Ольга Тарасова
Игры направленные на развитие связной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и игровые упражнения, направленные на развитие связной речи
Развитие речи детей через игру, даёт прекрасный результат. Главное, сделать этот процесс интересным и привлекательным, и тогда от них будет немалая польза!
"Назови игрушку"
Цель игры : формировать у ребёнка умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.
Публикация «Игры направленные на развитие связной речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Материал: игрушки: зайчик, котик, лиса, белочка (или другие игрушки, главное обратить внимание ребёнка на характерные признаки и действия рассматриваемого предмета).
Ход игры : покажите ребёнку 3—4 игрушки, предложите ему назвать их. "Это. (заяц, лиса, утёнок)". Расскажите о каждой игрушке, называя внешние признаки: "Это мягкая игрушка. Она белая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко". Аналогично опишите другие игрушки, а ребёнок назовёт их.
• "Скажи какой" (усложнение предыдущей игры)
Цель игры : учить ребёнка выделять и называть признаки предмета.
Материал: набор овощей: огурец, помидор, перец; набор фруктов: яблоко, груша, апельсин.
Ход игры : поочерёдно достаньте из коробки предметы, назовите их, например, это — груша. Предложите ребёнку назвать признаки предмета, ответив на вопрос: «Она какая?» (Жёлтая, мягкая, вкусная.) Далее покажите помидор (красный, круглый, спелый, сочный, огурец (продолговатый, зелёный, хрустящий). Игру продолжайте до тех пор, пока не будут рассмотрены все овощи и фрукты.
• "Что напутал зайчик?" (усложнение предыдущей игры)
Цель игры : учить ребёнка находить ошибки в описании предмета и исправлять их.
Материал: игрушки: утёнок, кошечка (либо другие игрушки).
Ход игры : создайте сюрпризный момент — в гости к ребёнку пришёл Буратино (или другой персонаж из сказки) со своими друзьями утёнком, зайчиком и котиком. От имени персонажа сказки расскажите про его друзей (по очереди). Во время рассказа допускайте неточности в описании, например : "У утёнка синий клюв и маленькие лапы, он кричит "мяу!" или "У зайца маленькие ушки, он зелёный" или "У кошки колючая шубка". Попросите ребёнка исправить услышанные им неточности.
• "Назови одним словом"
Цель игры : закрепить представления ребёнка об обобщающих словах.
Материал: картинки с изображением предметов мебели, игрушек, посуды, одежды.
Ход игры : предложите ребёнку рассмотреть картинки и назвать предметы, изображённые на них. Затем попросите его найти слово, которое объединяло бы такие предметы, как мяч, кукла, мишка, машинка — (игрушки). После того как ребёнок справится с этим заданием, предложите ему выбрать картинки и объединить их одним словом, например, тарелка, чашка, кастрюля — это … посуда и т. д.
• "Последовательность событий"
Цель игры : учить ребёнка выделять начало и конец действия и правильно называть их.
Материал: 4 набора по две картинки с последовательным выполнением действий (например : девочка моет куклу и вытирает её, мальчик спит и мальчик одевается, мальчик лепит ком и картинка, на которой мальчик слепил снеговика).
Ход игры : предложите ребёнку вначале две картинки, изображающие два последовательных действия (мальчик спит и мальчик одевается). Попросите ребёнка назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть чётко видны начало и конец действия.
• "Добавь слово"
Цель игры : учить ребёнка подбирать глаголы, обозначающие окончание действия.
Ход игры : предложите ребёнку придумать окончание к предложению.
— Оля поела и. (пошла гулять).
— Коля умылся и. (сел кушать).
— Оля замёрзла и. (пошла домой).
— Дети играли. (с зайчиком).
— Зайчик испугался. и (побежал, спрятался)
— Девочка обиделась и. (ушла, заплакала).
Незавершённость предложений подсказывайте ребенку интонацией.
Уровень развития речи ребёнка, несомненно, говорит о его развитии. Чтобы речь ребенка была правильной и богатой, нужно попутно развивать логику, память и мышление, разговаривать с ребенком, читать книги, а также использовать игры на развитие связной речи.
• "Разговариваем по телефону"
Поскольку ребёнок, разговаривая по телефону, не может собеседнику ничего показать жестом, увидеть его, это способствует развитию устной речи. Договоритесь предварительно с собеседником о том, какие слова знает хорошо малыш, на какие вопросы сможет ответить. Пусть сначала ребёнок отвечает коротко "да" или "нет". Постепенно начинайте задавать более сложные вопросы. Сделайте каждодневный разговор с бабушкой, дедушкой, тетей ритуалом.
