Елена Хмелевская
Игры для развития памяти у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Память - это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего.
Выделяют три типа памяти :
• наглядно-образную память, которая помогает хорошо запоминать лица, звуки, цвет предметов и т. д. ;
• словесно-логическую, при которой преимущественно запоминаются формулы, схемы термины;
• эмоциональную, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства.
Публикация «Игры для развития памяти у дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Память. Игры, дидактические пособия на развитие памяти
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Кроме того, существует еще разделение памяти на два вида в зависимости от длительности хранения информации:
• кратковременную память, когда материал запоминается быстро, но ненадолго;
• долговременную память, требующую больших усилий, но позволяющую сохранить информацию на многие годы.
Любой тип памяти, используется человеком на протяжении жизни ежесекундно, но именно зрительная, слуховая, двигательная и эмоциональная память составляют основу процессов сохранения информации.
Дошкольное детство - особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. В этот период память по скорости развития опережает другие способности, ребенок рассматривает картинку и вспоминает, видит необычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного опыта.
Легкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, мультфильмы, объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребенок запоминает все яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание. Ребенок запоминает непроизвольно, другими словами, он запоминает, не желая того. Для детской памяти характерно и совершенно противоположное свойство - это исключительная фотографичность.
Дети младшего возраста запоминают очень мало материала, т. к. они еще не умеют использовать картинки, подсказки, а вопросы только мешают ребенку запоминать. Дети старшего возраста наоборот чаще для запоминания используют не только картинки, но и другие вспомогательные средства (игры, задания, упражнения, вопросы и т. д.)
Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Пожалуй, это является одним из главных условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.
Игры на развитие слуховой памяти
Слуховая память относится к образной, т. е. это память на определенные образы при помощи слухового анализатора. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий им, может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т. п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают учителя школ, опытные лекторы, преподаватели вузов, ученые.
Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых.
Этот вид памяти имеет особенно большое значение в развитии ребенка. Ведь большая часть учебного материала в школе подается в форме объяснения учителем. Устно педагог дает задания. Если ребенок прослушал, что ему объясняли на уроке, если он не способен запомнить на слух, то и результативность учебы будет низкая. Так он будет усваивать 70% информации в школе.
Мы же постараемся путем развития слуховой памяти достичь такого эффекта, чтобы дети не пропускали мимо ушей новые знания.
Поэтому предлагаю использовать специальные упражнения для тренировки умения запоминать на слух. Игры на развитие слухового внимания и памяти способствуют тому, что ребенок начинает прислушиваться к окружающим звукам, словам близких людей, у него повышается внимание, улучшается память, работоспособность.
Игра «Запомни и выполняй»
Выполнение ребенком 4 – 6 простых действий по словесной инструкции. Взрослый говорит шепотом, на расстоянии четырех метров от ребенка.
- Подойди к столу, возьми книгу и мячик. Книгу поставь на полку, а мячик положи в корзину.
Постепенно задания усложняются, путем введения слов, близких по значению.
Игра «Добавь слово»
В эту игру можно играть с одним ребенком или с несколькими детьми. Эта игра хороша для закрепления лексических тем. Первый играющий называет любое слово, второй повторяет названное слово и добавляет к нему свое. Следующий называет все слова по порядку и добавляет к ним свое слово и т. д. Эту игру целесообразно проводить неоднократно. Постепенно будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, следовательно, будет увеличиваться объем памяти.
Можно использовать следующие классификации предметов: назвать все овощи, фрукты, лесные животные, животные жарких стран, домашние животные, транспорт, посуда, мебель, продукты, одежда, деревья, цветы и т. д
Игра «Мама укладывает в чемодан…»
Играть можно и вдвоем с ребенком, но лучше – компанией из 3 – 4 – 5 человек. Взрослый начинает рассказ: «Мама укладывает в чемодан… расческу», следующий игрок должен повторить уже сказанное, добавив следующий предмет: «Мама укладывает в свой чемодан расческу и… тапочки» и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока ряд не становится таким длинным, что его уже нельзя воспроизвести.
