Марина Лобастова
Игры и упражнения для автоматизации звука [Л’]
▼ Скачать + Заказать документы
1. Упражнение для вызывания и уточнения произношения звука «Ль» : «Колокольчик».
Логопед. Эльф летает над цветами и, здороваясь с ними, звенит колокольчиком: Ль, Ль, Ль.
(см. презентацию, слайд 1)
2. Автоматизация звука «Ль» в прямых слогах: «Птичья песенка».
Логопед. Жила-была маленькая птичка, она летала высоко и пела вот так: ля-ля-ля. Подними язычок за верхние зубы и спой так же: ля-ля-ля. А теперь спой вот так: ле-ле-ле, ли-ли-ли, лю-лю-лю, лё-лё-лё.
(см. презентацию, слайд 2)
Публикация «Игры и упражнения для автоматизации звука [Л’]» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
3. Упражнения в произнесении слогов с изменением ударения:
а) «Поезд мчится – колёса стучат».
Логопед. Слушай внимательно и повторяй песенки поезда (с изменением ударения) :
ля-ля; ли-ли; ле-ле; лю-лю; лё-лё.
(см. презентацию, слайд 3)
б) «Песенки».
Логопед. Мальвина решила научить своих друзей правильно произносить звук «Ль» и для этого придумала слоговые песенки. Слушай их внимательно и повторяй вместе
с Мальвиной и её друзьями, постарайся не ошибаться (с изменением ударения) :
ля-ля-ля; ле-ле-ле; ли-ли-ли.
(см. презентацию, слайд 4)
4. Автоматизация звука «Ль» в слогах в интервокальной позиции: «Песенки».
Логопед. Эльф решил научить Дюймовочку правильно произносить звук «Ль». Для этого он придумал слоговые песенки! Слушай внимательно и повторяй их вместе с
Эльфом и его подругой. Постарайся не ошибаться: аля, олё, улю, или, эле;
ля-аля, лё-олё, лю-улю, ли-или.
(см. презентацию, слайд 5)
5. Автоматизация звука «Ль» в слогах со стечением согласных звуков : «Львёнок учится говорить».
Логопед. Чётко, не торопясь, повтори вслед за Львёнком разные слоговые «напевалки» со звуком «Ль» : пля, фля, вля, кля, гля, мля, тля; плё, флё, влё, клё, глё, млё, тлё; альпа, альба, алька, альфа, альва; ольпо, ольбо, олько, ольфо, ольво; ульпу,ульбу, ульку, ульфу, ульву.
(см. презентацию, слайд 6)
6. Упражнение для развития фонематического слуха: «Лодка».
Логопед. Внимательно послушай и запомни, какой звук издаёт моторная лодка, когда плывё т по воде: Ль –Ль - Ль. Изобрази ладошками маленькую моторную
лодочку, когда услышишь, как она гудит: Ль – М – Н – Ль – А – В – З – Ль – У –
О – Вь – Мь – Ль – Нь – Мь –Сь – Зь – Фь – Ль – Ть - Ы- У – Ш – Д – Г – Г – Э –
Ль.
(см. презентацию, слайд 7)
7. Упражнение на закрепление произношения звука «Ль» в конце слов: «Телефон».
Логопед. Близнецам Толе и Коле нравилось загадывать друг другу слова по телефону. Нужно прослушать три слова и повторить из без ошибок. Послушай ряды слов и повтори их, отчётливо произнося звук «Ль» : боль – пыль – моль;
даль –педаль –медаль; куль –мель –метель; миндаль –ковыль –быль;
капель –тополь –китель.
(см. презентацию, слайд 8)
8. Упражнение «Подумай». Задачи: автоматизация звука в словах; развитие
фонематического слуха. Сначала ребёнок называет все картинки, где
автоматизируемый звук в словах занимает различную фонетическую позицию –
в начале, конце и середине; затем из названных картинок только те, в которых данный звук находится, например, в начале.
(см. презентацию, слайды 9-11)
9. Игра «Доскажи словечко». Задачи: автоматизация звука в словах; развитие зрительного восприятия. Ребёнок заканчивает предложение подходящим по смыслу словом с автоматизируемым звуком.
(см. презентацию, слайд 12)
10. Игра «Четвёртый лишний». Задачи: автоматизация звука в словах; развитие
логического мышления. Ребёнок из нескольких названных картинок называет лишнее,
а оставшиеся три – одним словом и объясняет, почему.
(см. презентацию, слайды 13-15)
11. Упражнение «Образуй». Задачи: автоматизация звука в словах, образование
существительных от глаголов. Логопед начинает предложение, а ребёнок заканчивает словом, образованным от глагола, выделяя голосом автоматизируемый звук.
(см. презентацию, слайды 16-17)
12. Упражнение «Рассказ с картинками». Логопед читает рассказ, а ребёнок называет появляющиеся картинки, грамматически правильно оформляя слова и чётко проговаривая автоматизируемый звук в словах.
(см. презентацию, слайд 18)
13. Игра «Скажи слово со звуком». Задачи: автоматизация звука в словах;
развитие фонематического анализа. Логопед произносит слово без
автоматизируемого звука, а ребёнок проговаривает слово полностью. Звук в слове
занимает различную фонетическую позицию.
(см. презентацию, слайды 19-21)
14. Упражнение «Назови детёныша». Задачи: автоматизация звука в словах,
словосочетаниях; образование названий детёнышей животных; уточнение знаний об
окружающем мире. Сначала ребёнок называет отдельно детёныша животного, затем
по образцу проговаривает сочетание слов, выделяя голосом автоматизируемый звук.
(см. презентацию, слайды 22-26)
15. Автоматизация звука «Ль» в стихотворном материале.
(см. презентацию, слайд 27)