Наталия Словягина
Индивидуализация дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд №2
На сегодняшний день наиболее актуальным остается реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Одним из основных принципов реализации ФГОС ДО является принцип индивидуализации. Который подразумевает построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. На первый взгляд кажется непосильным использовать такой принцип в группах с наполняемостью 26 человек и больше, но Л. В. Свирская предлагает использовать методы индивидуализации, которые можно использовать в работе с любой наполняемостью и разными возрастами детей.
Темочки:
Слайд №3
Цель: содействие максимальному раскрытию и самораскрытиюпотенциальных возможностей развития личности
Способы общения:признание права выбора; совместное обсуждение целей и деталей; акцент на достоинствах и сильных сторонах личности
Тактика:сотрудничество и партнерские отношения
Убеждение:ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыта
Слайд №4
В соответствии с данным принципом среди задач, на решение которых направлен ФГОС ДО выделяются:
• Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
• Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
•
Слайд №5
Уровни индивидуализации
• Групповая индивидуализация
• Индивидуализация подгруппы внутри группы детей одного возраста
• Индивидуализация на персональном уровне
Слайд №6
одним из важнейших методов обеспечения индивидуализации обучения является метод реагирования.
Основные его признаки – предоставление детям права участвовать в планировании, обеспечение реальной возможности выбора, самореализации или реализации своих идей в партнерстве с другими.
Этот метод включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей.
Например: Совместное планирование дня, воспитатель рассказывает какие занятия сегодня будут, чем займутся в совместной деятельности, на какие темы побеседуют и просит детей предложить чем бы они хотели заняться: игры в которые они хотели бы поиграть, о чем хотели бы побеседовать.
Например дети хотят узнать «Откуда берётся снег»
Воспитатель "реагирует" на запросы и потребности детей. Его внимание сосредоточено на стимулировании и поддержке активности и самостоятельности детей.
Далее вместе с детьми обсуждаем, используя "модели трёх вопросов" в изучении (ознакомлении) разных тем, проблемных ситуаций, интересующих вопросов
• что мы уже знаем по данной теме?
• что ещё хотим узнать?
• каким образом (какими путями) мы можем это узнать?
дети предполагают, что ответы на свои вопросы они могут получить несколькими путями: прочитать в книжках (энциклопедии, посмотреть в интернете, спросить у взрослых.
И воспитатели создают условия, чтобы дети получили ответы на интересующие их вопросы, предоставляя выбранные детьми средства получения знаний. Это и есть метод реагирования.
Следующим методом планирования индивидуализации обучения является обеспечение взрослыми гибкости в ходе осуществления деятельности.
Например, во время конструирования планировали сделать поделки из бумаги. Работа должна быть построена таким образом, чтобы дети получили возможность выбора: какую поделку будет делать каждый из них; из какого материала (картон разных цветов, цветная бумага разных размеров, салфетки разного цвета и размера, гофрированная бумага, несколько(5-7)схем поэтапного изготовления поделок). Задача педагога не говорить детям, что и как они должны делать, а помочь им сделать ту поделку, которую они хотят. Одним помочь словами, других приободрить, третьим оказать помощь, если они в ней нуждаются. Более способные дети могут сделать несколько различных поделок, причем такой сложности, как они желают.
Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости может реагировать на их индивидуальные желания и потребности.
метод тщательного отбора материалов.
То есть игрушки и пособия, которые мы отбираем для создания развивающей среды, должны быть гибкими и разноуровневыми по степени сложности. Чтобы у детей всегда был выбор, так как без выбора нет индивидуализации.
Например: та же бумага для конструирования, предлагаем её детям разного размера, кто то сделает маленький кораблик, а кто то большой пароход. Мячи для игр разного размера, кому то удобно играть маленьким, а кому то большим и т д. Можно подобрать и менее гибкие материалы, но так, чтобы они обеспечивали больше возможностей их применения. Например, пластилин, песок, вода, кубики и конструктор «Лего» обладают большой открытостью и гибкостью; дети могут использовать их в целом диапазоне уровней сложности. Можно подобрать пазлы с количеством элементов от 6 до 240. В этом случае дети могут выбирать для себя подходящий уровень сложности, пробовать свои силы, учиться идти на риск и вместе с тем, учиться адекватно оценивать свои силы
метод «строительных лесов».
В основе этого метода идеи Льва Семёновича Выготского о зоне ближайшего развития - границе между тем, что ребенок может сделать самостоятельно, и тем, что он может осуществить только с посторонней помощью. Для того чтобы использовать этот метод и помочь ребенку перейти на новый уровень сложности, взрослый должен не задавать этот уровень, а увидеть его приближение посредством наблюдения и помочь ребенку самому сделать следующий самостоятельный шаг.
