Наталья Ростовщикова
Игры на развитие памяти у детей 5–6–7 лет
Игра «Художник».
Ребенок играет роль художника. Он внимательно смотрит на того, кто его нарисует. Затем он поворачивается и дает ему словесный портрет. Вы можете использовать игрушки.
Игра «Создай образ».
Дидактическое задание: попрактиковаться в запоминании геометрических фигур и отображении этих чисел с помощью жестов и позитивов. Материал: картины или игрушки, изображающие дикую природу. Реализация игры : учитель зовет детей пойти в заповедник, понаблюдать за дикими животными. Вы не можете говорить вслух, животные могут быть напуганы. Для передачи информации детям предлагается запомнить условные слова, закодированные в геометрических фигурах. В процессе запоминания дети должны отражать каждый из предметов с помощью позы, жеста (геометрические фигуры расположены по порядку, от 8 до 10 цифр). Прогуливаясь по заповеднику, дети делятся своими впечатлениями с помощью зашифрованных слов - цифр, показывающих их, держа тело и жесты.
Публикация «Игры на развитие памяти у детей 5–6-7 лет» размещена в разделах
- Игры для детей
- Память. Игры, дидактические пособия на развитие памяти
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Уровень 2: Игра «Волшебная сумка с подарками» 10-15 предметов разных форм, функциональных аксессуаров и цветов выливаются на пол. Через минуту дети видят и запоминают их. Взрослые кладут их обратно в сумку и просят ответить на вопросы о предметах: - Какого цвета была брелок? Сколько линий волос лежало на полу? Тот, кто отвечает правильно, получает объект в подарок.
Игра «Дома».
Материал: семь домов, вырезанных из картона, семь ключей от домов. Проведение игры : Первый вариант. Лежа перед детскими домиками и ключами. Инструкции: «Посмотрите и запомните, к какому из отверстий в домах подходит тот или иной ключ». Затем уберите кнопки и оставьте только дома, дома возле экрана. Покажите один ключ, попросите запомнить. Ребенок открывает экран и находит дом, в который помещается ранее отображенный ключ. Второй вариант. Покажите детские дома один за другим, это стремится запомнить отверстия в каждом доме. Клавиши лежат за экраном, ребенок находит среди клавиш ту, которая вписывается в ранее показанный дом.
Игра «Кость».
Между колоннами протянуты две струны, на которых размещены 10 цветных камней. Нижние кости перед началом матча переносятся в сторону. Верхние расположены в определенном ряду.
Дети смотрят пять секунд на верхние кости, после чего кости закрываются. Задача состоит в том, чтобы поместить нижние кости по памяти в том же порядке, что и верхние.
Игра «Запомни фигуры»
Эту игру лучше всего проводить на школьной доске. Ведущий рисует на доске 6 геометрических фигур по очереди. Каждая из них демонстрируется 7 секунд, затем стирается и на ее месте рисуется следующая фигура. Просмотрев все 6 фигур, участники должны в течение 5 минут нарисовать у себя на листе бумаги все показанные фигуры в той последовательности, в которой они демонстрировались.
Игра «Запомни геометрические фигуры».
Материал: карточки с изображёнными геометрическими фигурами.
Проведение игры : показать ребёнку картинку с изображёнными геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Инструкция: «Посмотрите, и запомни геометрические фигуры». Предъяви карточку, на которой 2 геометрические фигуры. Попросить ребёнка показать те фигуры, которые видел на первой карточке. Далее предъявляются карточки с наибольшим количеством геометрических фигур, ребёнок показывает первичный вариант.
3 уровень:
Игра «Найди свой домик»
Берем три разные коробочки. В одну кладем куклу, в другую зайчика в третью машинку. И говорим, что у каждой игрушки свой домик. Первоначально, чтобы ребенок получше запомнил, у какой игрушки, какой именно домик, немного рассказываем, обращаем его внимание на детали домика. Например, так: «У куклы вот эта розовая коробочка, в ней красное одеяло. У машинки коробочка с крышкой – это гараж, чтобы дождик не замочил её».
Затем просим ребенка отвернуться, вытаскиваем все три игрушки и отдаем ему. Просим положить каждую игрушку в свой домик.
Если ребенок хорошо справляется с задачей, можно в тот момент, когда малыш отвернется, переставить домики местами.
В другой раз «домики» заменяем «колясками», «горшками» и берем другие игрушки.
Вариант игры с несколькими детьми такой. Взять несколько стульев, устроив на них отличительный «домик» и на каждый посадить игрушку. Затем попросить каждого малыша взять со стула себе игрушку. Пока звучит бубен (музыка) малыши ходят вокруг стульев держа в руках свои игрушки.
Как только музыка играть перестала нужно усадить игрушку в свой домик.
Имейте ввиду, что иногда дети усаживают игрушку в чужой домик не потому, что у них плохая память, а просто потому, что этот домик им больше понравился.
Игры для развития смысловой памяти 1 уровень :
Игра «Составление рассказа по картинкам»
Перед ребенком в беспорядке кладут 4 картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ребенку последовательность событий. Взрослый просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он расположил их именно так. Затем предлагается составить рассказ по картинкам.
