Любовь Коростелева
Игры с буквами и звуками для дошкольников с элементами ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Данетка».
Цель: формирование навыков фонематического анализа и синтеза; умения задавать вопросы, развитие слухового внимания и памяти.
Ведущий - педагог или ребёнок загадывает звук (слово). Дети задают вопросы, используя схему. Ведущий отвечает только «да» или «нет».
1вариант: Отгадывание задуманного слова (из предложенных слов).
В этом слове есть звук П? (нет) - убираются картинки, на которых слова со звуком П. В этом слове последний звук А? (да) - оставляются слова, в которых последний А. И т. д.
Темочки:
- Буквы. Игры, дидактические пособия с буквами
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Обучение грамоте. Конспекты
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
2 вариант: Отгадывание звука, буквы. На доске записываются буквы и снизу обозначаются символами (красный, синий, зелёный кружок). Может быть загадан звук в одном слове. Дети задают вопросы: «Это звук гласный? Звонкий? Мягкий? И т. д.
По ходу ответов, не соответствующие характеристике звука буквы вычёркиваются, чтобы не повторялись вопросы.
Есть ещё варианты, когда игру можно использовать и по значению слов.
В этих случаях детей учат задавать вопросы такие, как: «Это живое? Это рукотворный предмет? Посуда? И т. д.
Игра «Строители слова» (приём эмпатии)
Цель: Формировать навык фонематического анализа. Учить задавать вопросы, правильно их строить, слушать и слышать друг друга, обращаться вежливо.
Детям предлагается назвать в слове по порядку звуки и превратиться в буквы их обозначающие. Дети, которые «не превратились», берут интервью у детей «букв».
Например, «Скажите, пожалуйста», вы гласный или согласный звук? ( ответ: я согласный.). А у вас есть друзья? ( ответ: «да, я дружу с» - если это слово «нос»). Скажите, пожалуйста, в каких вы ещё словах бываете? И т. д.
Игра «Теремок» (по аналогии со сказкой.)
1-й вариант. Цель: Формировать навыки фонематического анализа и синтеза, учить характеризовать звук по все его параметрам.
Дети исполняют роль звука - буквы. Свою роль узнают, доставая из «чудесного мешочка» объёмные буквы (или определяют букву по наждачной бумаге, или надевают маску буквы, или др.). Педагог начинает сказку: «Стоит в поле теремок - теремок. Он не низок, не высок.
Как по полю - полю, буква бежит, у ворот остановилась и стучит». Слово, которое «живёт в теремке», может быть известно детям. Педагог заранее сообщает, что в теремке решило поселиться слово, тогда дети сами определяют, кому бежать к теремку первым, вторым и т. д.
А также слово может быть и неизвестно, тогда педагог называет, какая «буква» первой бежит, 2 - ой и т. д. А в конце дети читают полученное слово. Каждая приходящая в теремок «буква» рассказывает о себе (какой звук она обозначает) и просится в теремок.
Другой вариант этой игры - когда дети «превращаются» в предметы и приходят в теремок по принципу схожести-непохожести. Дети сами определяют, чем они похожи на предыдущий предмет.
Например, в теремочке живёт гвоздь. «Я - карандаш, - говорит ребёнок, - я такой же острый, как ты гвоздь. Пусти меня к себе жить». «А я - стол деревянный, как карандаш» «Я - самолёт. Моё название начинается на звук С, как и у слова «стол» И т. д.
Игра «Пресс-конференция»
Цель: формирование фонематических процессов, развитие коммуникативных навыков.
Эту игру можно организовать при работе над любым звуком. Часть детей становятся корреспондентами. Они задают вопросы другой части детей, которые по выбору выполняют роль слов, подобранных на звук (например, шкаф, шуба, шалаш и т. д.). Дети учатся задавать вопросы, обязательно давать ответ - реальный или фантастический. (Например, скажите, пожалуйста, шкаф, какие вещи хранятся внутри вас? И т. д.) На таких занятиях целесообразно использовать магнитофон или видеокамеру - это даёт возможность детям ощутить себя настоящими корреспондентами, а также проанализировать своё поведение и речь в ходе «пресс конференции» (по видео или аудиозаписи).
Игру можно организовать по любой лексической теме («Посуда», «Мебель», «Птицы», «Домашние животные» и другие).