;
4. Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам. Сформирован воспитанник с активной жизненной позицией, поддерживающий здоровый образ жизни, с негативным отношением к вредным привычкам.
3 этап – «У истоков»
2014-2015г. На основе изучения народной культуры, традиций и обычаев народов нашей республики формируются нравственные основы личности.
Цель: формирование духовно-нравственных качеств личности в процессе усвоения основ традиционной и современной культуры народов Республики Коми.
Задачи:
1. Воспитание любви к детскому дому, к отчему краю, формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;
2. Воспитание чувства патриотизма, любви к «малой» и «большой» Родине.
3. Способствовать углублению знаний об истории, культуре, традициях народов России, Республики Коми, г. Усинску, детскому дому, своей семьи;
4. Развитие интереса и уважительного отношения воспитанников к истории и культуре этнических составляющих населения республики. Сформированы духовно-нравственные качества личности, с национальным самосознанием, с этнокультурными и общечеловеческими ценностями.
4 этап – «Проектируем будущее – проектируем успех»
2015-2016г. Работа в семье направлена на формирование активной гражданской позиции каждого воспитанника на основе участия в социально значимой деятельности. Через социальную проектную деятельность формируется личность с активной жизненной позицией, со знанием гражданских, правовых норм. Формируется способность к осмыслению жизни вообще и собственной деятельности, умение выдвигать проблемы и намечать пути их решения.
Цель: создание условий для развития индивидуальных лидерских качеств, необходимых для лучшей адаптации воспитанников в обществе, их социализации и личностного развития;
Задачи:
1. Формирование знаний и умений основ организаторской деятельности;
2. Формирование готовности участвовать в различных проектах;
3. Участие в детском самоуправлении по организации собственной жизни.
• сформированы активные гражданские позиции молодого человека на основе участия в социально значимой деятельности, способствующие развитию у воспитанников навыков решения разнообразных проблем;
• социальная направленность деятельности, позволяющая реализовывать проекты, изменяющие облик детского дома и микрорайона;
• высокая творческая атмосфера в семейном коллективе;
• осознание своей причастности к преобразованию социальной среды, общественной значимости деятельности.
5 этап – «Окно в мир»
2016-2017г. Современное общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать наше общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны, восстановить русскую духовную культуру. Поэтому выпускники должны быть подготовлены к новым общественным отношениям, социально защищены, должны быть нравственно стойкими, социально закаленными, чтобы противостоять всякого рода соблазнам; должны быть подготовлены к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности; быть здоровыми физически и психологически. И главное, воспитанники должны быть способны к саморазвитию, к непрерывному совершенствованию и самоуправлению. Цель: создание условий для самосовершенствования и самореализации с целью более объективной оценки себя как личности.
Задачи:
Формирование активной жизненной позиции;
Участие в детском самоуправлении;
Осуществление профессионального самоопределения;
Сотрудничество с социальными объединениями;
Формирование сознательного уважительного отношения к нормам и правилам общественной жизни; формирование культуры безопасного поведения.
участие воспитанников в детском самоуправлении, со сформированной социальной направленностью личности;
активная работа с социальными партнерами по профориентационному направлению;
организация совместных мероприятий семьи с социальнымипартнерами;
активное участие ребенка в викторинах, конкурсах, мероприятиях всероссийского, международного, республиканского, городского и учрежденческого уровней.
Реализация программы воспитания обеспечивается воспитателями и воспитанниками, возраст участников от 7 до 18 лет. Если приходят новенькие воспитанники, то в индивидуальной форме с ними проводится работа по тем же направлениям, но уже не воспитателем, а старшими детьми семьи.
Для оценки эффективности и результативности решения задач, определенных Программой, предлагается система целевых индикаторов (показателей, характеризующих ход реализации программы. Управление реализацией Программы осуществляет Совет семьи, в ведении которых находятся:
Планирование и контроль за исполнением основных мероприятий Программы
Подготовка предложений по реализации Программы.
Критерии и способы эффективности воспитательного процесса :
• Уровень межличностных отношений (по методике Л. М. Фридмана «Наши отношения»)
• Уровень развития семейного коллектива
• Уровень развития ученического самоуправления (по методике М. И. Рожкова)
• Уровень личностного роста
• Уровень воспитанности детей.
