Елена Васильевна Алексеева
Игры своими руками для формирования мелкой моторики рук и развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Вопросы развития речи дошкольников приобретают сегодня первостепенное значение. Это обусловлено, прежде всего, тем, что только развитая речь позволяет ребенку свободно общаться с окружающими людьми, «включает» его в активный процесс коммуникации. Благодаря речи, ребенок познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, чувства и переживания. От того, насколько точно, лаконично и уместно ребенок умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса общения. Дошкольный возраст – возраст активного освоения речи.
Темочки:
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Невмешательство в этот процесс может повлечь за собой отставание в развитии ребенка. Своевременное развитие речи дошкольников способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. В современном мире всё чаще живое общение детям заменяют компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет.
Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной речью. Поэтому задача воспитателя – больше уделять внимания именно развитию речи, создать условия для речевой деятельности детей, охватить разные стороны речевого развития : развитие связной речи, расширение словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи и культуры речевого общения. Проблемам развития речи детей уделялось большое внимание в работах психологов и педагогов: Г. М. Ляминой, В. В. Гербовой, И. М. Кононовой, Л. Н. Павловой, М. И. Поповой, Г. Г. Григорьевой, Г. В. Груба и др. Они отметили, что важной задачей и средством развития речи детей раннего возраста является развитие мелкой моторики рук. Это доказано исследованиями физиолога М. И. Кольцовой, которая и установила, что сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для формирования речи. Таким образом, одним из наиболее эффективных средств речевого развития детей служит развитие именно мелкой моторики. Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Так ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задание, связанное с письмом. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе. Поэтому доказано, что речевые области мозга частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук, потому что между движением рук и произнесением слова существует прямая и естественная связь. Образно говоря, руки – манипуляторы мозга. Пальцы помогают говорить! Исходя из вышесказанного, в нашей группе созданы мотивационные условия для развития речевой деятельности детей, а именно –
самодельные игры на развитие мелкой моторики рук детей. Перед этим была проведена работа с родителями – консультации и рекомендации, для того, чтобы они получили как можно больше информации о развитии речи ребенка. Для меня важно, чтобы родители были не пассивными слушателями и сторонними наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса, поэтому предложила родителям самим создавать дидактические игры на развитие мелкой моторики рук детей.
Ведь самодельная игрушка – это уникальная, индивидуальная вещь, изготовленная руками человека, с заранее определенной игровой целью, и вызывают у детей больший интерес, чем обычные игрушки из магазинов. У нас получились разнообразные самодельные развивающие игры, дидактический материал для развития мелкой моторики. Дети с удовольствием играют с ними. Предлагаю вам несколько игр:
«Найди пару»
Цель: сформировать умение употреблять в речи существительные в единственном и множественном числе; закреплять понятия «разные», «одинаковые», «пара»; развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук.
Оборудование: игровое поле – четырехэтажный домик с окошками, на окошке шторки и 16 шт., т. е. 8 пар тканевых карточек с разными пуговицами-фигурками на липучке.
Правила игры : Педагог раскладывает на столе все карточки с разными фигурками (пуговицами) вверх. Затем берет две из них и показывает играющим. Объясняет: «Это яблоко, и это яблоко. Два яблока – пара», открывает шторку окошка, и прикрепляет яблоки на липучки, т. е. прячет под шторку. После этого предлагает участникам игры самим точно также подобрать пары и спрятать под шторку, просит запоминать, куда расставили фигурки. После этого дети по очереди должны угадать и найти одинаковые парные фигурки. Кто угадает, где спрятана пара, тот и возьмет карточку, набрав себе балл. Игра заканчивается, когда все пары найдены. Тот, кто набрал наибольшую карточку, тот выигрывает. Игра повторяется.
«Лучики солнце»
Цель: развитие мелкой моторики рук детей, ловкости, внимания, быстроты, скоординированности движения пальцев и кистей рук, сосредоточенности; закрепить основные цвета.
Оборудование: сшитый напольный поролоновый круг с личиком солнце, с широкими атласными лентами по периметру. На ленточке прикреплены старые маркеры.
Правила игры : дети сами выбирают цвет лучика и садятся вокруг. По команде воспитателя дети накручивают ленточку, приближаясь к солнцу. Кто быстрее дойдет до солнышка, тот побеждает.
«Забавные прищепки»
Цель: развитие мелкой моторики рук, конструктивного мышления; формирование положительного настроя на работу, а также научить различать цвета, считать.
Оборудование: прищепки разных цветов; фигурки, сшитые из фетра (рыбки, морковка, кактус, ежик, солнышко, дождик, божья коровка и т. д.).
Правила игры : Воспитатель выкладывает перед детьми фигурки, сшитые из фетра – заготовки, но отсутствуют некоторые детали. Детям необходимо выбрать подходящие по цвету прищепки и добавить каждой фигурке детали. Для поддержания интереса используем стишки, потешки.
Игра «Сосчитай семена фруктов»
Цель: стимулирование речевой активности детей; развитие мелкой моторики рук, повторения цвета.
Оборудование: фигурки фруктов, сшитые из фетра.
Ход игры : Дети на ощупь считают «семена» (бусинки) фруктов, которые находятся внутри. У каких фруктов здесь наибольшее количество семян? Сколько семян у этого яблока? У яблока 3 семечка, а у сливы? Если у яблок больше семян, чем у сливы, то семена сливы., чем у яблока., и так далее.
Таким образом, в результате реализации нашего проекта, формировалось конструктивное детско-родительское отношение в процессе совместной творческой деятельности. Все эти самодельные игры интересны, увлекательны и очень полезны для развития мелкой моторики рук детей, что, в свою очередь, помогает в развитии речи наших детей.
Подведя итог нашей работы, мы подтверждаем слова великого педагога В. А. Сухомлинского: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».