Заркуа Алена
Игры на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Рисование на спине (для детей с 4 лет)
Цель: развитие умения концентрироваться на тактильном контакте, распознавать свои ощущения.
Дети встают спиной к психологу. Психолог рисует пальцем на спине ребенка любую геометрическую фигуру (круг, квадрат, овал, треугольник). Ребенок называет, какая фигура нарисована. Затем дети могут рисовать фигуры друг у друга на спине
Вариант. «Рисование на ладошках», ребенок с закрытыми глазами угадывает, что ему нарисовали.
Чудесный мешочек (для детей с 4 лет)
Публикация «Игры на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи для детей средней группы» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры на развитие внимания
- Память. Игры, дидактические пособия на развитие памяти
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
Цель: развитие тактильного восприятия, внимания и памяти
Детям предлагается рассмотреть мелкие игрушки, которые затем складывает в мешочек. Дети поочередно ощупывают одну из находящихся в мешочке игрушек, называют ее, а затем вынимают и показывают игрушку всем участникам группы.
Задание можно усложнить, предложив детям достать определенную игрушку; или предварительно припомнить и назвать какую-либо игрушку, а затем найти ее и достать.
Вариант «Что исчезло?». Перед ребенком выставляют 10 мелких игрушек. Он запоминает их, затем закрывает глаза. Одна игрушка убирается. Ребенок должен ее отгадать
Что изменилось? (для детей с 4 лет)
Цель: развитие внимания, памяти и наблюдательности, формирование коммуникативной компетентности
Выбирается два ребенка: внешность одного необходимо запомнить, а второй – отгадывает, что изменилось. Потом один из них поворачивается спиной, пока остальные совершают три изменения во внешности первого ребенка, например: переодевают туфли с одной ноги на другую, убирают заколки, закатывают рукава. Другой игрок поворачивается и пытается указать, на те три вещи, которые изменились. Потом игроки меняются местами.
Варианты: отгадывать изменения может вся группа детей, тогда меняет внешность ребенка взрослый. Либо водящий угадывает, кто из детей поменялся местами.
Дотронься до. (для детей с 4 лет)
Цель: развитие свойств внимания, повышение психической активности детей
Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до. синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий. Взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.
Найди свою половинку (для детей с 4 лет)
Цель: развитие внимания и наблюдательности, деление группы на пары
Для игры необходимо несколько карточек, разрезанных на две половинки. Половинки перемешиваются и раздаются детям по одной. Затем по его сигналу каждый ребенок должен найти соответствующую половинку. В работе с тревожными детьми нельзя включать соревновательный момент, поэтому в конце игры можно похвалить детей за выполнение задания вообще, но не за быстроту. Если в ходе выполнения дети начинают торопиться или нервничать, то им необходимо помочь, предложив несколько способов нахождения пары.
Отличия (для детей с 4 лет)
Цель: развитие внимания, наблюдательности, зрительной памяти
Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок дол-жен заметить, что изменилось в рисунке. Игру можно проводить в парах детей.
Съедобное – не съедобное (для детей с 4 лет)
Цель: развитие свойств внимания, образно – логического мышления
Взрослый произносит разные слова. Дети должны хлопать только на «съедобные» слова (например, мороженое, картошка)
Открытка, заяц, морковь, дерево, поезд, хлеб, огурец, ромашка, слон, слива, мяч, свекла, трава, школа, горох, елка.
Вариант. «Овощ – не овощ», «Летает – не летает», «Мебель – не мебель», «Живое – не живое» и т. п. Игру можно проводить с мячом, тогда ребенок должен поймать мяч или не ловить его. Игру можно усложнить: на «фрукты» - хлопать, а на «транспорт» - топать.
Какое что бывает? (для детей с 4 лет)
Цель: закрепление свойств и качеств предметов; развитие способности классифицировать предметы по форме, размеру, цвету, определенному признаку; расширение кругозора, стимуляция познавательной активности.
Взрослый задает вопрос, а дети по очереди называют как можно больше вариантов. Ребенок, дающий последний вариант, выигрывает и получает фишку.
Что бывает красным? белым? квадратным? железным? холодным (горячим? стеклянным? высоким? круглым?
Укрась слово (для детей с 4 лет)
Цель: развитие образного вариативного мышления
Дети по очереди подбирают как можно больше определений к данному слову.