Данная работа строится на основе мероприятий, запланированными в учреждении.
Духовно - нравственное направление социализации. Ребята активно принимают участие в городских и республиканских мероприятиях, конкурсах.
Тесно налажены дружеские взаимоотношения воспитанников детского дома с социальными партнёрами.
Желанным гостям в детском доме всегда рады.
О доблести и чести, о дружбе и подвигах рассказывают ребятам герои войны – ВОВ и локальных воин «Боевое братство».
Посещение центральной городской библиотеки, чтение литературы, просмотры художественных фильмов всё это – основа духовно-нравственного воспитания и социализации воспитанников с первого дня пребывания в детском доме.
Трудовое воспитание Формирование навыков самообслуживания.
Летом воспитанники проводят генеральную уборку во дворе, высаживают цветы, деревья.
Доброе отношение к животным и забота о них формируются в процессе работы в живом уголке (рыбки, посещение зооуголка «Друг» - всё это учит любить труд и заботиться о животных.
Умение приготовить себе пищу и накрыть на стол пригодятся ребятам в самостоятельной жизни.
Физическое воспитание Физическое воспитание – основа здорового образа жизни воспитанников и залог успешной социализации.
Физкультура и спорт приносят не только здоровье и физическую силу, но и победы!
Призёры республиканских игр по футболу среди воспитанников детских домов.
Систематические прогулки в лес «По тропе здоровья»,
Посещение городского бассейна;
Посещение ледового дворца;
Традиционные забеги и марафоны.
Эстетическое воспитание помогает нашим воспитанникам увидеть мир добрыми глазами, и выйти в большую жизнь с определёнными планами и желанием их реализовать
В детском доме ребята занимаются в театральном кружке.
Ежегодно все ребята принимают участие в муниципальных фестивалях детского художественного творчества. А так же принимают активное участие в конкурсах разного уровня – муниципальных, республиканских, всероссийских и международных.
Досуг Для социализации воспитанников очень важен правильно организованный досуг, смена обстановки. Для этого - в семье «Росток» есть все необходимое для развития детей:настольные игры, уголок для рисования, спортивный инвентарь (скакалки, шахматы, шашки, мячи, игра «Твистер», массажные коврики для ног и т. д.). Часто с детьми гуляем по городу, ходим на «Тропу здоровья», вместе с друзьями семьи выезжаем на природу.
Выезд за пределы детского дома экскурсионные поездки во время каникул в Санкт – Петербург, Республику Беларусь – лучший способ для воспитанника расширить свои знания о окружающем мире, познакомиться с новыми людьми.
Ежегодно дети отдыхают в санатории г. Сыктывкар и г. Анапа – где им предоставляется возможность не только отдохнуть и поправить своё здоровье, но и пообщаться с другими детьми и взрослыми.
:
Список использованных источников и литературы:
1. Булгакова, О. М. Справочник классного руководителя. / О. М. Булгакова, // 2007г. -№4, с. 31-36.
2. Волкова, Н. И. Детское движение: проблемы, ориентиры, действия. / Н. И. Волкова, И. А. Евланова, В. А. Петрова. // Серия Рост. – 2002. - №14.
3. Гусакова, Т. М. Концепция развития воспитания в системе образования Республики Марий Эл на 2012 – 2020 годы. / Т. М. Гусакова, О. Е. Баланчук, В. А. Красильникова. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования»., 2011.-35с.
4. Караковский, В. А. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. / В. А. Караковский, Л. И., Новикова, Н. Л. Селиванова. - М. : Новая школа, 1996.
5. Как вести за собой. Большая книга Вожатого / под ред. Л. И. Маленковой. – М. : Пед. общество России, 2004.- 608с.
6. Маслова, Н. Ф. Развитие и социализация ребенка в различных культурно - образовательных средах. / Н. Ф. Маслова. - Орел: Изд-во городского социально-образовательного Центра, 1994.
7. Лидерство как фактор функционирования группы [Электронный ресурс] .- Режим доступа : lider21vek.narod.ru›CCY/6.htm. - Загл. с экрана.