Фируза Никулина
Игры на развитие восприятия цвета
▼ Скачать + Заказать документы
Познание ребёнком окружающего мира начинается с ощущений. К 3-4 годам дети уверенно и точно различают некоторые звуки, тембр голоса близких людей, различают некоторые вкусы и запахи, но особенно хорошо они обычно узнают цвета. Они часто знают названия некоторых из них.
Различать цвета детям значительно легче, чем их называть и даже чем отбирать цвета названные взрослыми. Зная названия ряда цветов, дети часто не умеют еще достаточно хорошо пользоваться этими знаниями.
Публикация «Игры на развитие восприятия цвета» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Цвет, изучаем цвета. Игры, дидактические пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Темочки
Позже цвет становится одним из опознавательных признаков знакомого ребенку предмета или явления. Цвет, его оттенки, его сочетания приобретают для ребенка такое же сигнальное значение, какое они имеют и для взрослого. Он будет узнавать морковку, потому что она красная, сливу – потому что она зеленая. Только по оттенкам цвета человек определяет изображенное на картине время дня: утро или ночь; по цветовым оттенкам определяется свежесть листьев на деревьях или их увядание, приближение грозы или яркость солнечного дня [4, с. 96-97].
Очень важной частью работы по развитию восприятия цвета являются игры и игрушки. В развитии восприятия цвета детей 2-4 лет помогают не только настольно-печатные и словесные игры, но и “живые игрушки”, т. е. игрушки мобили, которые легко можно изготовить своими руками.
Мне хотелось бы представить игры и пособия, которые я использую в своей работе и, которые учат ребенка различать предметы по цвету. В играх формируются образы предметов с характерными для них цветовыми свойствами.
Разноцветный кубик
Цель: развитие восприятия цвета и мелкой моторики у детей 2-3 лет.
На каждой грани кубика один цвет и горлышко с крышкой. На крышке приклеен соответствующий цвет.
Ребёнок рассматривает кубик. Откручивает и завинчивает крышки, вначале хаотично. Через некоторое время после нескольких занятий, ребёнок начинает ориентироваться и соотносить цвет на крышке с цветом на грани куба.
Дети выкладывают крышки “паровозиком” на стол и называют цвета “вагончиков”. После каждый из них находит нужное “окошко” и закрывает его.
Играть с кубиком, можно играть сразу 2-3 детям одновременно.
Разноцветные зонтики
Цель: развитие восприятия цвета у детей 3-6 лет
Детям нравится играть с цветными зонтиками. Они необычные, под ними нельзя укрыться от дождя, потому что они бумажные.
Во время развивающих занятий и психодиагностики у детей 3 лет я заметила, детям не нравятся цветные коврики. После чего я предложила им игры с разноцветными зонтиками и стала их использовать и во время психодиагностики трехлеток.
– Посмотри у мишки в лапе несколько разноцветных зонтиков. Назови их цвета.
Веселых птичек стайка. “Живая” игрушка.
Цель: развитие восприятие цвета у детей 2-5 лет.
Подвесные игрушки – самоделки, называются мобили, что означает подвижные, движущиеся игрушки.
Эти птицы нравятся как малышам 2-4 лет, так и старшим дошкольникам.
Дети рассматривают птиц и называют какого они цвета, какие у них крылышки и хвостики.
Игрушку можно использовать и в артикуляционных упражнениях. Попросить ребёнка подуть на птичку помочь ей взлететь. Каждый ребёнок выполняет это упражнение с огромным удовольствием. Дети с восхищением наблюдают за движением птиц [1, с. 4-5].
Сказка о скворце
Во дворец
Влетел птенец.
Вырос из птенца Скворец.
Стало тесно
Во дворце.
Вот вся сказка
О скворце.
(Г. Р. Лагздынь) [1, с. 6].
Для любого из таких мобилей понадобится сделать каркас из картонного кольца или старого диска (или деревянных реечек, подвесные лески, и несколько одинаковых или разных фигурок – птичек, рыбок, бабочек, куколок и т. д.
Бабочка
Цель: развитие восприятия цвета и мелкой моторики у детей 2-3 лет.
Оборудование: дощечка, крышки от пластиковых бутылок четырёх цветов: красного, синего, желтого и зелёного цветов.
Правила игры: Ребёнок берёт “Бабочку” и завинчивает крышки соответствующего цвета крыльев. [3, с. 76-78].
Список используемой литературы:
1. Грушина Л. В. Живые игрушки. Азбука самоделок. Учебно-методическое пособие. //«Мастерилка» 4-10 лет. Издательский Дом «Карапуз», 2006. – 20с.
2. Грушина Л. В. Лютики-цветочки. Азбука самоделок. Учебно-методическое пособие. //«Мастерилка» 4-10 лет. Издательский Дом «Карапуз», 2006.
3. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику. //Дошкольное воспитание 2005г., № 2. С. 76 – 78.
4. Люблинская А. А. Воспитателю о развитии ребёнка. Изд. 2-е, испр. и доп. – М. : «Просвещение», 1972. – 256с.
5. Никулина Ф. Х. Игры на развитие восприятия цвета. //Игра и дети 2009, № 2, с. 8-9.
6. Никулина Ф. Х. Игры на развитие восприятия цвета. // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" 2009-2010 уч. г.