Игра «Послушай и повтори»
Ведущий читает вслух один раз следующие пары слов, которые ребенок должен запомнить:
Булка – мука
Сестра – брат
Свитер – нитка
Папа – сын
Вагон – рельсы.
Далее ведущий называет первое слово, ребенок произносит второе слово к нему.
Пары слов можно придумывать разные. Также можно поменяться ролями с ребенком.
Игра «Волшебные звуки»
Взрослый в игровой форме (выбирается герой) предлагает детям прослушать цепочки звуков, а затем повторить их.
Вариант 1: взрослый задает вопрос: «А-О-И?». Ребенок с интонацией ответа повторяет цепочку: «А-О-И».
Вариант 2: проговаривая звук, ребенку предлагают нарисовать соответствующую букву перед собой, в воздухе (в вертикальном пространстве) так, как будто они рисуют на листе белой бумаги.
Вариант 3: проговорить звуки и придумать слова, которые начинаются на эти звуки.
Игра «Слушай и выполняй»
Взрослый называет и повторяет 1-2 раза несколько различных движений ( например: подпрыгнуть, присесть, 3 раза хлопнуть в ладоши, 3 раза топнуть ногой, не показывая их. Дети должны воспроизвести движения в той же последовательности, в какой они были названы взрослым.
Упражнение «Великолепная десятка»
Назовите 10 произвольных слов. Произнесите их четко, медленно, делая между ними небольшие паузы. Попросите ребенка повторить все, что ему удалось запомнить с первого раза. Повторите еще раз все слова, а ребенок должен назвать те слова, которые забыл в первый раз. Еще раз произнесите, а через час ребенок должен вспомнить все, что удалось удержать в памяти за этот период.
Игры на развитие зрительной памяти
Упражнение «10 картинок»
Разложите перед ребенком от 10 до 15 картинок с изображениями предметов, которые ему хорошо знакомы. Пусть все внимательно рассмотрит, после чего уберите их и через полминуты попросите назвать запомнившиеся. Таким образом вы проверите кратковременную память. Если ребенок в возрасте 6-7 лет назовет 6-7 предметов – это хороший результат.
Теперь покажите ребенку изображения, которые он не смог вспомнить. По прошествии 10 минут, а затем через 1 час предложите еще раз перечислить все, что он видел. Таким образом вы проверите долговременную память. Хорошим результатом считается 7-8 предметов из 10.
Игра «Что поменялось?»
Вам понадобиться несколько (5-8) игрушек или любых фигурок. Разложите их на столе и дайте ребенку рассмотреть. После чего он должен отвернуться, а вы уберете, добавите, замените одну из них или поменяете местами. Естественно его задача определить, что изменилось.
Упражнение «Рисуем по памяти»
Еще одно эффективное упражнение для развития зрительной памяти у детей, не требующее никакой подготовки. Достаточно карандаша и нескольких листов бумаги. Смысл его сводится к тому, что вы показываете ребенку лист, на котором изображены простые фигурки или узоры, он смотрит, а потом пытается нарисовать по памяти.
Упражнение «Внимательность на прогулке»
Вы же все равно ежедневно гуляете на улице, так почему бы не использовать это время для развития зрительной памяти. Все, что для этого нужно – обращать внимание ребенка на рекламные щиты, яркие вывески магазинов, дорожные знаки. А по приходу домой попросите его нарисовать то, что он запомнил.
Игра «Повторяй-ка»
Взрослый рисует простой узор, например: волнистая линия, ломаная линия, волнистая, ломаная и т. д. Ребенок должен рассматривать узор в течение 1-2 минут, затем вы прячете картинку, а ребенок по памяти рисует точно такой же.
Меняем узоры. Например: две волнистые линии, одна ломаная, три волнистые, две ломаные и т. д.
Усложняем: постройте (или нарисуйте из геометрических фигур) дом из кубиков: основание – куб, стены – кубики разного цвета, призма – крыша. Прикройте свой дом чем-нибудь, например газетой, а ребенок по памяти построит такой же.