вероника телегина
Игры с блоками Дьенеша
▼ Скачать + Заказать документы
«Я слышу-и я забываю,
я вижу-и я запоминаю,
я делаю-и я понимаю».
(китайская народная мудрость)
Игра-основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, она помогает ему расширять и углублять характерные для этого возраста знания.
Фундамент умственного развития и начало сенсорной культуры закладывается именно в раннем возрасте. Хотя малыши еще не готовы к усвоению сенсорных эталонов, но у них начинают накапливаться представления о цвете, величине, форме и других свойствах предмета. Одной из важных задач дошкольного образования по ФГОС является развить у ребенка интерес к формированию элементарных математических представлений в дошкольном возрасте. Мои педагогические наблюдения позволили мне сделать вывод о том, что использование дидактического средства как логические блоки Дьенеша дает детям возможность верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно-это важнейшие условия успеха, а значит залог будущей успешности детей. Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста-одна из важных проблем нашего общества. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, легче адаптируются в новой обстановке. В современной практике работы с детьми в детском саду используют два вида логического дидактического материала: объемный и плоскостной. Объемный логический материал именуется логическими блоками, плоскостной-логическими фигурами. Автор этой технологии –Золтан Дьенеш-это венгерский профессор, создатель авторской методики обучения детей «Новая математика», согласно которой дети через игры осваивают сложные логические и математические концепции и системы. Он с детства увлекался математикой, поэтому не удивительно, что он захотел посвятить жизнь «царице наук», и ее освоению как можно в более доступной форме для детей Методика Дьенеша помогает детям дошкольного возраста в игровой форме освоить различные математические понятия, а также развить важные для малышей психологические процессы. Использование данной технологии позволяет решить следующие задачи:
Темочки:
-Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов,
понятием величины
-Формировать представления о математических понятиях.
-Способствовать развитию у детей логического мышления.
-Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обозначать, обобщать.
-Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
-Воспитывать самостоятельность, настойчивость в достижении цели.
Что же такое блоки Дьенеша?
Это комплект из 48 геометрических фигур (четыре формы, три цвета, два размера, два вида толщины.)
В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять одно свойство в предметах, сравнивать, классифицировать. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать. При этом в одном и том же упражнении можно варьировать правилами выполнения задач с учетом возможностей детей.
Так как блоки Дьенеша являются эталонами геометрических форм, они могут использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста.
Заниматься с логическими фигурами могут малыши, начиная с 2-летнего возраста. Для них разработано много занимательных игр. Основная их цель- научить ребенка различать свойства объекта, группировать предметы по определенным признакам. Такие занятия будут не только полезны, но и интересны каждому малышу.
Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину
Сначала дети осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств.
Затем они овладевают умением анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам, несколько позже- по трем и четырем свойствам.
В раннем возрасте блоки Дьенеша используются для организации простых манипуляций с фигурами. Можно предложить простые упражнения, например «давай покормим зверей» или «из чего можно испечь пирог».Для этого можно использовать детали, которые послужат заменой каких-либо предметов.
С простейшими геометрическими фигурами малыши могут знакомиться в экспериментальной деятельности. Они прокатывают фигуры, замечая, что какие-то катятся а какие-то нет. Фигуры могут ими использоваться как строительный материал или мозаика в различных дидактических играх. Специалисты в области педагогики рекомендуют возможность применения методики даже в подвижных играх.
Вариантов занятий, основанных на логических блоках Дьенеша, очень много.
При выборе нужно ориентироваться на возраст и возможности своих детей.
Главная заслуга блоков-в простоте и в возможности вызвать живой интерес и даже любопытство ребенка, привлекая ребенка в познавательный процесс.
Великий математик предложил разделить работу со своим пособием на три ступени:
-свободная игра подразумевает отсутствие каких-либо правил.
-игра по правилам (здесь необходимо, чтобы воспитатель или родители объяснили ребенку, что от него требуется)
-математические игры учат пользоваться элементами в решении первых арифметических задач.
В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. Работа с блоками Дьенеша приводит к повышению интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности.
Интеллектуальные игры-это не только источник знаний, но и радости, удовольствия от умственных достижений. Интеллектуальные игры помогают скрасить досуг, развить умственные способности, расширить словарный запас, улучшить память, стать более внимательным, сообразительным, развивать фантазию. В дошкольной дидактике применяют много разнообразных материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, в частности математического, дана не во многих.
Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша, которые признаны эффективными и гуманными, способствующие интеллектуальному, эстетическому развитию и
креативных способностей детей.
Список литературы:
1. Захарова Н. И.»Играем с логическими блоками Дьенеша» Учебный курс, ФГОС,2016
2. Финкельштейн Б. Б. «Страна блоков и палочек» ООО Корвет, 201
3.»Давайте вместе поиграем «Комплект игр с блоками Дьенеша. /под ред. Б. Б. Финкельштейна СПб, 2001.
4. Захарова Н. И. «Играем с логическими блоками Дьенеша» Детство-пресс, 2017.