Марина Позолотина
Игры со звуками
▼ Скачать + Заказать документы
1. Игра «Какой гласный начинает слово?»
У каждого ребенка на столе набор кружков для обозначения гласных. Логопед называет слово, начинающийся на какой – то гласный. Дети показывают кружок, его обозначающий (например, аист – кружок красный, утка – желтый и т. д.).
2. Игра «Какой гласный прячется в середине слова?»
Проводится аналогично первой, но на примере однословных слов с гласными звуками в середине, например: дом, сын, мак, лук, сэр и т. д.
3. Игра «Шифровальщики».
Публикация «Игры со звуками» размещена в разделах
Логопед последовательно произносит несколько гласных звуков (от 3 до 6).
Дети выкладывают этот звуковой ряд с помощью цветных кружков – символов у себя на столах. Логопед проверяет: все ли справились с работой?
Затем детям дается задание: подобрать слова на эти звуки (каждый ребенок должен подыскать свой вариант набора слов). Например, логопед диктовал звуки :(А – У –И – О – Э, дети выложили у себя на столах кружочки: красный, желтый, белый, оранжевый и коричневый и подобрали слова: а) аист, утка, иней, Оля; б) астры, уж, индюк, окно, Эдик и т. д.
Такое же задание можно дать для подбора слов, в которых гласные звуки стоят в середине (однослоговые) или в конце.
ИГРЫ С КАРТИНКАМИ – СИМВОЛАМИ.
1. Игра «Чья песенка в слове?»
Свою песенку узнать надо в слове
И сказать: «Свистит!», «Звенит!» (дифференциация [С] – [З])
«Шипит!», «Жужжит!» ([Ш] – [Ж])
«Свистит!», «Шипит!» ([С] – [Ш])
«Звенит!», «Жужжит!» ([З] – [Ж])
«Свистит!», «Звенит!», «Шипит!», «Жужжит!» ([С] – [З] – [Ш] – [Ж])
И картинку показать,
Чтобы видеть, чтобы знать:
Кто свистит, а кто звенит, ([С] – [З])
Кто шипит, а кто жужжит, ([Ш] – [Ж])
Кто свистит, а кто шипит, ([С] – [Ш])
Какой же в слове звук стоит?
В зависимости от темы занятия педагог выбирает соответствующие строки например, при дефференциации [С] – [З] :
Свою песенку узнать надо в слове,
И сказать: «Свистит!», «Звенит!»
И картинку показать,
Чтобы видеть, чтобы знать,
Кто свистит, а кто звенит,
Чей же в слове звук стоит?
Читает их детям. Затем участникам игры раздаются картинки, изображающие одного из перечисленных ниже животных или насекомых:
Суслики – комары (дифференциация [С] – [З])
Змеи – жуки (дифференциация [Ш] – [Ж])
Суслики – змеи (дифференциация [С] – [З])
Комары – жуки (дифференциация [З] –[Ж])
Суслики – комары – змеи – жуки (дифференциация [С] – [З] – [Ш] – [Ж]
Картинок должно быть достаточно, чтобы на фронтальном занятии каждый ребенок принял участие в игре.
У педагога – наборы картинок (в зависимости от темы занятия, в названии которых есть дифференцируемые звуки : [С] – [З], или [Ш] – [Ж], или [С] – [Ш], или [З] – [Ж], или [C] – [З] – [Ш] – [Ж].
Например, тема занятия «Дифференциация звуков [С] – [З]». Логопед показывает картинку «Сумка». Дети, которым достались «портреты» сусликов, поднимают их говорят: «Свистит». Если кто – то из «сусликов» не поднял вовремя свою картинку, он получает фишку красного цвета. Затем демонстрируется следующая картинка, например «Забор». Дети, у которых «портреты» комаров, поднимают их вверх и говорят: «Звенит». Не услышавшие «своего» звука «комары» получают красные фишки. Так демонстрируя от 5 до 15 картинок (в зависимости от возраста детей и степени их подготовленности). В конце игры логопед видит, у кого много красных фишек. Это помогает ему определить, кто «плохо» слышит звуки, не может выделять их в слове, а значит, с кем необходимо заниматься индивидуально.