Игра «Понимание грамматической конструкции предложений»
«Наташа пошла гулять после того, как полила цветы» - Что Наташа сделала раньше: пошла гулять или полила цветы?
«Через много лет Сереже будет немного больше лет, чем Саше сейчас».
– Кто старше? (Саша).
Игра «Узнавание предметов по заданным признакам» Назови предмет, про который можно сказать:
- желтый, продолговатый, кислый;
- продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.
Какой предмет обладает следующими признаками:
- пушистый, ходит, мяукает;
- гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.
Кто или что может быть:
– высоким или низким;
– холодным или горячим;
– твердым или жидким; – узким или широким.
Какому времени года соответствует следующее описание:
«День становится длиннее. Все больше становится солнечных дней.
Тает снег. С юга прилетают птицы и начинают строить гнезда.» 2 уровень:
Игра «Вкус и запах» Задание 1.
Представь лимон. Каков он на вкус? Вспомни, как пахнет лимон. Расскажи об этом. Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь? Нарисуй лимон.
Задание 2.
Представь апельсин. Каков он на вкус? Вспомни, как пахнет апельсин. Расскажи об этом. Какого цвета апельсин? Представь, что ты держишь апельсин в руке. Что ты чувствуешь? Нарисуй апельсин.
Задание 3.
Расскажи, чем отличается апельсин от лимона. Чем они похожи?
Игра «Четвертый лишний»
Ребенку 5 – 6 лет зачитываются четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребенку предлагается найти «лишнее» слово и объяснить, почему оно «лишнее».
Игра «Да-нетка»
Ведущий загадывает слово или рассказывает условия какой-то совершенно необычной ситуации, а игроки (дети или взрослые) должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие вопросы, на которые можно дать один из пяти ответов: «да»; «нет»; «и да и нет»; «об этом нет информации»; «это не существенно». Например: «Я загадал растение средней полосы. За десять вопросов определите растение, которое я загадал».
3 уровень:
Игра «Сравнение двух или более предметов» • Чем похожи эти слова:
• кошка, книга, крыша;
• число, весло, кресло;
• Назовите общие признаки:
• яблока и арбуза;
• кошки и собаки;
• стола и стула;
• ели и сосны;
• голубя и дятла;
• ромашки и гвоздики.
• Чем отличается: ручка от карандаша; рассказ от стихотворения; сани от телеги; осень от весны; дерево от кустарника; лиственное дерево от хвойного дерева.
Подобрать к каждой картинке из первого ряда соответствующую картинку из второго ряда. По каждой получившейся паре составить предложение.
В первом и втором ряду по 5 картинок:
удочка цветок ключ топор краски
ваза дрова замок рисунок рыба
К указанному предмету подобрать слово, которое логически будет с ним связано (как в предыдущей паре, и подробно объяснить свой выбор.
Пример: стрелка – часы; колесо -?
Стрелка – это часть часов, значит к слову «колесо» можно подобрать слово «машина», потому что колесо – часть машины.
колесо – круг, ковер -? белка – дупло, медведь -? магазин – продавец, больница -? день – обед, вечер -?
охотник – ружье, рыбак -? слово – буква, дом -? лес – деревья, поле -? палец – кольцо, ухо -? море – капля, толпа -? цветок – бутон, листок -?
Проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений.
ночник, торшер, свеча; слива, яблоко, персик; брюки, шорты, юбка; корова, лошадь. Лев; елка, береза, сосна; картофель, морковь, огурец; петух, гусь, воробей; коза, свинья, корова.
Подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом «а», в котором будут объединены оба антонима.
o покупать – o открывать – o помнить – o встречать – o толстый – o мелкий – o полный – o знаменитый – o голодный – o брать -
К каждому сочетанию слов подобрать двойной антоним. С каждой парой слов составить предложение. Пример: умный друг – глупый враг. тихий плач – радостная встреча – вспомнить радость – светлый верх – темное прошлое – слабый мороз - Логические задачи:
• Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какая рыба поймана раньше всех?
• На веревке завязали три узелка. На сколько частей эти узлы разделили веревку?
• Коля ростом выше Егора, но ниже Сережи. Кто вше Егор или Сережа?
• Маша купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила Маша?
• На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел 1 стакан вишни.
Сколько стаканов осталось?
• Когда гусь стоит на одной лапе, он весит 2 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на обе лапы?
• Что тяжелее килограмм ваты или килограмм железа?
Наиболее полно и связно объяснить, в чем неясность, неправдоподобность ситуации.
по рисунку
• по изложенному в стихотворении:
Сел воробушек на дом,
Провалилась крыша. Под березою с котом
Пляшут польку мыши. Рыбка с мостика нырнула,
Вскрикнула и утонула. Черепаха хвост поджала И за зайцем побежала,
Возле речки, ну дела, Серого обогнала!
Сидела кошка в птичьей клетке,
А птичка съесть ее хотела,
Но кошка прыгнула на ветку
И, прочирикав, улетела.
Подробно объяснить, в чем ошибка предложенных суждений.
• ваза хрустальная, а стакан легкий;
• зебра полосатая, а леопард злой;
• холодильник белый, а ковер мягкий;
• огурец зеленый, а яблоко растет на дереве.