Софья Гуляндина
Игры в адаптационный период с детьми младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игры в адаптационный период с детьми младшего возраста.
Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального
контакта, доверия детей к воспитателю.
Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на
помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре.
Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий,
сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к
каждому малышу.
Публикация «Игры в адаптационный период с детьми младшего возраста» размещена в разделах
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не
чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда
выступаю я сама. Игры выбираю с учетом игровых возможностей детей,
места проведения и т. д.
Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры,
которые можно проводить по несколько раз в день.
Главной фигурой и центром внимания для двухлетних детей всегда
остается взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдают за моей
деятельностью. Если малыши не расположены в данный момент к
подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные
игры.
В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие навыки
выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие
ответственность.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. ПЕРВЫЙ БЛОК. ПОВЕДЕНИЕ. Вопросы родителям (ответы приводятся в скобках)
Преобладающее настроение вашего ребенка (бодрое; уравновешенное или раздраженное; неустойчивое; подавленное). Характер засыпания (быстро, в течении Юмин., очень медленное, медленное) .
Некоторые мамы отмечают, что их ребенок не может уснуть без каких-либо дополнительных воздействий, например без соски, укачивания, колыбельной.
Характер сна (спокойный, неспокойный)
Определяется также, соответствует ли возрасту длительность сна. Аппетит вашего ребенка (хороший, избирательный, неустойчивый, плохой) .
Отношение ребенка к высаживанию на горшок (положительное, отрицательное) .
Навыки опрятности (просится на горшок, не просится, но бывает сухой, не просится, ходит мокрый) .
Нежелательные для этого возраста привычки (сосет палец или пустышку, раскачивается, когда стоит или сидит) .
ВТОРОЙ БЛОК. ЛИЧНОСТЬ.
Проявление познавательных потребностей в повседневной жизни и при обучении.
Родители отвечают на вопросы:
«Проявляет ли ребенок интерес к игрушкам, предметам дома и в новой, незнакомой обстановке? Интересуется ли действиями взрослых? Внимателен ли он при этом, активен ли, усидчив?» Инициативность в игровой деятельности (может или не может без посторонней помощи найти себе занятие; может ли не может самостоятельно подготовиться к игре) .
Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми (вступает в контакт по собственной инициативе, не вступает в контакт). Инициативность во взаимоотношениях с детьми (вступает в контакт по собственной инициативе, не вступает в контакт). Самостоятельность в игре (умеет играть самостоятельно в отсутствие взрослого, не умеет играть самостоятельно) .
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИГРЫ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ.
• КТО В КУЛАЧКЕ?
Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак.
Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движение. Кто залез ко мне в кулачок?
Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.) Ну-ка, ну-ка, вылезай! Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец.)
• ИГРА С КИСТЯМИ РУК.
Ход игры. (Выполняя движения, воспитатель просит ребенка повторять
их.)
Взрослый опускает пальцы вниз и шевелит ими - это «струи дождя».
Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам,
изображая бинокль. Рисует пальцем - «кисточкой» кружки на щеках
ребенка, проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на
подбородке.
Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие действия,
воспитатель создает определенную последовательность звуков, например:
стук-хлоп, стук-стук-хлоп, стук-хлоп-хлоп и т. п.
• ДУТЬ ВО ЧТО-НИБУДЬ.
Ход игры. Воспитатель дует на маленький воздушный шарик через соломинку, заставляя его перемещаться по комнате. Дует на все пальцы, затем на каждый отдельно. Сдувает листочек с ладони ребенка. Дует на цветок или травинку. Ребенок повторяет действие взрослого.
• ЗАБАВА С УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫМ СТЕКЛОМ.
Материал. Увеличительное стекло (предпочтительно пластмассовое). Ход игры. На прогулке воспитатель дает ребенку травинку. Показывает, как смотреть на нее через лупу. Предлагает ребенку посмотреть сквозь увеличительное стекло на пальцы и ногти - это обычно зачаровывает малыша. Прогуливаясь по участку, можно исследовать цветок или кору дерева, рассмотреть кусочек земли: нет ли там насекомых и т. д. Игра развивает наблюдательность.
