Светлана Пятыгина
Игры для развития словаря ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.
Публикация «Игры для развития словаря ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах
Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач: развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, подготовка детей к обучению грамоте, ознакомление с художественной литературой.
Словарная работа направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку в словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.
Представляю вашему вниманию игровой материал, направленный на развитие и коррекцию словаря дошкольников.
1. Рассматривание предметов (или изображений) с отсутствующими частями.
Цель: расширение объема словаря наименованиями частей предметов, формирование представлений о функциях частей предметов, развитие логического мышления.
Оборудование: предметы (изображения) с недостающими частями: ведерко без ручки, грузовик без кузова, дерево без веток, чайник без носика, рубашка без рукава, дом без окон и т. д.
Содержание: взрослый обращает внимание детей на отсутствующую деталь предмета, просит детей правильно ее назвать, поразмышлять о последствиях такого явления. (Например: чего не хватает грузовику? для чего нужен кузов? сможет ли грузовик перевозить разные грузы без кузова)
2. "Вспомни и назови".
Цель: развитие понимания слов с обобщающим значением развитие понимания родовидовых отношений между словами.
Оборудование: мяч.
Содержание: дети и взрослый стоят в кругу. Взрослый дает задание: "Раз, два, три, ягоды назови!" - и бросает мяч игроку. Ребенок, поймавший мяч, называет предмет данной группы и перебрасывает мяч следующему игроку. Ребенок, не назвавший предмет, выходит из круга (выбывает из игры). Победителем оказывается игрок, оставшийся в игре последним. В качестве заданий могут быть: обобщающие слова (мебель, посуда, транспорт и т. д., признаки предметов (цвет, форма, величина. вкус, действия предметов (по характеру движения: бегает, летает, прыгает; по характеру издаваемых звуков: мяукает, хрюкает, лает; по роду деятельности: шьет, учит, строит).
3. "Назови главное".
Цель: обучение выделению существенных признаков предметов (развитие понятийного аспекта значения слова).
Содержание: взрослый перечисляет части предмета. Ребенку нужно выбрать из ряда слов одно, обозначающее существенный признак предмета, без которого предмет не может существовать. Взрослый задает вспомогательные вопросы: "Без чего может обойтись предмет? Без чего не может обойтись?"
Речевой материал:
ботинок - шнурок, мех, подошва, молния;
яблоко - мякоть, семена, червяк, лист;
стол - цветы, ваза, ножки, скатерть;
автомобиль - фара, радио, стекла, мотор;
огород - чучело, ведро, земля, трава;
лес - ягоды, птицы, жук, деревья;
кухня - стулья, плита, вода, чашка
магазин - лампа, товары, дверь, стол
аптека - картина, цветы, лекарства, скамейка.
4. "Закончи предложение"
Цель: формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.
Содержание: взрослый произносит незаконченное предложение, предлагая три варианта окончания фразы. Ребенок подбирает нужное слово, выбирая из слов с противоположным значением.
Речевой материал:
утро закончилось, начинается (ночь, вечер, день)
вода в реке (теплая, горячая, холодная)
лимон посыпали сахаром, чтобы он стал (горьким, кислым, сладким)
деревце поливают, чтобы оно выросло и стало (высоким, низким, прямым)
детей воспитывают, чтобы они становились (добрыми, злыми, высокими)
на празднике стараются, чтобы гостям было (грустно, весело, горько)
воду в чайнике кипятят, чтобы она стала (теплой, горячей, холодной).
В процессе словарной работы необходимо добиваться таких качеств речи, как точность, правильность, связность, выразительность. Основной смысл словарной работы состоит в том, чтобы выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые будут точно отражать его замысел.