Ирина Борисова
Индивидуализация воспитательного процесса в рамках учреждения закрытого типа
▼ Скачать + Заказать документы
Ирина Владимировна Борисова,
Воспитатель первой квалификационной категории, ФГБПОУ «Куртамышское СУВУ», г. Куртамыш,
Курганская область.
Индивидуализация воспитательного процесса в рамках учреждения
закрытого типа
Парадокс воспитания состоит в том,
что хорошо поддаются воспитанию как раз те,
которые не нуждаются в воспитании.
Искандер, Фазиль Абдулович
Темочки:
Закрытое учебное заведение – особый мир со своими правилами и законами. Сюда прибывают дети, совершившие противоправные действия. Очень часто к этому их подтолкнула жизнь: что-то не понял в школе, не сделал домашнее задание, получил «двойку», не был услышан родителями, учителями – и вот ребенок уже на улице. Страх идти домой и нежелание идти в школу, отсутствие помощи взрослых, неумение справиться с проблемами и вернуться к привычному образу жизни приводит к преступлению. Именно с такими детьми приходится работать педагогам закрытых учебных заведений, одним из которых является Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение зарытого типа. Чтобы воздействие на воспитанниц было наиболее плодотворным, учреждением был взят курс на индивидуализацию воспитательного процесса, что соответствует задаче реализации Федерального государственного образовательного стандарта по переходу на новый уровень образования. Индивидуализация - это деятельность взрослого (педагога) и самого обучающегося по поддержке и развитию того единичного, своеобразного, что заложено в данном индивиде от природы и что он приобрёл в индивидуальном опыте. Суть индивидуализации процесса воспитания составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов воспитательного процесса. Классические примеры индивидуализации – поручение ребенку заданий в соответствии с его способностями; создание специальных педагогических ситуаций, помогающих выявить его индивидуальные качества; беседа. Индивидуализация необходима ребенку, так как помогает ему осознать свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать собственные сильные и корректировать слабые стороны, соотнесение их со своими «могу - не могу», «можно-нельзя», умение выбирать направление действия, поступать вопреки другим мнениям.
Одним из самых продуктивных методов воспитания был определен метод проектов. В рамках самообразования в 2017-2018 учебном году был разработан и реализован педагогический проект «Воспитательный потенциал притч». Актуальность данного проекта основывается на результатах психологической диагностики, которая показывает, что при поступлении воспитанниц в училище у подавляющего большинства нравственное развитие находится на
преднравственном уровне. Мы предположили, что данную ситуацию можно объяснить неблагоприятным социальным опытом. Именно поэтому так важно за время пребывания в училище дать детям представление о нравственных ценностях и привить им навыки нравственного поведения. Средством нравственного воспитания была выбрана притча. Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, и может быть, заставят их посмеяться над своими ошибками. Особенность действия притчи заключается в том, что ее лаконичность и краткость наряду с образностью лучше всего воздействует на ум, сердце и волю воспитанницы. Так работая над притчей «Пять мудрецов» воспитанница сделала для себя вывод, что у каждого человека своя дорога. Не нужно за собой тянуть других, если они сами этого не хотят. Не нужно уводить человека от его предназначения. Главное найти свой верный путь, свою цель. Работа по проекту велась индивидуально с одной воспитанницей, так как у нее недостаточно сформирована способность к сопереживанию, чувства ответственности за свои поступки, отзывчивость по отношению к сверстникам, культура общения. Целью проекта было создание оптимальных условий для формирования духовно-нравственных ценностей личности подростка посредством изучения притч. Занятия проводились два раза в месяц, в течение 6 месяцев. Результатом совместной работы стало то, что воспитанница старается использовать полученную информацию в совместной и самостоятельной деятельности. Эта работа показалась интересной, эффективной как для воспитанницы, так и для педагога, поэтому в 2018-2019 учебном году было решено продолжить работу по данному направлению.
Проект «Педагог с большой буквы» вдохновил на реализацию индивидуальных занятий по сказкам и рассказам В. А. Сухомлинского «Рядом с тобой человек…». Целью индивидуальных занятий является научить воспитанниц обдумывать свои поступки, контролировать себя, свои действия и эмоции. Выбор был обоснован тем, что возраст воспитанниц ещё позволяет работать со сказками и небольшими короткими рассказами со смыслом. На таких занятиях создаются условия способствующие формированию нравственных качеств: доброты, гуманности, коммуникативности, готовности помогать близким, нуждающимся в помощи. Проблема формирования нравственных основ человеческой личности в сказках В. А. Сухомлинского рассматривается сквозь призму человеческих чувств, переживаний. Так, содержание художественного произведения «О чем думала Марийка» помогает воспитанницам понять суть дружеских отношений, гуманных взаимоотношений. В умении «почувствовать душу» другого человека, в способности понять ее душевное состояние В. А. Сухом-линский усматривал лучшую черту нравственности ребенка: «Умей почувствовать рядом с собой человека, умей понять его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека». Таким образом, содержание и идеи детских произведений В. А. Сухомлинского подчеркивают, что искусство воспитания заключается не только в умении видеть и предвидеть сложные ситуации, которые возникают в жизни людей, но и в том, чтобы научить ребенка самостоятельно ориентироваться в жизненных обстоятельствах и уже с детства приучать к самым простым, но самостоятельным решениям. Результаты индивидуальных занятий говорят о правильности выбора темы: воспитанницы стараются обдумывать свои поступки, контролировать себя, свои действия и эмоции, обстановка в коллективе нормализовалась, конфликтные ситуации решаются путем обсуждения проблемных вопросов, без ссор.
Индивидуальная работа требует большого терпения от педагога, умения разобраться в сложных проявлениях. Осуществляя индивидуализацию к детям, педагог должен помнить, что его задача не только развивать те положительные качества, которые уже есть у ребенка, но и формировать новые качества личности.
Библиографический список:
1. Газман О. С. Воспитание и педагогическая поддержка детей / Народное
образование№6, 1998
2. Личностно - ориентированный подход в воспитании школьников.
3. https://cyberleninka.ru
4. https://nsportal.ru