Наталья Шкарина
Игры для формирования целостной картины мира ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте ребенок активно осваивает окружающий мир. Ему интересно все происходящее вокруг. Возрастающий объем памяти позволяет многое запоминать, но механически. Только в старшем дошкольном возрасте начинает формировать осмысленное запоминание. Но задача педагога состоит не только в том, чтобы ребенок получил разнообразные сведения об окружающем мире, но и умел ими оперировать. С этой целью я на своих занятиях использую развивающие игры. Для того, чтобы выполнить условия игры, ребенок должен использовать имеющиеся у него представления и знания.
Темочки:
Игра «Задай вопрос».
Детям предлагается придумать вопросы в рамках какой-либо темы, о каком-либо объекте. Это должны быть простые вопросы: Какого цвета апельсин? Что больше яблоко или арбуз? Какой формы руль у машины?
Умение задавать вопрос формируется постепенно. Подобная игра научает анализировать, выделять обобщенные признаки, критерии по которым можно задавать вопросы.
Игра «Нелепицы»
Детям предлагается рассказать о том, чего не бывает. Например, яблоки не бывают синего цвета, кошка не лает.
Придумывая такую нелепицу, ребенок вовлекается в процесс анализа свойств, признаков, функций объекта, выбирает те характеристики, которые ему не присущи.
Игра «Я знаю».
В данной игре задается какой-либо объект или тема, на которую ребенок должен ответить, указав какой-либо признак, свойство. Например, я знаю, что яблоко круглое. Я знаю, что яблоко сладкое. Я знаю, что яблоко растет на дереве. Я знаю, что яблоко бывает красное, желтое, зеленое и т. д.
Игра выполняется с группой детей. В таком варианте они отвечают по цепочке. И возможно ее проведение с ребенком индивидуально. Тогда ребенку дается задание сказать несколько предложений (количество варьируется в зависимости от возможностей ребенка). Важно стимулировать разные ответы детей.
Достоинство приведенных игр заключается в том, что их можно использовать в групповой и индивидуальной формах работы. Они позволяют стимулировать познавательную активность дошкольников, умение размышлять. Использовать данные игры целесообразно, начиная со среднего дошкольного возраста.