Осень (какая она… Дом (какой он… Зима (какая она… Лето (какое оно… Бабушка (какая она… Цветок (какой он… Мама (какая она… Игра (какая она…
Рыба, птица, зверь (для детей с 4 лет)
Цель: Развитие переключения внимания, памяти, мышления
Дети сидят в кругу. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь, рыба…» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать, в данном случае, рыбу. Названия не должны повторяться.
Вариант с мячом. Ведущий бросает мяч каждому ребенку по очереди и называет любое обобщающее слово (мебель, транспорт, овощ, фрукт, цветок, посуда, ягода, напиток и т. д.). Ребенок, поймавший мяч, быстро говорит подходящее слово.
Гимнастика для пальчиков (для детей с 4 лет)
Цель: развитие межполушарных взаимосвязей головного мозга, развитие тонкой моторики
1. Руку положить на стол ладонью вниз и поочерё дно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочерёдно каждой рукой.
2. Положить руки ладонями вверх. Поднимать по одному пальцы сначала на одной руке, потом на другой.
3. Ладони лежат на столе. Поочерёдно поднимать пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
4. Быстро касаться кончиками пальцев большого пальца. В одну сторону, начиная с мизинца, и в другую сторону – с указательного пальца. На одной руке, на другой, на обеих сразу.
5. Зажать карандаш между средним и указательным пальцами. Далее выполнять движения так, что сначала сверху оказывается средний палец, а потом указательный
Задача: развить произвольную зрительную память, умение запоминать
количество и место нахождения заданных предметов.
Оборудование: 3 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3
После рассматривания картинок (игрушек) взрослый
раскладывает их на столе и просит запомнить их последовательность. Затем
ребенок закрывает глаза, а взрослый незаметно добавляет какую-либо, не
привлекающую особого внимания картинку (или игрушку). Ребенок должен
назвать исходные картинки (игрушки) и определить лишнюю. К 5 годам следует
добиваться от ребенка полного ответа на вопрос. Например: «Слева от куклы
прибавилась машинка (книжка, кубик и т. д.)».
Игра «Что стало по-другому?»
Задача: развить произвольное зрительное внимание, научить запоминать
заданную последовательность предметов.
Оборудование: 3-4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или
После рассматривания картинок (игрушек) взрослый
раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат. Затем ребенок
закрывает глаза, а взрослый меняет местами любые картинки (игрушки). Ребенок
должен восстановить исходную последовательность картинок (игрушек). К 5
годам ребенок должен сопровождать свои действия предложениями о
местонахождении картинок (или игрушек). Например: «Картинка с мячиком
лежала первой, за ней шла кукла, пирамидка» и т. д. или «Поменяли местами
машинку и книжку».
Меньше — больше
Игра развивает сообразительность, знакомит детей со словообразовательными суффиксами
Взрослый называет различные слова (предметы, животные, растения и т. д.) и говорит малышу, что эти слова можно сделать «маленькими» или «большими». Например: заяц - зайчик - зайчище; мяч - мячик; волк - волчок - волчище; дом - домик - домище и т. д. Далее взрослый просит ребенка попробовать самостоятельно «увеличить» и «уменьшить» слова (добавлять к словам суффиксы).
Как называется?
Игра развивает сообразительность, мышление, память и речь
Опишите малышу что-либо ему известное (человека, растение, животное) и предложите ему угадать то, о чем вы говорите, например:
— часы, которые помогают проснуться, — будильник,
— большая ложка, которой мешают суп, — поварешка,
— человек, который играет на трубе, — трубач.
СОВЕТ! Меняйтесь с ребенком ролями. Если возникают сложности, помогайте ему составить нужное описание.
Что кому?
Игра развивает сообразительность, логическое мышление
Взрослый называет ребенку человека определенной профессии или животное и предлагает сказать, какой предмет ему может понадобиться. Например, пчеле необходимы цветы и нектар; почтальону — сумка и письма; птице — гнездо; парикмахеру — ножницы, расческа и т. д.
СОВЕТ! Если малыш хорошо справляется с заданием, можно усложнить игру — попросите ребенка не только назвать предмет, но и сказать, зачем он нужен. Например, весы нужны продавцу для того, чтобы взвешивать продукты, и т. д.
Одним словом
Игра развивает речь, сообразительность и мышление
По аналогии с игрой «Как называется?» предложите ребенку называть не предмет, а его признак, то есть не существительное, а прилагательное. Чтобы малыш понял правила игры, приведите ему несколько примеров:
— чашка для чая — чайная,
— щетка для чистки зубов — зубная,
— хвост лисы — лисий и т. д.
Как узнать?
Игра развивает сообразительность и мышление
Задавайте ребенку вопросы, подобные следующим: — Как можно узнать, холодно или тепло на улице?
(Посмотреть на градусник за окном.)
— Сварилась картошка или нет? (Проткнуть картошку вилкой или попробовать.)
— Высохла ли рубашка? (Потрогать руками.)
— Сладкий ли чай? (Попробовать.)
— Пишет фломастер или нет? (Попробовать написать им что-нибудь.)
— Крепко ли завязана веревка? (Потянуть.)
— Есть ли вода в стакане? (Посмотреть.)
— Есть ли мячик в закрытой коробке? (Потрясти коробку.)
— Есть ли кто-нибудь дома? (Позвонить или постучать в дверь, позвонить в домофон или по телефону.)
— Работает ли пылесос? (Включить в розетку и попробовать пропылесосить.)
— Одинаковой ли длины нарисованные полоски? (Измерить их линейкой.)
— Интересная ли книжка? (Прочитать.)
— Мягкий ли хлеб? (Пощупать.)
— Любит ли собачка кашу? (Дать попробовать.)
Часть и целое
Игра развивает речь, память и мышление
1 ВАРИАНТ
Взрослый называет часть какого-либо предмета или существа. Малыш угадывает, какой предмет (существо) загаданы взрослым. Например:
— винт — часть вертолета, самолета,
— колесо — часть автомобиля, кареты,
— парус — часть корабля,
— вагон — часть поезда, трамвая,
— руль — часть автомобиля,
— крыша — часть дома,
— стрелка — часть часов,
— кнопка — часть куртки,
— страница — часть газеты, книги, журнала,
— каблук — часть обуви,
— козырек — часть кепки, фуражки,
— подлокотник — часть кресла, дивана,
— карман — часть ветровки, пальто, сумки,
— клавиатура — часть компьютера,
— дверь — часть дома, квартиры, автобуса,
— стержень — часть ручки,
— ветка — часть дерева, кустарника,
— лепесток — часть цветка,
— шишка — часть сосны, ели,
— семена — часть подсолнуха,
— хвост — часть птицы, собаки, самолета,
— плавник — часть рыбы,
— перо — часть птицы (курицы, пингвина, страуса и т. д. ,
— клюв — часть птицы,
— панцирь — часть черепахи,
— грива — часть льва.
СОВЕТ! Если ребенок затрудняется дать ответ, помогите ему, приведите свой пример или задайте наводящий вопрос
2 ВАРИАНТ
Взрослый называете предмет, а ребенок — одну или несколько его частей, например:
— дом — крыша, дверь, стул,
— стол — ножки, столешница,
— корабль — палуба, штурвал, паруса,
— велосипед — колеса, педали, рама,
— троллейбус — «усы», вагоны, руль,
— книга — станицы, обложка, корешок,
— компьютер — монитор, клавиатура, системный блок,
— часы — стрелки, циферблат,
— авторучка — стержень, корпус,
— чемодан — ручка, дно, замок,
— пальто — карманы, воротник, рукава, подкладка,
— плита — конфорки, духовка, шнур,
— чайник — носик, ручка, шнур,
— удочка — леска, крючок,
— гитара — струны, гриф,
— дверь — замок, ручка, дверной глазок,
— забор — доски,
— цветок — стебель, лепесток,
— дерево — ствол, листва, корни,
— гриб — ножка, шляпка,
— бабочка — крылья, усики,
— собака — лапы, хвост, нос и т. д.
СОВЕТ! Помогите малышу увидеть разницу между частью и содержимым предмета. Так, в чемодане может лежать рубашка, но это не часть чемодана. Обращайте внимание ребенка на то, что у разных предметов бывают части с одинаковым названием. Они, как правило, выполняют одну и ту же функцию, даже при разной форме. Например, руль у автомобиля и велосипеда.