Долматова Татьяна
Игры на развитие мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Когда же предложить малышу игры на развитие мелкой моторики? В
среднем начинать осваивать пальчиковые игры можно с 8 месяцев, но
мы рекомендуем ориентироваться на особенности вашего ребенка.
Некоторые дети готовы подключиться раньше, а некоторые сумеют
освоить игры только к году. Ведь все зависит от индивидуальных
темпов развития ребенка, а консультацию по этому поводу вы всегда
Публикация «Игры на развитие мелкой моторики» размещена в разделах
сможете получить у специалиста.
На первом этапе все манипуляции с пальчиками совершает мама или
папа, а малыш лишь учится. Позже он освоит игры и будет делать все
движения самостоятельно.
«Ёжик»
Это самая простая игра, она подходит даже для малышей. Руки
сцепляем замочком и качаемся из стороны в сторону: «Ежик-ежик колкий, где твои иголки?». На последнем слове надо помочь малышу
растопырить пальчики-«иголки».
Игра «Разбуди соседей»
Проговариваем следующий текст и помогаем ребенку выполнить
подходящие движения:
«Утро настало — солнышко встало» (вместе с малышом поднять
руки вверх, растопырить пальчики).
«Эй, братец Федя, разбуди соседей» (потрясти кулачком).
«Вставай большак, вставай указка» (поочередно разгибать каждый
пальчик).
«Вставай середка, вставай сиротка» (поочередно разгибать
каждый пальчик).
«И ты, Митрошка. Привет, ладошка!» (на слове «ладошка»
потрясти всеми пальчиками).
Проделывается для каждой ручки.
Игра «Апельсин»
«Мы делили апельсин» (крутим кулачком).
«Много нас, а он — один» (показываем все пальчики, а после —
только один).
«Эта долька — для ежа, эта долька — для чижа» (поочередно на
каждого зверька отгибаем пальчик).
«Эта долька — для котят, эта долька — для зайчат» (если делает
мама, она может помассировать пальчики).
«Эта долька — для бобра, а для волка — кожура» (на слове
«кожура» нужно потрясти всеми пальчиками опущенных вниз
кистей).
Ищем клад
Для мелкой моторики очень полезны игры с крупами. Возьмите
большую миску и смешайте в ней все, что можно: фасоль, чечевицу, горох, пшено. Туда же отправьте шишки, желуди, каштаны и ракушки
— естественно, вымытые и просушенные. А еще внутрь всей этой
«каши» нужно закопать какой-то сюрприз — маленькую игрушку,
машинку или баночку мыльных пузырей. Задача малыша — долго
копаться ручками в разнородной смеси, чтобы найти подарок.
Параллельно можно считать шишки, каштаны, сортировать фасоль по
цвету.
Мама должна помнить, что малыша нельзя оставлять без присмотра: он
может подавиться или засунуть «сокровище» в нос или ухо.
Рисуем манкой
Возьмите противень и щедро посыпьте его манкой или сахаром.
Покажите ребенку, как можно рисовать пальчиками на таком «экране».
В помощь юному художнику можно дать кисточку, воронку из бумаги и
ложку, чтобы пересыпать крупу. Дети постарше могут повторять узоры
или даже буквы за мамой, а маленьким достаточно будет просто
повозиться в крупе.
Сортируем зернышки
В одну миску насыпаем фасоль (лучше красную) и пшено. Задача
малыша — всю фасоль переложить в отдельную мисочку. Для детей
постарше задачу можно усложнить, предложив осуществлять все
действия щипчиками для сахара, например.
Если смешать фасоль с манкой, то ребенку можно выдать сито, тогда
будет развиваться и крупная моторика его ручек. Пластилин, пастель,
фломастер
Масару Ибука — автор бестселлера «После трех уже поздно» —
настоятельно рекомендует как можно раньше дать детям карандаши. И
это очень правильно! Возьмите трехгранные карандаши, восковые
мелки или художественную пастель: чтобы рисовать ими, нужно
прикладывать разного рода усилия. Пусть у ребенка будет выбор! А
фломастеры можно отложить на другой раз, и даже не потому, что они
пачкают все вокруг, а потому, что для рисования ими малышу не нужно
прикладывать никаких усилий, ведь фломастеры легко оставляют след
на бумаге.
Рисование пальчиковыми красками — занятие хотя и хлопотное, но
увлекательное и полезное для мелкой моторики рук. Текстура красок
развивает сенсорику, а прикосновения к бумаге и попытки вывести узор
стимулируют мелкую моторику. Для полноты ощущений предложите
малышу порисовать на бархатной или гофрированной бумаге.
Отличной тренировкой навыков мелкой моторики будет и обрывная
аппликация — дети в возрасте 10–11 месяцев уже вполне могут
справиться с задачей самостоятельно нарвать на клочки салфетки или
даже вату (но только под присмотром мамы и при ее непосредственном
участии, а потом с помощью мамы прижать их к заранее
заготовленному рисунку (овечка, сугроб, снеговик, заяц). Задача мамы
заключается в том, чтобы направлять руку малыша и показывать, как
правильно прижимать к листу бумагу, какое усилие и какими частями
ручки нужно совершить.
Лепка из соленого теста — это занятие еще называют «мукосолькой» —
и игры с глиной отлично дополняют арсенал приемов для развития
пальчиков.
У соленого теста есть неоспоримый плюс: малыш не станет его есть,
даже если все еще тянет в рот разные «вкусности» — краски, мелки и
прочее. Однако наедине с ним малыша одного лучше все-таки не
оставлять. Мама может сделать тесто более рыхлым или плотным — и в
зависимости от этого ребенку нужно будет прикладывать больше или
меньше усилий при лепке из него. Тесто можно раскатывать скалкой, вырезать формочками фигуры, лепить колобка (мамина рука всегда на
руке ребенка и показывает правильное движение, делать лепешку,
раскатывать колбаски, а затем все снова превращать в бесформенный
комок.
С глиной игры еще интереснее. Из глины можно лепить камешки и
прятать под ними сокровища, а после находить их. На глине можно
рисовать палочкой и оставлять отпечатки с помощью пуговиц и
штампов. Единственный минус: даже дети, которые любят плескаться в
лужах, не всегда готовы погрузить руки в глину — мешает чувство
брезгливости. Не заставляйте малыша заниматься с этим материалом,
если он не получает удовольствия — лучше предложите ему пластилин.
Важно
Все игры, указанные в материале, используются в методике Марии
Монтессори и рассчитаны на детей начиная с 6–8 месяцев под
присмотром мамы. Тексты для игр могут меняться, как и пальчиковая
гимнастика, — в силах мамы сделать их разнообразнее и интереснее,
ориентируясь на интересы своего малыша. Сочиняйте, творите и
развивайтесь