Эту игру лучше проводить в виде соревнования команд, например команды суслики – комарики, змейки – жуки и т. д.
2. Игра «Найди песенку».
Чья – то песенка свистит… Только где она шипит?
А, быть может, и звенит… Только где она жужжит?
А порою и жужжит… Надо слушать, надо знать,
А теперь вот и шипит… Надо слово отгадать!
Только где она свистит?
Только где она звенит?
Игра используется в старших группах при дефференциации звуков [С] –[З] – [Ш] –[Ж]. Используются картинки: суслик, змея, комар, жук, которые находятся у логопеда. Он произносит четыре слова со звуками [С] – [З] –[Ш] – [Ж], например: суп, зубы, шуба, жаба, и показывает одну из перечисленных картинок, например «жука». Дети должны выбрать из названных слово, в котором есть обозначенный этой картинкой звук ([Ж]). Первый кто услышал песенку жука в слове «жаба» и назвал это слово, получает фишку. Затем произносится тот же ряд слов, но поднимается картинка «комар». Дети ищут слово с песенкой комара и т. д.
3. Игра с мячом «Найди слово».
Надо мячик нам поймать, Что припомнить нам пора –
Чью - то песенку узнать. Ну конечно! – комара!
Песня прячется в словах. Песня суслика свистит.
Может, песня о жуках? У змеи она шипит.
Если песенка звенит, Ты послушай и узнай,
Это ясно говорит, Эти песни отгадай!
Используются 4 мяча (резиновые или тряпичные, на которых нприсованы, приклеены ли пришиты картинки, изображающие суслика, комара, змею и жука. В зависимости от темы занятия логопед берет один, два, три или четыре мяча.
Например, тема занятия «Звук [Ш]», цель: дифференциация на слух и в произношении звука [Ш] в сопоставлении с другими звуками, близкими по звучанию и произношению ([С], [Ж], [З]). Педагог бросает мячик с изображением змеи кому – то из детей и произносит ряд слов: суп, шум, жар. Ребенок должен найти среди них слово со звуком [Ш] и, произнося его, возвратить мяч логопеду. Так идет работа с одним звуком (с одним мячом). (При работе сразу над двумя, тремя и четырьмя звуками используются соответственно 2, 3 или 4 мяча. В этом случае удобней, чтобы дети сидели полукругом, а мячи лежали перед логопедом на маленьком столе.)
УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ ЛОГОРИТМИКИ
Логопедическая разминка 1.
1. Ходьба в колонне по одному: сделать два шага, остановиться, притопнуть левой ногой, два раза ударить по бедрам, похлопать в ладоши (повторить 6 – 8 раз).
Топ, топ!
Хлоп, хлоп!
2. Ходьба в полуприседе, руки на поясе (дети представляют себя котятами, спешащими к кошке – маме).
Тук, тук, тук!
Моих пяток слышен стук,
Мои пяточки идут,
Меня к мамочке ведут.
3. Ходьба на внутреннем своде стопы (дети изображают пингвинов).
Лед да, лед да лед,
А по льду пингвин идет.
Лед да лед, скользкий лед,
Но пингвин не упадет.
4. Ходьба на наружной своде стопы (дети медвежата).
Мишка, мишка косалапый,
Мишка по лесу идет.
Мишка хочет ягод сладких,
Да никак их не найдет.
5. Ходьба с высоким подниманием коленей (дети представляют себя лошадками).
Цок, цок! Конь живой,
С настоящей головой,
С настоящей гривой.
Вот какой красивый!
6. Прямой галоп (выполняя движения, дети щелкают языком0.
7. Боковой галоп со сменой направления.
8. Бег с выносом прямых ног вперед.
