Наталья Повернова
Игры с загадками для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Загадки, появились в далеком прошлом и всегда были проверкой не только знаний человека, - они требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, требовали способности воспринимать окружающий мир образно, поэтически. Загадки придумывают люди, и по сей день. Это очень увлекательное занятие – игры с загадками мы используем в своей работе с детьми ОНР.
Публикация «Игры с загадками для детей с ОНР» размещена в разделах
Актуальность темы обусловлена необходимостью качественного повышения уровня связной речи детей с ОНР путем придумывания и составления загадок, используя прием сравнения. В качестве объекта познания используются растения, животные, птицы, явления природы, насекомые. Игра в загадки выстроена по определенному алгоритму, который последовательно и постепенно вводит ребенка в поэтический мир фольклора.
I. Вначале ребенок учится интуитивно сопоставлять рисунок (зрительный образ) и народные загадки о нем (словесный, поэтический образ). Например, рисунок сосны и ели и загадки о них : «Зимой и летом одним цветом»; «Эко ты дерево, и зиму, и лето зелено»; «Летом и зимой в рубашке одной».
На данном этапе, разгадывая загадки, у ребенка развивается доказательная речь – сложносочиненные предложения с союзами (а, но) и сложноподчиненные с союзами (потому что, так как).
II. На следующем этапе - ребенок составляет таблицу – опору о животном, птице, насекомом, растении и природном явлении. Глядя на рисунок, он просто отвечает на вопросы. Например, туча:
1. - а) Какая по цвету? – черная. б) На что (кого) похожа? - на ночь.
в) Чем отличается? – она видна днём.
Другой вариант таблицы, в которой дана опора на расширение глагольной лексики детей. Например, туча: 2. - а) Что делает? – плывет. б) На что (кого) она похожа – на корабль. в) Чем отличается? – плывет не по волнам. 3. а) Что делает? – воду льет; б) На что похожа? – на душ; в) Чем отличается? - нельзя выключить.
При составлении таблицы, ребенок попеременно опирается, то на логическое мышление, отвечая на вопросы: «Какой?» и «Что делает?»,
то на образное мышление, память и воображение при ответе на вопрос:
«На что похоже?».
Для проведения данного этапа нами была проведена большая работа по накоплению картинного материала, который широко использовался в работе. Составив таблицу, ребенок рассказывает истории об описываемых предметах. Познание ребенка об описываемом предмете расширяется, более того он сам деятельно участвует в «рисовании» его словесного портрета. При этом развивается любознательность ребенка, увеличивается его словарный запас, речевая активность, что так необходимо для детей с диагнозом ОНР. Следует обратить внимание на то, что у ребенка активизируется умение сравнивать предметы по признакам. От того, сколько этих признаков, насколько подробно они характеризуют то, что будет загадано, зависит простота или сложность загадки.
III. На третьем этапе ребенок по таблице – опоре сам составляет свою загадку, например о пчеле:
1. Пушистая, как сибирский кот, да без хвоста. Мохнатая, как медвежонок, да у неё шесть лапок. С хоботом, как слон, да жужжит. Или:
2. Живет большой семьей, как муравей, да в улье. Летает, как птица, да без клюва. Жалит, как скорпион, да с крыльями.
В конце лексической темы вместе с детьми составляются сборники загадок, например: «Загадки для доктора Айболита» о диких животных наших лесов, «Наши перелётные друзья». Дети опираются на свою интуицию, воображение. Игры с загадками построенные в данной последовательности позволят детям с ОНР качественно повысить уровень развития связной речи.