• "Кто что делает?"
Правило такое же, как и в других устных играх, ребёнок должен ответить на вопросы. Начните так: Снег — тает, идёт, …. Машина — гудит, едет … Попробуйте назвать два предмета или живых существа, а малыш общее для них свойство. И зайка и лягушка — прыгают. И снег и лёд — … Назовите одно действие, а ребёнок пусть подберё т к нему предмет: Горит — огонь, звезда, печь и т. д. Спросите у ребё нка о какой-нибудь профессии или животном: Кто водит машину? Кто готовит еду? Кто носит орешки в дупло? Придумывайте вместе с ребенком интересные детские игры для развития речи. Спросите, в какую устную игру он хочет поиграть? Можно предложить такой вариант.
• "Моя кукла"
Цель игры : учить ребёнка называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта.
Материал: кукла.
Ход игры : расскажите ребёнку, что куклу назвали некрасивой и она огорчилась. Надо ей помочь и рассказать всем, какая она красивая. Предложите ребё нку ответить на вопросы:
— Кто это? (Кукла.)
— Какая она? (Нарядная, красивая.)
— Как её зовут? (Света.)
— Что Света умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.)
Вместе с ребёнком расскажите про Свету. Начните, а он пусть дополняет: "Наша Света. (самая красивая). У неё. (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)". После того как ребёнок расскажет о кукле, похвалите его от её имени.
• "Что где? Кто где?"
Попробуйте вместе определить, что у вас находится в каждой комнате. Что стоит у нас в зале? Где у нас находится холодильник? Ребёнок может отвечать односложно — на кухне, в ванной комнате, или более развёрнуто – на кухне в верхнем шкафу. Затем отправьтесь в путешествие на улицу или в лес. Кто сидит и умывается у подъезда? Где птенец? Куда прыгает заяц?
• "Что мы видим во дворе?"
Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях.
Например : "Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки". Если ребенку трудно описать предмет, помогите ему наводящими вопросами. "Ты увидел дом? Он низкий или высокий?". Игра способствует развитию активной речи, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы видели вчера?
Вместе с ребенком вспомните, где вы были вчера, что делали, кого встречали, о чем разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях. Игра способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы будем делать завтра?
• "Профессии"
С помощью этой игры у ребенка будут формироваться элементы ролевой игры, вырабатываться речевая активность.
Покажите малышу, как с помощью разнообразных сюжетных игрушек можно играть в доктора, парикмахера, шофера, продавца. Разложите в комнате атрибуты для разнообразных сюжетных игр.
Пусть малыш самостоятельно поиграет. Понаблюдайте за его игрой, а потом спросите малыша: "Кто ты?"
Малыш назовет свою роль в соответствии с выполняемым действием, например : "Я врач". Уточните у ребенка, какими инструментами он пользуется и для чего они нужны.
Чтобы помочь ребенку с рассказом о профессиях необходимо задавать наводящие вопросы об этих профессиях, например такие как :
Как называется человек этой профессии на картинке?
Как одет человек на этой работе? Носит ли он специальную форму?
Чем занимается человек на этой работе?
Где он работает?
Какие инструменты ему необходимы в этой профессии?
Зачем нужна эта профессия? Приносит ли она пользу людям?
Например, можно рассказать о нужной профессии врач. Что врач одет в белый халат – это его врачебная форма. Врач работает в больнице и лечит детей и взрослых от болезней. Для его работы ему нужны специальные инструменты, такие как шприц, градусник. Профессия врач нужна для того, чтобы защищать и лечить людей от различных болезней.
• Упражнение "Загадки"
Отгадывание загадок активизирует словарь детей. Ребенок учится выделять существенные признаки предметов. Загадки расширяют кругозор детей, тренируют внимание и память, развивают наблюдательность и логическое мышление. В процессе отгадывания загадок детям следует задавать наводящие вопросы. Многие загадки рекомендуется заучить наизусть.
• Упражнение "Назови действие"
Ребёнок называет слова, обозначающие действия.
Вам понадобится картинный материал и вопросы.
Ребё нку задают вопросы:
- Что делает ветерок? (Ласкает, напевает, дует, шумит).
Какими словами можно сказать о том, что делает кошка? (Царапается, играет, мурлычет, мяукает).
Что делает щенок?
Что делает птичка?
Игра на развитие речевого дыхания. "Мыльные пузыри".
Эта развивающая игра только на первый взгляд кажется довольно примитивной. На самом деле пускание мыльных пузырей формирует у детей речевое дыхание и артикуляционные навыки. Надувать пузыри можно при помощи специальной палочки или соломинки.