Людмила Полежаева
Игры, этюды и упражнения с настольным театром
Игры, этюды и упражнения с настольным театром
для детей дошкольного возраста.
Для формирования связной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования связной речи ребенка.
Публикация «Игры, этюды и упражнения с настольным театром» размещена в разделах
- Игры для детей
- Настольные игры своими руками
- Настольный театр
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Настольный театр - простой и доступный вид театра. В этом театре используются самые разнообразные игрушки-фабричные и самоделки, из любого материала.
Настольный театр не требует особых умений, дети сами действуют с игрушками-персонажами, повторяют запомнившиеся фразы, учатся разыгрывать простые сказки. Происходит первичное освоение режиссёрской театрализованной игры.
Возникновение и существование настольного театра, а также его широкое применение в работе с детьми дошкольного возраста очень естественное, так как исходит из основной деятельности детей – игровой. А все театральное действие построено по тому же принципу, что и любая детская игра: кукол двигают и говорят за них люди, создавая при этом впечатление, что это делают сами куклы.
Настольный театр в детском саду может пронизывать все режимные моменты: включатся во всю НОД, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Во время образовательной деятельности воспитатель включает настольный театр как игровой прием и форму обучения детей. Игровая форма проведения способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры.
Все эти аспекты имеют большое значение в развитии связной речи ребенка. Именно настольный театр очень полезен и необходим ребенку на всех этапах его развития.
Средствами настольного кукольного театра легко исполнить инсценировки потешек, стихов, песенок, что поможет детям понять их содержание, сделает его образным. Дети могут быть вовлечены в игру, сопровождая действия хоровым или индивидуальным декламированием, пением под аккомпанемент или без него.
При подготовке спектаклей для детей следует отбирать произведения с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами, благополучным концом. Лучшие спектакли для детей дошкольного возраста, где этот театр наиболее используемый, — по мотивам народных сказок «Репка», «Теремок», «Заяц, Лиса и Петух» и др.
При создании спектакля следует избегать использования произведений с большими текстами, много слов не всегда оправданный способ инсценировки произведения. Следует помнить, что малышей больше увлекает действие. Длинные фразы могут быть заменены словосочетаниями, отдельными звуками. Больший акцент на действия, их совершенство, разнообразие!
Этюды с настольными куклами.
Этюды с куклой.
Начинать работу над будущим спектаклем следует с упражнений и этюдов. Этюды – это своеобразная школа, где дети дошкольного возраста постигают основы актерского мастерства. В этот момент происходит работа актера над собой: развивается речь, внимание, координация, мимика.
Зайка нашёл морковку:
ребенок ведет куклу (прыжки, мелкий бег). Увидел морковку, Остановился, понюхал, посмотрел вокруг, обрадовался, побежал за другим зайчиком.
Жучка (сл. Е. Федорченко):
ребенок плавным движением ведет собачку, показывая хвостик поворотом туловища, шерстку. На слова «Гав! Гав!» наклоняет игрушку вперед и возвращая ее в исходное положение.
Кошка (Г. Сапгир) Кошка! Как тебя зовут? Мяу! Стережешь ты мышку тут? Мяу! Кошка, хочешь молочка? Мяу! А вы, товарищи щенка? Фрр. В упражнении могут участвовать две игрушки: одна спрашивает, другая отвечает. Добиваться выразительных интонаций в произношении.
Больная кукла (В. Берестов) Тихо. Тихо. Тишина. Кукла бедная больна. Кукла бедная больна. Просит музыки она. Спойте, что ей нравится. И она поправится. Выразительно передать страдание куклы (посадить, положить куклу на подушечку) Передать радостное настроение. Кукла танцует, кружится.
Сочиняем сказку.
Предложить детям две-три игрушки и предложить придумать маленькую сказку. Воспитатель тоже берет персонаж и участвует вместе с детьми.
Цыплята муз. А. Филиппенко
Предложить детям обыграть сюжет песенки.
Добрый доктор Айболит. К. Чуковский.
Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться и корова, и волчица, и жучок, и паучок, И медведица! Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит! Побуждать, выразительно передать движения больных зверей. Придумать, что будут делать здоровые звери (петь, танцевать, водить хоровод).
Кто пришёл?
Педагог показывает кукол – персонажей из какой-либо сказки «Репка», «Теремок» и т. д. После прочтения сказки педагог уточняет у детей: Кто пришел первым? Кто последним? Сколько было персонажей? И т. д.
Давайте потанцуем. Педагог раздает детям персонажи, которые должны двигаться (танцевать) только после сигнала. Если воспитатель поднимает цветок, то танцуют персонажи – зверюшки, если поднимает флажок, то танцуют персонажи-люди. (используется любая аудиозапись рус. нар. мелодии).
Путешествие в страну сказок.
Учить узнавать персонажей из знакомых сказок по куклам, по репликам из сказок, по загадкам, правильно называть их. Поощрять стремление участвовать в театрализации сказки по выбору детей. Поощрять любые проявления детской фантазии.
Такой театр – интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности. Поэтому даже самые робкие, неуверенные в себе дети станут принимать в них участие. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, совершенствуется связная речь, звуковая сторона речи и ее выразительность.