Бу – ра – ти – но.
9. Марш со сменой направления по сигналу (все бодро идут по музыку).
10. Свободная ходьба с упражнениями на дыхание.
Логопедическая разминка 2.
1. Ходьба в колонне по одному (см. первую разминку).
2. Ходьба в полуприсяде.
Чок, чок, чок, чок,
Наступлю на каблучок (повторить 6 - 8 раз).
3. Ходьба с высоким подниманием колена, хлопок по бедрам.
Возле дома во дворе
Петушок гуляет
И любимую свою
Песню распевает.
4. Ходьба на носках с хлопками над головой.
Ку - ка – ре – ку,
Ку – ка – ре – ку (повторить 4 раза).
5. Прыжки с продвижением вперед, руки на пояс.
Скачут зайцы –
Прыг да скок –
На лесной опушке,
А у зайчиков торчат
Ушки на макушке.
6. Ходьба на внутреннем своде стопы.
Я пингвин не один,
Нас, пингвинов, стая.
Мы живем среди льдин
И не замерзаем.
7. Ходьба на наружном своде стопы.
Три медведя шли домой,
Папа был совсем большой,
Мама чуть поменьше ростом,
А сынок малютка просто.
8. Легкий бег на носках (0,5 мин.).
Побежали наши дети
Все быстрее и быстрей,
Не догонит косолапый…
Ну, давайте веселей!
9. Свободная ходьба.
Логопедическая разминка 3.
1. Свободная ходьба.
На огород мы наш пойдем
И овощей наберем.
Дорога коротка, узка,
Идем, ступая, мы, с носка.
2. Ходьба в полуприседе.
Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай. Не жалей.
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи.
3. Ходьба приставным шагом вправо в полуприсяде.
И по бордюру мы пойдем,
И приседаем мы на нем,
Потом обходим деревца
И пробежимся мы слегка.
4. Свободная ходьба.
А что в нынешнем году
В нашем выросло в саду?
Все мы вам покажем,
Обо всем расскажем.
Логопедическая разминка 4 («Медвежата»)
1. Ходьба на носках в среднем темпе руки за головой.
Мы веселые ребята,
Наше имя – медвежата.
Любим лазать и метать,
Любим прыгать и играть.
2. Ходьба в глубоком присяде.
Мишка шел, шел, шел,
Землянику он нашел.
Он присел, попыхтел,
Землянику всю он съел.
3. Ходьба с высоким подниманием бедра, поворотом на 360 градусов.
Мишка шел, шел, шел,
К тихой речке он пришел,
Сделал полный поворот,
Через речку пошел в брод.
4. Прыжки с продвижением вперед.
Мишка шел, шел, шел,
На лужайку он пришел,
Он попрыгал на лужайке
Быстро, ловко, словно зайка.
5. Легкий бег на носках (0,5 минут).
6. Спокойная ходьба.
Логопедическая разминка 5.
1. Ходьба в полуприседе. Хлопки по бедрам.
Вышли уточки на луг –
Кря, кря, кря, кря.
2. Легкий бег на носках.
Прилетел лохматый жук –
Жу, жу, жу, жу.
3. Ходьба с перекатом с пятки на носок или ходьба на носках, руки назад.
Гуси шею выгибают –
Га, га, га, га.
4. Прыжки с продвижением вперед.
А лягушки на болоте –
Ква, ква, ква, ква.
5. Ходьба с высоким подниманием бедра, руки на поясе.
Едем, едем на лошадке,
Цок, цок, цок, цок!
По дорожке гладкой, гладкой,
Цок, цок, цок, цок!
В гости нас звала принцесса,
Цок, цок, цок, цок!
Кушать пудинг сладкий, сладкий,
Цок, цок, цок, цок!
6. Бег с захлестом голени назад.
Бей, бей, барабан,
Помоги солдату.
Если лопнет барабан,
Положи заплату.
7. Свободная ходьба под марш.