Ирина Лебедева
Игры, направленные на формирование здорового образа жизни у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игры, направленные на формирование здорового образа жизни у дошкольников
Охрана здоровья детей является важнейшей социальной задачей, так как состояние здоровья подрастающего поколения определяет будущее нашего общества. Поэтому на сегодняшний день оздоровление становится одной из главных социальных проблем, и наука о здоровье- валеология- стала интенсивно развиваться. Появилось много книг, учебников, оздоровительных программ, цель которых - научить ребенка быть здоровым физически, психически, нравственно.
Публикация «Игры, направленные на формирование здорового образа жизни у дошкольников» размещена в разделах
Валеологическое воспитание в детском саду осуществляется как во время занятий, так и в свободное время. Формы, методы и приемы работы самые разнообразные. Это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия-беседы разнообразные дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, валеологические игры, способствующихе приобщению детей к здоровому образу жизни. Игра - любимый вид деятельности дошкольников, многие игры несут в себе валеологическую направленность. Разработанные на основе музыкальных и подвижных игр, они носят интегрированный характер и способствуют закреплению валеологических представлений, формированию мотивации здорового образа жизни.
“Витамины”
Мы сегодня не Кирюшки (дети идут по кругу)
Не Егорки, не Андрюшки,
Не Маринки, не Иринки
Мы сегодня – витаминки.
А,В,С.
Рост все выше, зорче глазки (танцуют)
Угадайте без подсказки. (А)
Ешь его и нет проблемы (танцуют)
В норме сердце, мышцы, нервы. (В)
Не болеть, не простужаться (танцуют)
И от гриппа защищаться (С)
“Кот и мыши”
Мы здоровые мышата 1,2,3
Как мы любим умываться, посмотри.
Моем мордочку и уши, вытираем их посуше.
Мы и лапки моем тоже. Чистота всего дороже.
Лучше мы ушами слышим, кот крадется тише, тише.
Тише, мыши, не шуршим – от Мурлыки убежим.
"Где живет витаминка?
Цель: знакомить детей с видами витаминов и их источник
Игровые правила: Нужно выбрать картинку, и назвать какие витамины находятся в данном фрукте или овоще.
Игровые действия: выбор карточек и соотнесение их с изображением овоща или фрукта
Ход игры: Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды. Игрок первой команды показывает витамин, а игроки другой команды показывают картинки с изображением овощей и фруктов, в которых он есть. Далее наоборот: игрок второй команды показывает картинку с изображением фрукта или овоща, а игроки первой команды называют витамины, которые в нем есть и показывают соответствующую картинку
"Что любит сердце?"
Цель: прививать привычку к здоровому образу жизни, расширять кругозор детей по профилактике болезни сердца
Игровые правила: Нужно называть вид продукта или вид деятельности полезный для сердца. Игровые действия: называние слов и соединение частей сердца в целое.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям называть виды продуктов и виды деятельности, полезные для сердца. Каждое названное слово - это часть сердца. Постепенно по мере названия детьми слов получается целое сердце. Количество игроков 8-10 человек. Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра
"Утро начинается"
Цель: приучать детей к выполнению режима дня, закреплять виды деятельности, проводимые в разное время суток.
Игровые правила: Нужно называть виды деятельности, проводимые утром, днем, вечером, ночью.
Игровые действия: выбор картинок и называние видов деятельности, соответствующие утру, дню, вечеру и ночи.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям выбрать картинку времени суток и назвать к ней соответствующие виды деятельности, которые необходимо проводить в это время суток и расположить карточки в той последовательности, в которой они должны выполняться. Количество игроков 8-10 человек. Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.
"Часы здоровья"
Цель: закреплять знания у детей о вредных и полезных продуктах питания и видах деятельности.
Игровые правила: Нужно прокрутить стрелки на "часах здоровья" и определить полезность или вредность изображения.
Ход игры:
1 вариант. Воспитатель предлагает детям по очереди прокручивать стрелки на "часах здоровья", при этом периодически говорит: "Стоп". Игрок останавливает стрелку на "часах здоровья", рассматривает изображение, на которое она направлена и рассуждает о полезности или вредности того, что находится на картинке. Количество игроков 8-10 человек.
2 вариант. Совместить два круга часов и соотнести варианты картинок. Например, во время занятия - не кричать или перед сном не смотреть долго телевизор;
Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.
"Дерево здоровья"
Цель: закреплять знания у детей о вредных и полезных продуктах питания.
Игровые правила: Нужно распределить картинки на листочках по соответствующим деревьям.
Игровые действия: определение полезности или вредности изображения на картинке.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды, выбрав для себя дерево "здоровья" или дерево "нездоровья" и включает легкую музыку. Пока играет музыка, дети развешивают листочки с картинками по соответствующим деревьям. Как музыка остановилась, воспитатель подводит итоги выполнения задания. Количество игроков 8-10 человек.
Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.
"Здоровье с комнатными растениями"
Цель: закреплять знания у детей о комнатных растениях, их названиях и полезных свойствах.
Игровые правила: Нужно выбрать из ряда картинок картинки с изображением комнатных растений, назвать их и перечислить его полезные свойства.
Игровые действия: называние растения и определение его полезности.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям выбирать по очереди перевернутые картинки. Рассмотрев изображение на картинке ребенку необходимо назвать комнатное растение и перечислить его полезные свойства. Выполнив задание, ребенок получает фишку. Выиграл тот, у кого больше фишек. Количество игроков 8-10 человек.
Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.
"Будь здоров"
Цель: формировать привычку здорового образа жизни, закреплять знания у детей о полезных продуктах и видах деятельности.
Игровые правила: Нужно выбрать по очереди картинку с изображением продукта питания и вида деятельности и соотнести их между собой.
Игровые действия: соотнесение продукта питания с видом деятельности.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям выбрать, например, картинку с изображением моркови и спортсмена и соотнести их между собой: спортсмен для питания выбирает полезные овощи и т. д. Количество игроков 8-10 человек.
Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.
"Здоровье и цвет"
Цель: учить создавать определенный настрой на определенный вид деятельности с помощью цвета.
Игровые правила: Нужно соотносить определенный цвет с определенным видом деятельности.
Игровые действия: соотнесение цвета с соответствующим видом деятельности.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям выбрать цвет и соотнести с соответствующим видом деятельности:
Красный - возбуждающий, энергетический (занятия, спорт);
Желтый - при напряженной работе глаз (пишут, рисуют, читают);
Синий, голубой - при напряженных физических нагрузках (отдых после физических нагрузок);
Фиолетовый - ускоряет процессы регенерации (быстрое заживление после болезни); Оранжевый - для преодоления вялости (поют, танцуют);
Зеленый - для создания положительного эмоционального фона (спальня, отдых);
Эта игра может проводиться как часть занятия по познавательному развитию, так и в свободной деятельности детей, как самостоятельная игра.
"Ежики"
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, дикцию, нормализация дыхания.
Игровые правила: повторять движения за ведущим и по содержанию стиха.
Игровые действия: соотнесение движения с содержанием стихотворения, нормализация дыхания
Ход игры:
"Прибежали, прибежали ежики, ежики.
Наточили, наточили ножики, ножики.
Прискакали, прискакали зайчики, зайчики.
Ну-ка дружно, ну-ка вместе, девочки - мальчики!" (Дети)