Лучший педагог года

Игры для развития словаря ребенка дошкольного возраста

Светлана Пятыгина
Игры для развития словаря ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.

Публикация «Игры для развития словаря ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах

Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач: развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, подготовка детей к обучению грамоте, ознакомление с художественной литературой.

Словарная работа направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку в словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.

Представляю вашему вниманию игровой материал, направленный на развитие и коррекцию словаря дошкольников.

1. Рассматривание предметов (или изображений) с отсутствующими частями.

Цель: расширение объема словаря наименованиями частей предметов, формирование представлений о функциях частей предметов, развитие логического мышления.

Оборудование: предметы (изображения) с недостающими частями: ведерко без ручки, грузовик без кузова, дерево без веток, чайник без носика, рубашка без рукава, дом без окон и т. д.

Содержание: взрослый обращает внимание детей на отсутствующую деталь предмета, просит детей правильно ее назвать, поразмышлять о последствиях такого явления. (Например: чего не хватает грузовику? для чего нужен кузов? сможет ли грузовик перевозить разные грузы без кузова)

2. "Вспомни и назови".

Цель: развитие понимания слов с обобщающим значением развитие понимания родовидовых отношений между словами.

Оборудование: мяч.

Содержание: дети и взрослый стоят в кругу. Взрослый дает задание: "Раз, два, три, ягоды назови!" - и бросает мяч игроку. Ребенок, поймавший мяч, называет предмет данной группы и перебрасывает мяч следующему игроку. Ребенок, не назвавший предмет, выходит из круга (выбывает из игры). Победителем оказывается игрок, оставшийся в игре последним. В качестве заданий могут быть: обобщающие слова (мебель, посуда, транспорт и т. д., признаки предметов (цвет, форма, величина. вкус, действия предметов (по характеру движения: бегает, летает, прыгает; по характеру издаваемых звуков: мяукает, хрюкает, лает; по роду деятельности: шьет, учит, строит).

3. "Назови главное".

Цель: обучение выделению существенных признаков предметов (развитие понятийного аспекта значения слова).

Содержание: взрослый перечисляет части предмета. Ребенку нужно выбрать из ряда слов одно, обозначающее существенный признак предмета, без которого предмет не может существовать. Взрослый задает вспомогательные вопросы: "Без чего может обойтись предмет? Без чего не может обойтись?"

Речевой материал:

ботинок - шнурок, мех, подошва, молния;

яблоко - мякоть, семена, червяк, лист;

стол - цветы, ваза, ножки, скатерть;

автомобиль - фара, радио, стекла, мотор;

огород - чучело, ведро, земля, трава;

лес - ягоды, птицы, жук, деревья;

кухня - стулья, плита, вода, чашка

магазин - лампа, товары, дверь, стол

аптека - картина, цветы, лекарства, скамейка.

4. "Закончи предложение"

Цель: формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

Содержание: взрослый произносит незаконченное предложение, предлагая три варианта окончания фразы. Ребенок подбирает нужное слово, выбирая из слов с противоположным значением.

Речевой материал:

утро закончилось, начинается (ночь, вечер, день)

вода в реке (теплая, горячая, холодная)

лимон посыпали сахаром, чтобы он стал (горьким, кислым, сладким)

деревце поливают, чтобы оно выросло и стало (высоким, низким, прямым)

детей воспитывают, чтобы они становились (добрыми, злыми, высокими)

на празднике стараются, чтобы гостям было (грустно, весело, горько)

воду в чайнике кипятят, чтобы она стала (теплой, горячей, холодной).

В процессе словарной работы необходимо добиваться таких качеств речи, как точность, правильность, связность, выразительность. Основной смысл словарной работы состоит в том, чтобы выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые будут точно отражать его замысел.

Публикации по теме:

Чем в выходные занять ребенка? Игры для младшего дошкольного возрастаЧем в выходные занять ребенка? Игры для младшего дошкольного возраста Вот и наступили долгожданные рождественские каникулы. Не огорчайтесь, если из – за непогоды не удается погулять с малышом, есть много игр,.

Дидактические игры для сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста Дидактическое пособие сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста. Дидактическая игра явление непростое, однако, в.

Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возрастаИгры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста Предложенные игры помогут детям научиться различать цвета, правильно их называть. Некоторые дети без проблем запоминают цвета (синий, жёлтый,.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Игры с использованием нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возрастаИгры с использованием нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста О том, что развивать мелкую моторику рук детей слышали многие. Также многие знают традиционные способы ее развития. Я же предлагаю вашему.

Игры со счётными палочками для развития мелкой моторики пальцев с детьми дошкольного возрастаИгры со счётными палочками для развития мелкой моторики пальцев с детьми дошкольного возраста «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский Играя с детьми в различные игры, огромное внимание уделяю играм на развитие.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Консультация «Строительные игры в жизни ребенка дошкольного возраста»Консультация «Строительные игры в жизни ребенка дошкольного возраста» Все педагоги дошкольного образования знают, что игра - ведущая деятельность в детском саду. Дети очень любят играть. Они играют в разные.

Лэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возрастаЛэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возраста Как хочется быть всегда в работе, в движении, в самообразовании. И декрет тому – мне не помеха. Как только мой маленький комочек засыпает,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры для развития словаря ребенка дошкольного возраста
Опубликовано: 15 марта 2020 в 14:58
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры для развития словаря ребенка дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Пятыгина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД