Любовь Ивановна Седнева
ИКТ в процессе адаптации, развития и обучения детей
▼ Скачать + Заказать документы
Важную роль в формировании личности ребенка младшего возраста, кроме семьи играют и другие близкие взрослые, т. е воспитатели группы. Дети младшего возраста восприимчивы ко всему, что окружает их. По мнению Л. С. Выготского, «все функции раннего возраста идут вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия. Основной процент информации, получаемой человеком, воспринимается зрением (83%, из нее 40% запоминается. Чем богаче и шире чувственный опыт, тем полнее и реальнее представления и знания ребенка об объекте. Что бы помочь маленьким детям познать окружающий мир качественно, емко, я как их проводник в мир социальных объектов и отношений стараюсь задействовать максимально возможное количество анализаторов.
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Поскольку детей младшего возраста привлекают яркие и красочные предметы, в психологии возникла и стойко удерживается теория о решающей роли цвета в восприятии ребенком предмета (Г. Фолькельт, Д. Кац, А. Декедр) вижу целесообразность использования ИКТ со своими возможностями и ресурсами. Аудитория может задать правомерно вопрос: «А чем хуже цветная картинка?» ИКТ дает возможность передать движение, объем, глубину, цвет и оттенки, звучание объекта или субъекта, а также показать взаимоотношения, эмоции и т. д. Все дети по своей природе кинестетики, мобильность предъявляемого через ИКТ актуально для детей, а возможность обратной связи вызывают устойчивые эмоции интереса, что является основным мотиватором деятельности, как психической, так и деятельной.
Использование информационных технологий обусловлено социальной потребностью в повышении качества воспитания и образования детей младшего возраста. Современные дети отличаются от предыдущих поколений, информационные технологии входят в жизнь детей очень рано. И сила их воздействия на детскую психику велика. Роль взрослого взять роль проводника на себя. Использование данной технологии требует и новых умений, и знаний от воспитателя: находить нужную информацию в информационном пространстве интернета, составлять презентации, включать в НОД интерактивные игры и т. д. ИКТ делает процесс интересным и привлекательным, информационно насыщенным, повышает мотивацию, расширяет границы, реализует возможность восприятия того или объекта, обеспечить который в реальности сложно.
Использование ИКТ создает позитивную атмосферу в период адаптации :
- позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей;
- обладает стимулом познавательной активности детей;
1. Внедрение ИКТ транслирует в наглядном плане передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта от взрослого к детям.
2. Современные ИКТ, повышая качества обучения и образования, позволяют ребенку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающий среде и социуму.
3. Активное и эффективное внедрение новых технологий в воспитание и образование детей в условиях ДОУ отвечает требованиям современного общества и процесса реформирования традиционной системы образования в свете современных требований
Цель повышение качества воспитательно – образовательного процесса в работе с детьми младшего возраста
Задачи:
Повысить компетентность всех участников образовательного процесса по реализации ИКТ в процессе воспитания и образования детей.
Систематизировать эффективные методы и приемы работы с применением ИКТ в воспитании детей.
Сформировать ресурсную базу ИКТ через картотеки по разделам
Отобрать материал яркий, образный и в доступной форме, с реализацией дидактических принципов в работе с детьми младшего возраста
Включить в воспитательно – образовательный процесс с использованием ИКТ всех участников процесса.
Использование ИКТ в процессе развития и обучения детей младшего возрастаобладает рядом преимуществ:
- наглядно- действенный тип информации;
- мотивация к активному восприятию материала;
- познавательная активность детей;
- полисенсорное восприятие материала
Использование звука, мультипликации, графики обеспечивает развлекательный характер образовательного содержания, что гарантирует высокую степень внимания и мотивации взаимодействия со стороны детей.
ИКТ – это комплекс учебно – методических материалов, инструментальных и технических средств.
Можно выделить области применения ИКТ:
Создание развивающей среды
Непосредственная образовательная деятельность
Взаимодействие с родителями
Обмен опытом и знакомство с наработками других педагогов
Участие в различных конкурсах
Формирование картотеки дидактических игр
Картотека записей утренников, развлечений, НОД и самостоятельной детской деятельности
Тематический набор картинок
В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка. Ведь именно от уровня развития речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие детей. Думаю, многие согласятся, что современные родители мало и неохотно читают своим детям, детско – родительские коммуникации не продолжительны во времени – это время подъема, путь в детский сад и обратно, вечерние два часа также посвящены решению бытовых проблем. Общение ограничиваются односложными ответами, носит эмоционально личностный характер. Эмоционально – деловой, по поводу общего дела, реже, соответственно констатируем уже на этапах раннего возраста задержанное коммуникативное и речевое развитие. Для повышения речевого развития к нам в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Одна из важнейших линий познавательно-речевого развития ребенка состоит в последовательном переходе от более элементарных форм мышления к более сложным.
Всё это может обеспечить информационно-коммуникативные технологии.
В заключение хочется добавить, что роль информационных инноваций в работе с дошкольниками велика. ИКТ помогают заинтересовать, активизировать детей не только в познавательном, но и в речевом плане, что очень важно для наших детей. Компьютерные технологии не заменяют традиционных игр и занятий, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.