Татьяна Аникина
Игры с песком в коррекционной работе учителя логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Игры с песком в коррекционной работе учителя логопеда.
Для развития ребёнка необходимо много двигаться, заниматься, играть. Игра помогает ему познавать окружающее пространство, развивать внимание, память, фантазию, логику, мышление. Важно помнить, что детская игра – не только забава, а важное и серьёзное дело. Ребёнок, не знающий, чем себя занять, становится вялым, неактивным, малоподвижным, неловким в движениях. В итоге ему трудно привить устойчивые интересы, что позднее отразится на его обучение в школе.
Публикация «Игры с песком в коррекционной работе учителя логопеда» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с песком
- Логопедические игры
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Учителю - логопеду при работе с дошкольниками необходимо постоянно развиваться и использовать современные формы работы с детьми. В логопедической работе основным видом деятельности является игра. Игра выполняет коррекционную и развивающую функции. Логопедическая игра, как и вся коррекционно-развивающая деятельность, должна включать в себя цель, средства, процесс и результат. Цель и результат, как правило, это постоянные «величины», а вот средства и процесс приходится постоянно обновлять. Когда ты сообщаешь детям об игре, у них уже создаётся игровое настроение. Однако следует соблюдать некоторые условия: игра не должна снижать рабочего настроя на занятии, не делать его только развлекательным времяпровождение.
Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка. Для детей с ОВЗ это особенно важно, так как их психоэмоциональное состояние зачастую очень нестабильно.
Я в своей работе активно использую игры с песком. По моему мнению, этот вид деятельности развивает не только ручную моторику ребенка, но и познавательную сферу (память, речь, образно-логическое мышление, пространственное представление, формируют творческие способности, развивает коммуникативные навыки, а также регулирует эмоциональный настрой ребенка. Свою точку зрения подкрепляю мнением психологов. Они утверждают, что сыпучие вещества, обладают свойством поглощать негативную энергию, вредную для психического здоровья организма. Взаимодействие с песком, способствует развитию мелкой моторики и ловкости рук, а, следовательно, развивает речь ребенка, улучшает звукопроизношение. Существенно сокращаются сроки по автоматизации звуков. При этом регулируется и нормализуется психоэмоциональное состояние детей.
В настоящее время подавляющее большинство детей, комплектующихся в группы компенсирующей направленности, имеют неврологический статус. Коррекционным педагогам приходится сталкиваться с наиболее сложными формами речевой патологии такими, как общее недоразвитие речи I - II уровня, зачастую осложненное дизартрией, заиканием.
Особенностями детей с нарушениями речи являются быстрая утомляемость, рассеянность, возбудимость или вялость, недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Всё это обуславливает необходимость целенаправленной специальной работы по коррекции и развитию тонких координированных движений рук. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Простые движения рук помогают убрать напряжения не только с самих рук, но и с губ, они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.
В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность детей, игры с песком в группе сверстников развивают коммуникативные навыки. Занятия в песке приводят в гармонию психоэмоциональное состояние детей, игра в песочнице активизирует потенциальные творческие способности ребенка. Ребенок чувствует себя успешным, даже самые застенчивые и неловкие дети раскрываются, играя с песком. Наши занятия превращаются в волшебную сказку, где есть полет фантазии и совсем не страшно ошибиться. Ведь можно все легко исправить, а световая основа планшета дает дополнительное ощущение волшебства. Приглушенный свет, легкая музыка способствует расслаблению детей, они меньше устают и с нетерпением ждут следующего занятия.
Занятия я провожу по подгруппам или индивидуально, частоту тоже выбираю по своему усмотрению. В основном 2 раза в неделю, и обязательно в пятницу. Дети с ОВЗ устают к концу недели, а поиграть в песочнице всегда рады. Можно и лексическую тему закрепить, можно и звуки автоматизировать. Очень хорошо использовать упражнения на развитие фонематического восприятия и коррекцию слоговой структуры слова.
Чисто технически организовать занятия с песком в логопедическом кабинете не составляет большого труда. Песочница для песочной терапии может быть деревянной или пластиковой. Главное, чтобы у нее были довольно высокие бортики (чтобы песок не высыпался) и дно, желательно окрашенное в голубой цвет. Оно будет символизировать небо или воду, что дополнительно способствует расслабление детей. Изготовить такой ящик можно самостоятельно, а можно приобрести в специализированном магазине. Наш детский сад приобрел набор световых песочных планшетов, они небольшие, но очень удобные. Еще одна важная составляющая песочной терапии - собственно песок. Перед тем, как насыпать его в песочницу, песок следует промыть и просеять, а затем прокалить в специальном жаровом шкафу или опять же купить в специализированном магазине. Что мы и сделали.
Обязательны и игрушки для песочной терапии. Важно, чтобы они были разнообразными и позволили ребенку задействовать в своих играх разные аспекты жизни. Это должны быть:
- фигурки людей (желательно разного возраста, разной национальности, профессии, категории);
- фигурки животных - домашних, диких, мифических;
- символические предметы вроде зеркал, колец, бусин;
- игрушечные здания и мебель: домики, церкви, башни, замки;
- соединяющие игрушки: лестницы, веревки, камни, зернышки;
- машинки, самолеты, поезда, лодки;
- растительность: деревья, веточки, цветы, кусты;
- разные вещи: пуговицы, перья, монетки;
- наборы карточек для развития графо-моторных навыков;
- наборы карточек для закрепления лексических тем.
Некоторые родители, после консультаций по песочной терапии, приобрели такие световые планшеты для домашнего использования. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит информацию о его внутреннем мире и состоянии в данный момент времени. Рассматривая картину ребенка, родители пытаются понять, что волнует автора в данный момент. Может быть, в чем-то помочь или просто побыть рядом и послушать своего ребенка.
Как это работает? Картины, созданные на песке нашими руками, являются отражением бессознательного. Они - как сны, но их еще и можно пощупать. С их помощью ребёнок выводит наружу свои переживания, внутренние проблемы, мучающие страхи. Малыши открыты, они не удерживают в своей душе массу проблем. Обычно маленьких детей может мучить лишь одна проблема, и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность. И мы с вами, родители и педагоги должны помочь решить нашим детям эти проблемы. А иногда для этого нужно всего лишь поиграть с ребенком в песок…
Список литературы:
1. О. Б. Сапожникова, Е. В. Гарнова «Песочная терапия в развитии дошкольников» Издательство сфера.
2. Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева Т. «Игра с песком» Санкт – Петербург 2016.
3. Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики: игры и упражнения». – Москва, ТЦ Сфера, 2005.