Светлана Логовская
Игры с волшебниками
▼ Скачать + Заказать документы
«Наши волшебники - преобразователи».
Процесс познания – это активная деятельность, связанная не только с исследованием признаков объектов и установлением причинно-следственных связей, но и их преобразование с какой-либо целью. Для развития этих способностей необходимо понимание приемов преобразования, которые для ребенка представляются в виде Волшебников :
• Увеличение — Уменьшение;
• Дробление — Объединение;
• Оживление — Окаменение;
• Могувсе — Могутолько;
• Наоборот;
Публикация «Игры с волшебниками» размещена в разделах
• волшебники Времени (волшебник Быстрых минут, волшебник Медленных минут, волшебник Остановки времени, волшебник Обратного времени, волшебник Перепутывания времени, Машина времени, Зеркало времени)
Целесообразно играть с волшебными преобразователями в любые свободные минутки по ситуациям.
Например: ребенок ест кашу, предложите ему представить, что ее коснулся волшебник «Увеличения – Уменьшения», что будет происходить с этой кашей, оцените с точки зрения хорошо – плохо.
При чтении литературных произведений или просмотре мультипликационных фильмов обращайте внимание на фантастическое преобразование. Обсудите с ребенком, какой волшебник приходил в данный сюжет.
Например: в произведении К. Чуковского «Мойдодыр» поработали волшебники «Оживление» (мочалка стала летать) и «Объединение» (Умывальник стал разговаривать и думать, то есть объединился со свойствами человека).
Цель: способствовать формированию навыков фантастических преобразований объектов, как средство познания.
Тема: «Знакомимся с волшебниками».
В дошкольном возрасте осваивается практически все приемы фантазирования. Уровень преобразования, который производится, с помощью разных волшебников разнообразен, поэтому мы рекомендуем:
• для детей трех – четырех лет использовать волшебников : «Увеличения - Уменьшения», «Оживление – Окаменения» и «Зеркало Времени»;
• для детей четырех – пяти лет волшебники «Дробление - Объединения», «Могувсе – Могутолько» и «Машина Времени»;
• для детей пяти – семи лет: волшебник «Наоборот», волшебники Времени : «Быстрых минут», «Медленных минут», «Остановки времени», «Обратного времени», «Перепутывания времени».
Рекомендуем портреты волшебников доставать из коробочки «волшебства» на некоторое время, и снова убирать. Это надо делать для того, что бы у детей формировалось понимание того, что волшебство было, а теперь оно закончилось и мир живет по реальным законам.
Задание № 1.
«Знакомимся с волшебником «Оживление – Окаменение».
Предложите вашему малышу выбрать любой объект, взять портрет волшебника «Оживление – Окаменение» и признак «действия». Обсудить, что будет с объектом, если его коснется сначала волшебник «Оживления».
Например: в руках у ребенка игрушечный самолет и портрет волшебника, значит, самолет будет сам летать, как настоящий.
Волшебник «Окаменения» этот самолет превратит в неподвижный объект, с которым неинтересно играть, а лучше его оставить как памятник.
Поиграть с волшебником – это значит находить неподвижные объекты и представлять, как они движутся. Находить подвижные объекты и представлять, как они становятся неподвижными. В том и в другом случае, обсудить какие проблемы решаются или появляются при этом.
Преобразования, которые совершает данный волшебник, могут касаться не только действий объекта, но и любых других признаков.
Например:
• оживление частей объекта – части убегают или улетают;
• оживление цвета – объект становится прозрачным и т. д.
Такие преобразования обсуждаются в более старшем дошкольном возрасте.
Волшебство «Оживления – Окаменения» необходимо находить в ближайшем окружении и литературных произведениях.
Задание № 2.
«Знакомимся с волшебником «Дробление – объединение».
Предложите вашему ребенку выбрать любой объект, взять портрет волшебника «Дробление – Объединение». Обсудить, что будет происходить с этим объектом, волшебник сначала разделит его на части, а потом соберет его в беспорядке или добавит части от другого объекта. Найти хорошие и плохие стороны этого преобразования и обсудить практическую значимость.
Например: если волшебник «Дробление - Объединение» коснулся твоей машины, то она распадется на части и соберется в другом варианте, но при этом у нее появятся крылья и (или) пропеллеры, дополнительные колеса и др.
Аналогичные преобразования с волшебником «Дробление – Объединение» необходимо находить в ближайшем окружении и литературных произведениях. Образы сказочных героев, такие как «Русалка», «Змей – Горыныч», «Птица Сирин» и др. созданы из частей разных объектов. Обсудите с детьми, какие части от кого заимствовал волшебник «Объединения».
Задание № 3.
«Знакомимся с волшебниками «Времени».
Преобразования, которые совершают волшебники времени, носят фантастический характер, так как меняется какой-либо закон жизнеустройства.
Например: волшебник «Остановка Времени» в сказке «Царевна Лягушка» коснулся жизненных процессов Кощея Бессмертного, поэтому он не старел, что само по себе является фантастическим свойством.
Обобщенный образ волшебников Времени включает в себя семь преобразований:
• волшебник Быстрых минут,
• волшебник Медленных минут,
• волшебник Остановки времени,
• волшебник Обратного времени,
• волшебник Перепутывания времени,
• Машина времени,
• Зеркало времени.
Например:
Волшебник Быстрых минут «работает» в сказке «Двенадцать месяцев», когда за очень короткое время проходит целый год,
Волшебник Медленных минут представляет мир, как сонное царство.
Остановки времени продемонстрирована у Карлсона, Бабы Яги, Кощея Бессмертного. Все они не стареющие герои и у них не было молодости.
Волшебник Обратного времени – какой-либо объект делает молодеющим, а процессы поворачивает в обратную сторону.
В «Сказке о потерянном времени» девочки и мальчики стали бабушками и дедушками, и наоборот – эффект Перепутывания времени,
Машина времени представлена во многих литературных произведениях и кинофильмах, как процесс перемещения объектов в другие эпохи.
Задание № 4.
Зеркало времени – это наблюдение какого-либо объекта со стороны за своим прошлым или будущим.
Тема: «Волшебники рядом с нами».
В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) ребенок осваивает все приемы фантазирования, поэтому задания связанные с формированием умения самому понять и выбрать какое-либо преобразование для творческой деятельности.
«Изобретения – подарки волшебников».
Рассмотрите окружающие вас предметы быта. Обсудите с ребенком их назначения и предположите, какой волшебник «помог» или «помогает» человеку.
Например:
крем для лица – остановка во времени, сохранить маме молодость,
стиральная машина – уменьшение количества грязи в белье,
фотоальбом – машина времени нашей семьи,
и т. д.