Например, наблюдаем за ребенком, который из строителя делает гараж, предложить построить машину или подложить схемы построек. А дальше уже выбор за ребенком – попробовать или проигнорировать. Так постепенно помогаем ребенку перейти на более высокий функциональный уровень. Сущность этого метода в том, чтобы создавая условия, помочь ребенку самому сделать следующий самостоятельный шаг.
Иррадиирующее (распространение, увеличение) обучение как метод индивидуализации обучения основано на признании различных интересов, мотивов и на динамике продвижения. Предлагая детям интересное дело, можно достичь больших успехов в обучении.
Например кто то из детей выучил дома с мамой интересную считалку и придя в д/с рассказал воспитателю, воспитатель предлагает этому ребёнку рассказать эту считалку ребятам и выучить с теми кому она понравится, или кто то из детей научился играть в шашки, можно предложить тем кто тоже хочет научиться играть в шашки, обратиться за к нему за помощью.
Кто хочет узнать, что притягивает магнит, прошу пройти в центр экспериментирования.
Получая новые знания или новый опыт от взрослого, от других детей или в самостоятельной деятельности, ребенок, как правило, стремиться поделиться с детьми, с которыми он дружит. Так знания и опыт распространяются и увеличиваются.
Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Педагог наполняет ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом.
При формировании предметно-развивающей среды группы нет жесткого стандарта, педагоги учитывают особенности образовательного учреждения и детей, их темперамент, подвижность, наличие лидерских качеств, познавательные интересы, показатели развития, социальные условия жизни
С целью индивидуализации педагогического процесса предметно-
развивающая среда в нашей группе оформлена следующим образом.
Вся деятельность детей по индивидуализации осуществляется в оборудованных центрах. Маленькие творческие центры наполнены разнообразным, стимулирующим деятельность ребенка материалом, развивающими играми.
Слайд №7
Какова роль воспитателя во время самостоятельной деятельности детей в центрах?
Воспитатель может работать в одном из центров.
Оказывать помощь детям, переходя от центра к центру.
Наблюдать за деятельностью детей в центрах.
Наблюдать за конкретным ребенком.
Слайд №8
В группе (в раздевалке) есть стенд с именами, фамилиями детей и обозначением дня их рождения.
Слайд №9
Стенд «Мы дежурим» заполнен карточками с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: «дежурный по столовой», «дежурный по занятиям», «дежурный в уголке природы»" и др. Поручения такого рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе, предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.
Слайд №10
В течении дня воспитатели совместно с ребенком фиксируют (на листочках) его достижения, например, дошкольник научился завязывать шнурки, рисовать домик, хорошо работал на занятии. Для этого заполняется рубрика "Мои достижения".
Слайд №11
Накопленные в течение месяца добрые дела и хорошие поступки ребенка представлены в рубрике "Копилка добрых дел", они стимулируют желание дошкольника присоединяться к интересам и деятельности сверстников.
Слайд №12
Посмотрев на «Экран настроения», который размещён в группе можно понять, кто с каким настроение пришел в дет. Сад, но в течение дня можно заметить изменения и ребёнок это фиксирует на экране.
Слайд №13
В группе есть игры-самоделки, изготовленные дошкольниками совместно с родителями и воспитателем.
Слайд №14
Есть уголок уединения.
Слайд №15
Материалы в группе могут также воплощаться во временных компонентах, т. е. присутствующих периодически, например, коллекциях, газетах, выставках.
В процессе коллекционирования ребенок учится систематизировать и изучать собираемые предметы. Педагог помогает с поиском новых экспонатов, информации в книгах и энциклопедиях, организацией посещения музея. Представляя детям чью-либо коллекцию, рассказывая о ней, он вызывает у сверстников интерес к созданию собственной. Коллекции могут быть представлены открытками, иллюстрациями, предметами неживой природы, игрушками и др.
Слайд №16
Помимо создания коллекций дети могут поочередно оформлять свои мини-музеи по интересующей теме. В подготовке и оформлении материалов принимают участие родители.
Слайд №17
Постоянно действующая выставка творчества (картины, вышивка и др.) родителей, родственников ребенка развивает его и вызывает чувство гордости за свою семью.
Слайд №18
Участие родителей в жизни группы отмечается в «Ленте добрых дел»
Организованная таким образом личностно ориентированная среда в группе стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество.
Слайд №20
До того как мы начали использовать методы индивидуализации предложенные Лидией Васильевной Михайловой-Свирской, была проведена педагогическая диагностика, благодаря которой мы выявили уровень развития детей он составил 28% (из 25 детей 7)
После использования предложенных методов, в конце учебного года была положительная динамика 64% (из 25детей 16)
Дети научились:
• анализировать действия и поступки, прогнозировать результаты действий и поступков;
• управлять своим поведением и способами общения;
• делать выбор и принимать решения;
• организовывать свою работу;
• извлекать пользу из опыта (своего и других людей).
Улучшились взаимоотношения с родителями и они стали активнее принимать участие в жизни группы и детского сада.