• ВМЕСТЕ С МИШКОЙ.
Материал. Игрушечный медвежонок.
Ход игры. Воспитатель беседует «на равных» с мишкой и ребенком,
например: «Катя, тебе нравится пить из чашки?», «Миша, нравится тебе
пить из чашки?» Делает вид, что поит мишку чаем. Затем проделывает с
мишкой другие манипуляции.
Такие действия формируют у ребенка навыки сюжетной игры.
• ИГРА С КУКЛОЙ.
Материал. Кукла.
Ход игры. Дайте ребенку его любимую куклу (или мягкую игрушку,
попросите показать, где у куклы голова, уши, ноги, живот и т. д.
• ПЕРЕДАЙ КОЛОКОЛЬЧИК.
Материал. Колокольчик.
Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «Тот, кого я позову, будет звонить в колокольчик. Таня, иди, возьми колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка, называя его по имени (или показывая рукой) .
• ПОЗОВИ. Материал. Мяч.
Ход игры. Дети сидят на стульях. Воспитатель рассматривает вместе с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает поиграть -покатать мяч друг другу. Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля, с кем ты хочешь поиграть? Позови». Мальчик зовет: «Вова, иди играть». После игры Коля садится на место, а Вова зовет следующего ребенка.
• ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ.
• «ЗДРАВСТВУЙ!»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора!
• «СЕМЬЯ»
Дети сжимают пальчики поочередно в кулачок - сначала на одной руке, затем - на другой.
Этот пальчик - дедушка. Этот пальчик - бабушка. Этот пальчик - папочка. Этот пальчик - мамочка.
Этот пальчик - я, Вот и вся моя семья.
Игры с игрушками би-ба-бо
Например:
• «Здравствуй, я котик!»
Воспитатель приносит в группу корзинку: «Здравствуйте, ребята! У меня для вас сюрприз. Он находиться у меня в корзинке». Воспитатель надевает на руку куклу-котенка и предлагает детям по очереди поздороваться с ним. Каждый ребенок жмет котенку лапку и представляется, называя себя ласковым именем, например: «Здравствуй, я – котеночек, а тебя как зовут?» (если ребенок стесняется или плохо говорит, то ему помогает воспитатель).
• «Ласковое имя»
Воспитатель в роли котенка по очереди ласкает каждого ребенка (лапками гладит их по головке) со словами «Хорошая Оленька, хороший Мишенька» и т. д.
• «Как у нашего кота»
Воспитатель обращает внимание детей на котика, читается потешка:
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Зубки белые,
Глаза смелые.
При повторном прочтении воспитатель вместе с детьми на каждую строчку выполняет определенные движения: руками показывает ушки над головой, пальчиками изображает под носиком усы, стучит зубками, гладит глазки.
• «Кот и мышь»
Воспитатель говорит: «Ой, кто это у меня в кармане шевелиться?» Достает мышку и предлагает посмотреть и послушать песенку, которая называется «Кот и мышь». Пропевается песенка:
Кот, кот, коток,
Не садись на краек,
Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет.
Хороводные игры
• «Карусели»
Дети встают в круг, берутся за руки, повторяют слова и движения за психологом.
Еле – еле, еле – еле, завертелись карусели,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите
Раз, два, раз, два!
Закружилась голова!
(Дети идут сначала медленно, потом, быстрее, затем – бегут по кругу. Затем переходят на шаг и останавливаются, берутся руками за голову, наклоняют ее вправо – влево.)
• «Розовый куст»
Психолог поет песенку, дети повторяют слова и движения в соответствии с ними.
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Водим, водим хоровод.
Как заканчивает круг,
Дружно прыгаем мы вдруг!
Прыг!
Игра проводится 2 – 3 раза.
• «Мишка с куклой»
Воспитатель поет песенку, дети повторяют слова и движения по тексту.
Мишка с куклой
Громко топают,
Громко топают,
Посмотри.
И в ладоши
Звонко хлопают,
Звонко хлопают,
Раз, два, три.
Песенка поется 2 – 3 раза.